Рассказы о Дубинском

Исай Фейгельман

     Бесхитростная правда            
Эдик Дубинский - руководитель группы конструкторского отдела, организации, где каждый знал о каждом всё. Я всегда с восторгом вспоминаю как однажды суровой зимой Эдик, большой любитель свежего воздуха, несмотря на протесты, открыл форточку. И тогда  почтенная Римма Марковна сказала:
      - Ну конечно! Эдик ходит в тёплых кальсонах, так ему жарко!
Откуда она узнала, какие кальсоны носит Эдик!?

Я хочу сказать несколько слов о Дубинском. Как сказал подпоручик Дуб:
      - Знаешь меня? Не знаешь меня. Ты знаешь меня с хорошей стороны, но ты узнаешь меня и с плохой стороны.

Я вовсе не хочу сказать, что я знаю Эдика с плохой стороны. Просто, это такая многогранная личность, что у каждого о нём своё представление. Итак, каким я вижу Эдика. Во-первых, это рослый широкоплечий красавец с мохнатыми ресницами. Во-вторых, (а, может быть, во-первых) он умён и талантлив. Вообще-то, умных и талантливых сравнительно много, но Эдик при этом обладает очень редким качеством: у него нестандартное мышление. Иногда   мне кажется, что если бы он родился в Х1Х веке, то стал бы революционером (он всегда отличался вольнодумством), и вождям русской революции просто нечего было бы делать. И ещё неизвестно, кому бы раскроили череп альпенштоком. В-третьих, я больше не буду нести отсебятину и перейду к конкретным рассказам, в которых, как в капле воды, отражены все грани этого таланта, а равно и время, в котором мы жили.

Печень тресковая в масле
Все помнят этот замечательно вкусный и полезный продукт, достать который в то время в Харькове было практически невозможно. Эдик в командировке в Москве, в министерстве. После   работы идёт по улице Горького и видит, что люди что-то несут в сумках и авоськах.   Наметанным глазом определяет – консервы, да еще какие: тресковая печень!   Действительно, во дворе гастронома огромная очередь, у стола – продавец, за ним - коробки   с консервами. Продавец в наступающих сумерках с трудом считает деньги и кричит, что заканчивает торговлю. Что сделал бы я на месте Эдика? Ну, стал бы в очередь, а, скорее всего, ушёл бы, так как народу - уйма, и уже конец рабочего дня.

А что делает Эдик? Эдик бросается на улицу в поисках хозяйственного магазина. Не найдя   такового, забегает в подъезды домов. И, наконец, находит то, что нужно: сердобольная бабушка-лифтерша даёт ему огарок свечи и коробок спичек. Эдик снова во дворе гастронома, с горящей свечой идёт сквозь толпу к столу и, накапав на стол воск, ставит свечку.  Раскрывает портфель и говорит: «Десять!» Продавец загружает портфель, народ   безмолвствует,  он счастлив: торговля продолжается.

Белокрайка
Руководство завода в панике: срывается план месяца, квартала и даже года. Нет полиимидной  плёнки, без которой невозможен выпуск электродвигателей. Проблемой занимается сам зам. директора завода по снабжению, он пробивается к зам. министра, но все безрезультатно. Эдик знает о проблеме (он ведущий по этим электродвигателям) и предлагает свои услуги. В любой другой ситуации зам. директора был бы оскорблён, но сейчас он с тоской говорит:
      - Попробуй, но это дело безнадёжное.

Пленку выпускает подмосковный завод, причем Эдик придумал эту пленку и участвовал в её внедрении на этом заводе, т.е. он там частый гость. Приехав на завод, Эдик направляется к очень влиятельной женщине – главному экономисту завода. Она, как и все женщины, в Эдике души не чает. (Я знал только одну женщину, которая Эдика почему-то терпеть не могла, это - Эллочка-программистка. Но это просто исключение из правил). Однако даже эта влиятельная женщина ничем не может помочь: цех, выпускающий пленку, в три смены выполняет важнейший правительственный заказ. Удрученный Эдик идёт в цех, попадает на перерыв: утомленные трудящиеся сидят за общим столом и перекусывают. На столе нехитрая снедь и, в том числе, редиска. Эдика здесь все знают. Он говорит:
      - Какая-то у вас редиска слабенькая, вот у нас на Украине – белокрайка!
В тот же день в Харькове звонок из Москвы: Эдик дает указание своему начальнику передать   с московским поездом лучшую редиску - белокрайку и несколько литров базарного подсолнечного масла.

Назавтра, перед перерывом, Эдик снова в цехе, он выкладывает на стол пучки замечательной редиски и бутыли с пахучим подсолнечным маслом. Народ очень доволен, идёт общий разговор, кто-то спрашивает:
- А что ты, Эдик, здесь делаешь?
Эдик рассказывает о проблеме. В ответ слышит:
     - Ерунда! Мы действительно очень заняты, но для тебя поработаем в перерыв и сделаем эту плёнку.
Все дружно работают, Эдик тоже крутит какие-то барабаны, заказ выполнен, план спасен.

Мясоруб
31 декабря 19.. года выглянув в окно, Эдик увидел, что в гастроном привезли мясо. В магазине уже очередь, ждут, когда на прилавке появится  мясо. Но идёт время, а мяса все нет и нет. Инициативный Эдик идет к заведующей и говорит:
      - Что такое? Там привезли мясо, а на прилавке всё та же плева и кости!
     - Да?! – отвечает заведующая. - А вы посмотрите сюда!
И показывает на человека в грязной телогрейке, который стоит, прислонившись к стенке, и лыка не вяжет. Это рубщик мяса.
      - Кто мне будет рубить мясо? – продолжает она. - Может вы!?
Эдик:
      - Где топор?
Заведующая:
      - А! (в смысле – не морочьте мне голову).
Эдик (с нарастающей интонацией):
      - Где топор?
Заведующая (с недоверием):
      - Вот он.
Эдик надевает какую-то спецовку и начинает рубить мясо. Вначале у него получается плохо, но затем могучий крепыш рубит увереннее и увереннее.

Через два часа появляется заведующая, в руках у неё чашечка кофе и пирожные на тарелочке.
      - Как вас зовут?
      - Эдуард.
      - Эдик, отдохни, выпей кофе.
Отдохнув, Эдик продолжает. Приходят какие-то люди от заведующей, Эдик отпускает мясо налево. Один из них – заведующий ателье индпошива – предлагает свои услуги, другие тоже ищут с ним дружбу. Рабочий день кончается, снова приходит заведующая.
      - Эдик, на сегодня всё. Вот душевая, там свежее полотенце, мыло. А, кстати, где ты встречаешь Новый Год?
      - Дома.
      - Пойдем со мной! (с надеждой в голосе).
Эдик отнекивается.
      - Ну, как знаешь.

Заведующая вручает Эдику шампанское и коробку конфет. Прихватив ещё собственноручно  вырубленный огромный кусок мяса, Эдик идёт домой. А теперь вопрос: как вы считаете, правильно ли поступил Эдик, отказавшись от приглашения? Ведь в те полуголодные годы дружба с заведующей гастрономом открывала такие перспективы! А что сказала по этому поводу Мюдочка, жена Эдика?

Ключ
Эдик вышел из дома, забыв ключ от квартиры. Квартира находится на втором этаже. Что делать? Эдик выходит на Московский проспект и останавливает проезжающий мимо автомобиль с телескопической вышкой. Подъезжает к своему балкону, залезает в корзину и поднимается вверх. И только когда он перенёс ногу на балкон, водитель спохватился и закричал:
     - Эй! А это хоть твой балкон? 
     - Мой, мой – ответил Эдик.
И водитель успокоился. Вот какая сила убеждения.

Тёща
Эдик часто выезжал с друзьями отдохнуть на озёра недалеко от посёлка Эсхар. Однажды вместе с ними поехала Эдика тёща, пусть меня простят, но я забыл её имя-отчество. В электричке, будучи  в весёлом настроении (а более смешливого человека я не встречал), Эдик сказал, обращаясь к теще:
- Теща! Здесь мои друзья, и я прошу, хотя бы сегодня не называйте меня, как обычно, гавно!
И что же сказала, не задумываясь, тёща?
- Эд-дик! (Нет, она не заикалась, это просто такая подчеркнуто-чопорная интонация).
- Если это твои друзья, то они и так это знают.