Противоречие

Дмитрий Гендин
1.
Многие люди в упор не видят парадокса нашего времени. Противоречие эпохи. Именно: отношение к половой любви.
Есть мировоззрение психотерапевтов, тот же фрейдизм. А есть православное (религии) мировоззрение. И всё бы хорошо, но серьёзно встал вопрос пола и любви. Учения по-разному оценивают этику эроса. Кто прав? «Свободная любовь» и разврат (что одно и то же) либо целомудрие и семья (вещи в известном смысле разные, но против разврата они вступают единым фронтом).
Нам говорят, что секс — лечение от всех болезней. Панацея. Мнение психотерапии.   
В то же время православные священники против блуда. Супружеская жизнь только в венчанном браке. Это закон вселенной, созданной Богом.

Должно созвать всемирную конференцию и решить все вопросы сексуальной этики. Но этого будет мало из-за того, что культур, мнений, учений много, они непримиримы. ЛГБТ и женщина в радиальном исламе — полярные точки эротической ошибки. Россия, переставляется, занимает срединный путь. Тории и догмы о любви не привести к общему знаменателю. Но обмен мнениями и аргументы важны для той же демографии.

Сексуальная этика переживает самый большой надрыв за всю историю культурного человека. Блуд узаконен. Это отправная точка многих бед. Например, аборты. Например, беспризорные. Блуд вызывает озлобление. Разврат Запада подначивает радикалов Востока. 

2.
Нет ответа, но могут быть задачи. Деятельность религии и государственная пропаганда. Инженерия культуры высоких романтических чувств. Нужно гибкое законотворчество, мудрая политика.

Запретить — срезать видимую часть айсберга, отрубить только одну голову Гидры. Задача школьной литературы, например, не только в осознании России как политики и истории, но в историях несравненной любви, в образах любви.
Проблема в средней социализации, прививание клише. Кто не похож — отвержен. Но и любовь у homo sapiens по природе сеть социальная. Любовь — не клише. Рождение и творчество ассоциируются друг с другом. Часто общество мешает этике. Но вне общества могут жить очень сильные духом. Любовь часто растворяется в социальной сфере. Штампованные мозги не знают любви.
Но образование может сделать интеллигенцию кучкой развратителей, знающих своё гнусное дело. Интеллигенция не должна враждовать с духовенством.

3.
Чем отличается психическое о духовного? Они имеют специализацию — свои проблемы, которые они решают. И учат жить. Психиатрия, психотерапия, психология лечат болезни (и проблемы) по специальным симптомам, диагнозам, ситуациям. Эти дисциплины осторожно советуют. Духовное шире, оно отхватывает всю этику и поведение человека (и даже загробный мир). Но когда речь заходит о половой любви...

Кто прав?

Может ли философия тут поставить точку?

Попробуем.

4.
Пол в русском языке означает «половина»: мужская половина и женская половина (брака, «половина меня»). Из самого различия полов очевидна моногамность.

Для религиозного сознания. Ветхий Завет — книга мудрая, но женщина там ни во что не ставится. Но половая этика есть. Верность воспевается, а Содом и Гоморра в пепле. В Новом Завете явлено много женских образов: Богородица, Магдалина и др. Они свободнее и важнее. Грех Евы преодолевается чистотой Божьей  Матери.         
 
Половина человечества — женщины. Способ выживания человечества — традиционная моногамная семья. Эрос — вдохновение культуры. Любовь важна и вне деторождения: просто теплота семьи, целомудренная любовь юности, нежность, ласка, романтика, жертвенность, посвящение себя.    
               
Человек любого пола чаще непостоянен. Нет, он или она могут быть верными. Человек выбирает, и в этом его проклятие. У него или её больше  ситуаций выбора. Потребительский капитализм укрепляет желание выбирать.

Мы любим тех, ко на не любит; не любим тех, кто любит нас.

5.
Разврат — это дешевый и грешный способ решить вопрос пола. К проституткам не надо ходить не из-за боязни подхватить ЗППП, а из-за боязни дисгармонии в нашем нравственном чувстве. Это пример. Пример ещё: порнография и гомосексуализм. Любовь сложна, разврат доступен (в той или иной степени, под тем или иным углом).
Любовь нужно строить. Воспитывать в себе. Любовь — труд и искусство.
В супружеской жизни нет ничего плохого. На душе светло, когда есть любовь. Любовь действительно лечит от душевного недуга. Но мало бывает любви, много проблем бывает. И тут падает дух, и падает психика.
Когда это происходит, Церковь и наука действуют сообща, забывая моменты несогласия. Но в тории наук о душе и религии сталкиваются.

Допустима ли мастурбация? Христианство отвечает коротко: нет. Психотерапевты не видят в мастурбации ничего плохого, даже поощряют  её. Если не делать никакого выбора, то это выбор временного отказа. Методику, даже теорию психотерапии развивает психоанализ. Коротко:  мы подавляем свои сексуальные желания (инстинкты) и сходим от этого с ума, когда вытесненное проявляет себя. В Ветхом Завете есть ссылка на Онана, пролившего семя, чтобы не продолжать родовой лини брата. В Церкви половая этика усложняется. Даже сморить с вожделением на жену другого уже прелюбодеяние. Важно воздержание. Есть и житейское правило: онанизм — это низко, что-то тайно-блудливое. Даже в психиатрической клинике нет тотальной мастурбации. Это эстетически мерзко. Ханжи более те, кто мастурбацию разрешает (потому что они её иногда запрещают всё же).
Что доступно на супружеском ложе? Всё, что решат сами супруги.  Коллегиальным решением.  Нет смысла учиться по учебникам секса, есть смысл познавать, открывать потаённое. Порнографический контент никому не нужен, и взрослым даже опаснее, чем отрокам (отношение человеку, как к мясу). 

6.
Остановимся на христианстве. Именно на православии.
Меня не смущают пассажи в литературе, когда персонажа тошнит от вина и хлеба на Евхаристии. Это его мнение — не более. Нас называют дремучими дубами. Путь называют, это их мнение.
«А друг Бог есть» вероятнее «А вдруг Бога нет», потому что страшнее, ответственнее. Нет Бога, нечего и бояться. Бытие Бога даёт надежду (Бог есть и хозяин Бытия самого как такогого).   
Все тонкости христианкой этики я освятить не могу.
Венчание — важное таинство. Это сбывшаяся сказка. Это метафизика пола и любви.      
Ритуал заключения брака есть у всех культур прошлого и настоящего. Это  гарантия, договорённость, согласие, единство.

Сложно найти невесту или жениха. Не метод проб и ошибок, а работа над собой, над достоинством, честью и совестью, над общей красотой души  и тела. Готовить себя для одного человека другого пола. Нет смысла, когда тебя любят (эрос) все вокруг. Не количество важно, но качество (уровень романтики); количество (сумма половых связей) здесь в качество (эроса) не переходит.
Есть ли тут судьба и удача? Более стоит полагаться на Бога.

Бог представит нам того или ту, кто нам нужен или нужна. Важно понять, что желаешь, а не ждать загаданного. Всё сбывается у всех, кто правильно желает. И, конечно, принцип: вера и дело.

7.
Желание может зашкалить. И тогда ввести в зло (для активного субъекта и для страдательного объекта). Есть учения, которые борются с желаниями, видя в них плохое. Есть учения, которые всё сводят к желаниям (Фрейд: «Мы — это наши желания»). Мы — желающие машины.

Есть желания, которым мы сопротивляемся. Чуждые нам желания, помыкающие нами. Это компульсия. Тут же и непреодолимая зависимость.
Отказ от низменного ради великого. Уже не желания, а философия интригует, например. Отказ от водки для сохранения семьи, например. А бывает и ОКР, тут сложнее.

Уже говорилось, что сложно желать. Стоит ли игра свеч? Твоя ли это мысль? (Реклама сделает так, что «моя».) Желать — это знать себя. «Познай самого себя». Желать себе то, что по зубам. Или даже выше:  «Кто метит в звезды, попадает дальше чем то, что метит в кусты». Не добиться больших целей не так страшно. «Я никогда не хотела того, чего не могла себе позволить». Уровень мы сами выбираем, да и то — не всегда последовательно.

8.
Сложно найти человека, с кем бы мог (могла) прожить всю жизнь. Своего, половинку. К сожалению, ошибки.
У нас нет понятия любви. Одни иллюзии сменят другие. «Любовь=секс»,    — одна из них, современная. «Любить=заниматься сексом».
Любовь высокая не ограничивается высотой храма. Есть пафос юной влюблённости; и его решение решает всю жизнь. Первая любовь в 7 лет, вторая любовь в 15 лет. Первая предпочтительнее, чище, справедливее и светлее, тогда как вторая легко путается с сильной похотью. (Вспоминается нимфетка Набокова:  9 — 14 лет.) Похоть может закончиться счастливым браком, но это мошенничество.

9.
Дети и семья.

Дети — это очень хорошо. Это ясно для мусульман, где брак без детей — вовсе не брак. «Брак — это союз мужчины и женщины, созданный для рождения детей». Но многоженство в свою очередь не очень честно.  Но многоженство не тема этой части.

Многодетность выгодна. Она учит детей жизни в мире людей: уважительное отношение к старшим, забота младшим, почтение и любовь к родителям. Один очень тепло воспитывается, два ребенка — это соперничество, трое — оптимально (так сменяются поклонения, третий ребёнок замещает тех, кто погиб рано).  И больше. Потомки — это тоже некоторое бессмертие.

Дети — сокровище. Даже в плохую эпоху есть место для детства.  Я не верю в инстинкты, но матери действительно любят своих чад  пуще всего (в этом весь Ветхий Завет).
Дети — часть нас. Воплоти и душевно. «Всегда поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Будь примером для детей, прежде всего. Отрицательный промер — тоже пример. Учиться у родителей можно вопреки (не пить, не курить, хотя родители пьют и курят).
Быть родителем есть второе детство. Снова пережить счастье. Беден дом без детского смеха.

Семья — исток всякого homo sapiens. Семья — место, где все любят друг друга и поддерживают. И хотя бы стараются помочь. Семья — лучшая компания.
Женщины думают о семье больше. Женщины — в большей степени млекопитающие, чем мужчины (мужчины молоком никого не питают, но добытчики, если у нас патриархат).
Всё от семьи и для семьи. Понятие родства. Мечты, упование, надежда на счастье. Все радости в семье. Близких людей мы считаем за братьев и сестёр. Всё травмы души в семье.  Отца и матери, бабушки и дедушки не хватает. Горе, когда мы теряем родных.
Семья — это мир, там свои законы и отношения. Здоровья близким — первейшее желание. Нам нужны не волки, а «свои люди».
Семья — школа и добра, а не только жизни. Общество похоже на семью не только властью, но и структурой, связями, характерами.

Но и без семьи можно стать хорошим человеком, чего-то добиться. Найти  тепло там, где ты — родитель, где тебе рады. Где свет жизни. Семья для человека, как вода для рыбы.

10.
Дружба мужнины и женщины.

Такая дружба возможна, хотя бы и после влюблённости одного (одной) их них.
Есть дружба, есть сексуальные связи. Истина, т.е. влюблённость, где-то рядом — посреди. Романтика не предполагает полового акта, а поцелуи и объятия очень предполагает. Друзья не целуются по страсти (и не всегда, и не всегда в губы). Секс сам по себе агрессивен для тех, кто в тёплых отношениях: доверие, честность, симпатия, сторге.
Помню объявление: «Ищу парня для дружбы и секса». Вопрос: а любовь где? Биполярное половое чувство какое-то.

11.
«Секс ради секса». Это нерушимая формула нашей современной ложной морали. Англосаксонцы заложники своего языка. У них «секс», «пол» и «половая связь» имеют одно значение. Sex is sex to sex. В русском языке пытаются узаконить как однозначные выражения «заняться сексом», «полюбить», «совершить половой акт». Но сила не в словах, а в смыслах.
Любой секс без любви — разврат. Любви нет без согласия. Без согласия половая связь — разврат. Брак — это союз мужчины и женщины по согласию. Секс вне брака — это разврат.
Разврат может переродиться в любовь, но сохранит ущербность. Разврат (как и всякое зло) есть трагедия, ошибка. Как для всякого греха требуется исповедь.
Разврат воспевают. «Секс — лекарство от всех болезней!» Психологи и психотерапевты пропагандируют любой секс, даже и не как у супругов. Секс не приносит сам по себе ни здоровья тела и души, ни счастья. Обратное сложно будет доказать. Секс ломает судьбы.

Но в браке любящих мужа и жены секс есть приятное дополнение.

12.
«Кто не без греха, пусть первый бросит в меня камень». Но ведь человек призван к святости, к идеалу. «Я потому о том пишу, что у давно я уж не грешу» (Пушкин). Надо хотеть прощения, чтобы его получить. Хотеть исправиться.
Дети первые в Царствии Небесном. Быть добрыми, простыми, чистыми как дети. «Идти дрогою добра». В нашем случае, дорогою романтической любви (без похоти). Нежность и ласка без похоти.

Человечеству далеко до нравственного идеала. Дикость половой ярости как была  у древних, так и осталась. Любовь порождает множество трагедий. Вся боль мира людей тут. Поиск счастья любви. Ошибки, разочарования и вера... вера в людей.
Противоречия я будут сняты.

Надежда на то, что рано или поздно, обойдя все искусы разврата, люди  Земли одумаются. И полюбят.

Amor vincit omnia.