А. Вертинский в Латвии

Валентина Томашевская
Некоторые секреты мастерства Вертинского

Главным сценическим образом Вертинского долгое время был грустный клоун — «русский Пьеро» с печальными глазами.
И этот образ был тепло встречен во всех странах, где он жил и выступал: в Европе, Азии, Америке.Повсюду Вертинский завоевывал успех, особенно среди русскоязычной публики.

Я училась заочно в Рижском университете на журфаке. Хотелось бы добрым словом вспомнить преподавателя и журналиста Абрама Клецкина. Он принимал ступительные экзамены. Идите на Домскую площадь или в Музей и напишите об увиденном в любом жанре.  Он же  проводил собеседование. Сказал, что филфака достаточно, чтобы писать. "Как к вам относятся в редакции?" - "Штат уже набран",- сказала я. Улыбнулся. Сказала, что интересуюсь темой духовности. "Ну какая здесь духовность?"- сказал он и обвел взглядом студенческие парты. На дворе стояло лето 1990 года. Знал и предвидел ситуацию.

Моя учеба на журфаке
http://proza.ru/2008/07/21/199
 
Знакомилась в читальном зале библиотеки с латвийскими русскими литературными журналами, а их было немало! Стихи Есенина, Блока, Мережковского...
Также листала  газеты начала и первой половины 20 века : "Сегодня", "Сегодня вечером", "Слово"…
Александр Вертинский выступал на Рижском взморье дважды летом 1928 года. Концерты состоялись на Рижском взморье в Эдинбурге (нынешнем Дзинтари).
 
18 июля. «Зрительный зал переполнен, - пишет журналист газеты «Сегодня вечером» Сергей Алмазов. – Преобладает женский пол. Атмосфера нервно-выжидательная. Выход Вертинского встречается аплодисментами. На лице Вертинского обычная расслабленная улыбка. Криво извивающийся поклон – он начинает… «Баллада о седой госпоже». Вертинский поёт почти шёпотом, лишь изредка повышая голос. Руки по обыкновению секундируют пению каждая в отдельности и эта асимметрия в движениях рук тоже создаёт настроение… Чем больше смотришь и слушаешь, тем больше поддаёшься этому наркотизирующему действию… Успех невероятный. Аплодисменты усиливаются с каждым номером, под конец превращаясь в стихийный оркан…»
Слово журналисту:"Его пение, вернее, мелодекламация, захватывает и увлекает слушателя. Странная, своеобразная манера передачи стихов, высокая странная фигура, одухотворенное лицо, "не от мира сего" — все это настраивает слушателей на мистический лад… А. Вертинский выступил с новыми песенками. "Ваша песнь", "О всех усталых", "Китайская акварель", "У высокого берега"…"

23 июля – второе выступление. «Можно как угодно относиться к «певцу печали» А.Вертинскому, - пишет репортёр другой газеты, - но следует отдать ему справедливость – его пение, вернее – мелодекламация, захватывает и увлекает слушателя. Странная, своеобразная манера передачи стихов, высокая странная фигура, одухотворённое лицо, «не от мира сего», - всё это настраивает слушателей на мистический лад… Тихая грусть, порой безысходная печаль, отчаянье – вот основные мотивы Вертинского, которые он передаёт так нежно и с таким тонким чувством…"

Успех колоссальный: на обоих концертах Вертинский "принужден был петь на бис". Сам певец скромно замечал, что успехом во многом обязан прекрасному аккомпаниатору — Александру Блоху, который с ним на всех гастролях.

Латвийская публика вновь увидела певца лишь в конце 1940–х. Вертинский ехал в Юрмалу и работать и отдыхать. Вместе с ним была жена и две дочери.

На концерте "...Вертинский вышел уверенной походкой, не очень быстро, но и без возрастной замедленности, в ослепительно черном костюме, худой, сосредоточенный, без улыбки, седой, коротко подстриженный, легким кивком головы ответил на аплодисменты зрителей. Он сделал несколько шагов по сцене, приближаясь к публике, оставляя в тылу пианиста, человека средних лет в очках, в таком же черном костюме".

..."Вертинский начал медленную ноту, которая постепенно, как волна, накатывалась к берегу сердца, все повышая эмоциональные удары. Сначала показалось, что у него нет голоса, что это певческий монолог, сопровождаемый жестикуляцией. Его руки "пели". Они выражали душевное состояние исполнителя, в движениях рук был определенный рисунок, они имели свой "текст", связанный с содержанием песни. Казалось, что руки мыслили…"

Все ему помогало: и установка -  главное - искусство, и видение, и искренность, и встречи, и репертуар, и судьба, и сама история с ее катаклизмами и приятие ее.

Рижские гастроли Вертинского: как это было
https://press.lv/post/aleksandr-vertinskij-znameni...

*Александр Николаевич Вертинский (9 (21) марта 1889, Киев, Российская империя — 21 мая 1957, Ленинград, СССР, 68 лет) — русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Википедия.­

Фото из инета.