Новогодние истории

Елена Коваленко 7
В каждой стране существуют свои традиции встречи Нового года.

Думаю, самые крепкие зародились у нас в России в Советское время.  В ту самую  эпоху  тотального дефицита, когда мандарины, шампанское, докторскую колбасу, майонез , настоящий индийский чай не так-то просто было купить. Вернее, достать! Для моей  семьи, с весьма скромным достатком, эти продукты значились в списках, как непозволительная роскошь. Но в новогодний  праздник мы  все же их  себе позволяли. А как  же  иначе? По-моему, все уважающие себя  советские люди готовились к этому дню, как к  чему-то особенному.Как говорится в одном известном фильме:- Весь город , как один человек готовился достойно встретить Новый год! И здесь стоить заметить, что люди  свято верили - в новом году обязательно случится новое счастье.  Все плохое останется позади, а  впереди  только самое  лучшее. Например, коммунизм!  Магазины будут завалены товарами  и их можно  забирать с полок  совершенно бесплатно. Поэтому, когда в соцсетях задают вопрос:- Почему русские так любят халяву?- я знаю точный ответ!
 
  Деньги  для встречи с новым счастьем начинали откладывать с лета. Подарки и покупки совершались  сильно заранее. Начиная  с середины ноября   люди проводили все  свободное  и несвободное  время в километровых очередях. Было принято заводить полезные знакомства с работниками торговли, и добывать дефицит  “из под полы”! Помню, как-то в начале декабря  мама принесла домой  настоящий ананас!  Мы   весь месяц ходили вокруг  экзотического  фрукта, предвкушая великое наслаждение. И когда ,наконец, пришло его  время,  торжественно съели  под бой курантов! Мягко говоря,  были слегка разочарованы.  Ничего особенного! Мало того, на  следующее  утро  проснулись с губищами в пол лица!  Это сейчас  жутко  модно, а тогда  выглядело весьма устрашающе. Мы начали строить всевозможные догадки, пока соседка, которая заглянула утром поздравить,  не сообразила, что это не какая-то там  неизвестная болезнь , как мы подумали, а милый ананас был причиной  наших бед. Оказалось, мы   неправильно его съели!
 А  какие были сногсшибательные  зеленые бананы! В прямом смысле этого слова. Их выбросили на прилавки гастрономов  прямо перед  праздником. Ммм, по сей день вспоминаю этот замечательный  вкус  туалетного мыла! Я так уверенно об этом говорю, потому что в  более раннем возрасте мне удалось его попробовать. Потому от  бананов я была в полном восторге! От них не болел живот, как после мыла.  А вот мама, почему-то,   сильно плевалась! Я удивлялась:- И что ей не нравится? Ведь какая прелесть! С той поры  я ем только зеленые бананы, но вкус  у них, к сожалению, сейчас  не такой мыльный. Может просто  привыкла?

В праздник мы обходились без елки.  Во-первых,  не так-то просто  ее было достать. Во-вторых, она стоила  баснословных денег. Иногда мама приносила ветки, ставила  в хрустальную вазу с водой,  и мы их украшали.  Квартира  наполнялась запахом хвои и леса.  Ветки  сохранялись  очень долго, иногда до марта, и даже давали новые ростки.
 
Еще мама любила вырезать из фольги  снежинки. Я  не встречала в своей жизни  людей, которые умеют это делать лучше, чем она.  Фольгу брали из-под шоколадок, мама   по-прежнему  называет ее «золотинка». А так, как шоколад ели не часто, то эти «золотинки» собирались годами в  картонную коробку! Снежинки мы с братом приклеивали к стенам  черной или синей изолентой. Старались аккуратно ее отрезать, маленькими прямоугольниками, чтобы не очень бросались в глаза на белом фоне. На потолок лепили «дождик». Обматывали его кусочком ваты, макали в воду и подкидывали вверх. Увлекательное занятие! Зал преображался,  и становился похож на сказочный дворец. Все выглядело шикарно на наш взгляд! К тому же оригинально, и не как у всех!

Обычно тридцатого декабря  мы делали генеральную уборку в квартире, вычищая каждый уголок до блеска! А потом мама пекла «ракушки» или «медовую горку». Иногда и то, и другое.  Это были изысканные лакомства! Их было так много, что хватало на неделю, иногда и больше.  Горку мама обычно делала в огромном эмалированном тазу. На нее уходила тонна меда, подсолнечного масла и спирта.  Благо, мед нам присылали из деревни, но иногда его не хватало и  приходилось докупать на рынке. А спирт мама брала на работе в лаборатории. Там этого “добра” хватало!  Я обожала  поздним утром  первого января  пить чай с медовой горкой,  и смотреть по телеку  какой-нибудь новый фильм или Песню года. Блаженство!

Кстати, про фильмы.  Хорошо помню, как вечером  тридцать первого декабря, мы смотрели  премьеру Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или С легким паром» на черно-белом экране.  Смеялись до слез! Я даже каталась по полу, схватившись за живот! Любовались Барбарой Брыльской. И думали, что песни она поет сама. Это уже гораздо позже произошло разоблачение.  Кино смотрели при полном параде! Мама была одета в точно  такой же «батник», как у   Гали, невесты Жени Лукашина. Эта блузка, уже винтажная, по сей день хранится у меня  в гардеробной.
 
Я любила встречать Новый год дома.   Однажды мама  ушла  праздновать к соседям, а меня оставила с братом, ему было месяцев шесть. Он крепко спал в своей кроватке, а я сидела нарядная  в гордом одиночестве за накрытым  столом, смотрела “Голубой огонек” и с наслаждением поглощала оливье и запеченную курочку.  Мама в разгар веселья внезапно  решила , что негоже дочери сидеть и грустить . Ей  было невдомек, что я в этот самый момент  абсолютно счастлива! Она ввалилась домой вместе с соседями и начала настаивать, чтобы я  живо собиралась на улицу. Перспектива выходить на мороз, да еще посреди ночи, меня совершенно не обрадовала. Я принялась с жаром  всех уверять, что мне и дома прекрасно сидится но ,разгоряченные шампанским  и  даже кое чем покрепче,  мама и соседи  были неумолимы. Пришлось с величайшим сожалением  отрываться от телевизора и тащиться по морозной  улице с соседской девочкой Леной  не понять к кому в гости. Мы долго лезли через сугробы. Потом долго искали дом и квартиру.  Когда, наконец, добрались до пункта назначения,  долго поздравлялись,  почему-то, в коридоре. Казалось нет конца и краю этому мучению. Праздник был испорчен. С тех пор я решила, что Новый год буду встречать только дома и никакая сила из него меня больше не вытянет!

Но никогда не говори “никогда”! Однажды моя одногруппница  Оля достала  пригласительный билет в ДК на новогодний бал, и позвала меня составить ей компанию.  Я никогда не бывала на подобных мероприятиях, кроме школьных разумеется. Мне стало жутко любопытно , решила  сходить. Мама ради такого случая  купила мне в комиссионке зеленое платье из японского шелка. Зеленый- совершенно не мой цвет, но другого все равно не было. Я накрасила тушью “Ленинград” ресницы.  Многие  советские  женщины наверняка ее помнят.  Это же  был целый ритуал - нанести тушь на ресницы!  Сначала надо  было поплевать в коробочку, на черный , застывший кусок, потом на кисточку. Потом поюзать ею  по туши и только тогда наносить. А когда это черное “нечто” комками укладывалось на ресницах, осторожно,  заточенной спичкой их разъединять! Главное- не проткнуть в это время глаз! Иногда на столь  незамысловатое действие уходило по нескольку часов. Но, как говорится, красота требует жертв.  Румяна я наносила себе на щеки маминой помадой и ей же красила губы. Через каких-то три, четыре часа, я вся  “румяная, здоровая, зиме пушистой рада”, с огромными коровьими глазами,  прихватив  в пакете зеленые лодочки,  отправилась на бал. Словно Золушка из всем известной сказки. Естественно, предвкушая встречу  с прекрасным принцем!
  В ДК было шумно,  оживленно, но совершенно не весело. Мы с подругой слонялись без дела и откровенно скучали. Принц не заставил ждать. Но он оказался  не стройным, высоким  блондином с золотыми волосами,  как я себе представляла, а низеньким темноволосым  крепышом с кирпичной физиономией!  К тому же чересчур назойливый, с плоскими шутками.  Боже, как же он нас утомил! Дед Мороз в тот вечер явно перебрал лишнего! Мы мечтали  только об одном-поскорее смыться с этого увеселительного мероприятия. После бала, еле отделавшись от недопринца,  мы огромной толпой завалились в гости  к еще одной Олиной подруге - Юле. У нее была огромная квартира . Родители  дома тоже присутствовали, но  тактично, не докучали, затерявшись в одной из комнат.Всех “веселил”  мальчик с огромным носом. Мы с Олей тут же дали ему кличку Шнобель, и мечтали поколотить, так он нас раздражал! Он бесконечно сыпал анекдотами и безобразно кривлялся!  И вроде  все вокруг красиво, и еда вкусная и люди, если не брать во внимание Шнобеля, вполне  приятные, но  отчего-то было безумно тоскливо и невыносимо тянуло домой. Мы с подругой посовещавшись в уголке,   приняли  разумное , на наш взгляд, решение- отправиться спать.  Так быстрее наступит утро и мы свалим из этого милого, гостеприимного дома. Но поспать нам так и не удалось, Шнобель увязался за нами, и мы всю ночь были вынуждены слушать его бесконечную болтовню! Поэтому, как только забрезжил рассвет,  быстренько сгребли свои пожитки и умчались без оглядки от милого шутника, оставив его в полном недоумении. Не представляете, какое я испытала облегчение!
Мама не ждала меня так рано и очень удивилась. Они с соседкой чаевничали и смотрели телек. Я наковыряла лопаткой из тазика полную тарелку медовой горки и присоединилась к ним. Начался фильм “ Принцесса цирка” .  Праздник вошел в привычное русло и все вернулась на круги свои!

 После неудачного бала  снова решила - больше в новогоднюю ночь ни шагу из дома! Но, жизнь вносит свои коррективы.

Спустя несколько лет мне довелось жить в деревне.  И , как не странно, лучшие праздники происходили именно там!   Я работала в Доме культуры и принимала самое непосредственное участие в организации всех мероприятий, в том числе и новогодних. Мы часто ставили спектакли, которые собирали аншлаги. После спектаклей устраивали Новогодний бал. Не  унылый, как когда-то в городском ДК, а веселый - с конкурсами, подарками, и праздничной дискотекой! Каждый год я придумывала себе новый  наряд. Покупала ткань, брала у подруги журнал Бурда, кроила и шила. А однажды распустила старую черную мамину кофту и связала на тонких спицах шикарное платье-бюстье с отдельными рукавами выше локтя. Со стороны казалось, что это не шерсть, а настоящий бархат.Насобирала по деревне аксессуары- чернобурку, которую небрежно набросила на плечи, в уши воткнула какие-то немыслимые  длинные серьги. А в волосы вплела длинную, толстую косу, которую мне любезно предоставила директор ДК.Как говорится- не пожалела волос своих!  Успех  был просто ошеломительный! Один молодой человек засмотрелся на мою неземную красоту, запутался в проводах и повалил все  колонки. Все заискрилось, свет пропал, праздник был под угрозой срыва, но слава Богу смогли все наладить  и мероприятие прошло на “ура”!
После бала я мчалась в свою резиденцию, как настоящая Золушка, теряя на ходу башмаки! Еле успевала к бою курантов. Новогоднюю ночь я по-прежнему предпочитала проводить дома.

Каждый год, начиная с детсадовского возраста, мне посчастливилось играть  роль Снегурочки. За много лет она мне порядком поднадоела, и захотелось  разнообразия.  Однажды я  решила нарушить традиции и придумала номер, где дед Мороз с  внучкой лихо отплясывают рок-н-ролл. Организаторы праздника поначалу приняли в штыки такую безумную  идею, но “дед Мороз”( молодой учитель физкультуры) сумел их убедить, что  будет очень круто. В итоге, нам  разрешили немного похулиганить. Мы долго репетировали, придумывали, как бы поэффектнее выступить. Решили в конце праздника сбросить шубы легким движением руки, и остаться  в сверкающих футболках и трико. Я несколько ночей не спала, все обшивала  костюмы стразами и пайетками. Как и ожидали,  выступление вызвало неописуемый восторг у зрителей. Нас вызывали танцевать на - бис! Еще и еще…. Мы  так уплясались , что до дома я еле доползла,  и  встречала Новый год распластавшись на диване, совершенно выбившись из сил!

А сколько раз  в Новогоднюю ночь случались  великие обломы!
 
Когда я  училась в педучилище, позвала в гости подругу с мамой. Моя мама  не была против. Встречу назначили на десять вечера. Казалось бы, все продумано до мелочей. Стол накрыт, из шкафа по такому случаю  вынуты все праздничные  бокалы и праздничный  чайный сервиз.  Оливье томится в хрустальной салатнице в ожидании  звездного часа. Японские тарелки, отмытые от многовековой пыли, сверкают  на столе девственной чистотой. На плите закипает вода для пельменей. Курочка приятно шкворчит  в духовке. Гости приходят  вовремя , и чинно располагаются на диване. И вдруг,  в самый ответственный момент, когда у всех  от голода сводит в желудках (весь день же готовились и почти ничего не ели)  вырубают электричество! Ужин при свечах, конечно романтичненько, но оливье единым  сыт не будешь.  Мы, как истинные оптимисты,  решили не расстраиваться и  начать с салата и закусок,  а там, глядишь, и свет дадут.  Оливье съеден, а чудо не происходит. С надеждой заглядываем в духовку.  Курица не подает  никаких признаков жизни - бледна и немного печальна. Решаем, что ничего страшного, скоро все наладится.  Начинаем веселить друг друга, играть в городки, в угадай-ку, читать по очереди стихи Пушкина… Электричества  по-прежнему нет. На часах остается пятнадцать минут до двенадцати, мы переглядываемся и понимаем, что надеяться на новогоднее  волшебство в этот раз бесполезно. Хватаем  из морозилки пельмени, кидаем в целлофановый мешок несчастную курицу, и несемся домой к нашим гостям. Благо они жили неподалеку. Забегаем в квартиру, как раз под бой курантов!  Не раздеваясь, несемся на кухню, открываем шампанское, чокаемся, делаем по глотку и принимаемся энергично готовить. Пельмени пришлось есть стоя, держа на весу тарелки. Не потому, что были очень голодные, и не дошли до стола, просто  в доме ничего не было, даже стульев.Подруга с семьей недавно переехали и еще не успели обзавестись мебелью. До сих пор с мамой вспоминаем тот Новый год, такой он получился незабываемый!

Пельмени, это вообще особая тема. Ни один новогодний праздник без них  не обходится по сей день.  Магазинные в советское время  совершенно невозможно было есть. Они представляли собой  комки  серого цвета, в виде полумесяца, с непонятной начинкой.  Из чего ее делали, мы так и не смогли разгадать.  Мало того, эти пельмени   мощно  прилипали к зубам, не отдерешь!  Тесто было просто ядреное! Так что, оставалось только лепить самим.  А это был особенный  ритуал, сейчас все намного проще. Сначала  закупалось мясо, непременно двух, а то и трех сортов. А отыскать его, говоря современным языком,был  целый квест! Потом мясо перемалывали, опять же вручную,  в  железной мясорубке, намертво прикрученной  к столу . Непростое это было дело. Руки  потом отваливались! Поэтому вертели ручку мясорубки  по очереди. Помню, мама показывала брату, как не надо делать, и чуть   не отрубила себе палец! Это было впечатляющее зрелище,  мы запомнили  урок на всю жизнь!
Пока мы крутили мясо,  мама замешивала тесто. Когда все ингредиенты были готовы,  переходили к творческой части.

 Считалось, что лепка пельменей сплачивает людей. Слышала  историю, как друзья решили перед вечеринкой сплотиться и собрались в канун Нового года постряпать пельмешков. Во время этого волшебного процесса  все основательно переругались и праздновали раздельно, каждый у себя дома!

Итак, когда  пельмени  налеплены  и лежат бочком один к одному на большом противне, их присыпают  мукой, накрывают  целлофаном , и выносят  на балкон замораживаться. И сейчас, спустя много лет, в этом процессе  ничего не изменилось. Разве что многие обзавелись просторными морозильными камерами. Это спасает пельмени от  непредвиденных погодных явлений.  Как это произошло однажды. В ночь с тридцать первого на первое лил дождь, и стояла плюсовая температура на улице. Когда мы проснулись , нас ждал весьма неприятный сюрприз- пельмени раскисли! Начало нового года не сулило ничего хорошего. К счастью, это было самое большое потрясение за весь год, которое с нами  произошло. А тогда мама занесла пельмени и  грустно  зависла над противнем.
-Вся работа коту под хвост!- сказала она плаксивым голосом. - Ну и что? На помойку все это выбрасывать?
Я внесла  конструктивное предложение- слепить “армянчики”, они же “грузинчики”. Не знаю, кому в голову пришла идея так назвать это блюдо?   По сути “армянчики” те же пельмени, только не вылепленные, а свернутые в рулет вместе с мясной начинкой и нарезанные колбасками. Их  слегка обжаривают с двух сторон и тушат вместе с овощами в глубокой сковороде или кастрюле.
Маме тогда моя идея очень  понравилась. Она воспряла духом и утро перестало быть томным!  Мы с огромным энтузиазмом принялись  раскатывать скалками слипшуюся массу и крутить рулеты.  “Армянчики” вышли не совсем эстетичными, словно после большого загула, но вполне  съедобными! На следующее утро второго января  хряпнул мороз, и на улице образовался ледник. Наевшись армянчиков , которых нам хватило на неделю, мы с братом и сыном нацепили коньки, и весело  отправились кататься по замерзшей луже возле дома.

Когда мне было лишь немного за тридцать, и я еще не вышла замуж за принца, несколько лет подряд  приходилось  в новогодние праздники  работать . В девяностые , в водочном  киоске.  У меня был “плавающий график”и однажды  рабочий день выпал на первое января. Тридцать первого декабря меня  пригласили в гости и я, как не странно, согласилась. Подумала- побуду до часу и поеду домой, мне же на работу. Но, как говорится, мы предполагаем, Бог располагает. Накрыли вечером с девочками стол. Мальчики открыли в положенное время шампанское. Под звон бокалов встретили Новый год, сбегали во двор шумно и весело попускали салюты, затем вернулись обратно и уселись  за стол.  У меня сохранились фотографии с той чудесной ночи  с нашими скучающими физиономиями. Ровно в час я взглянула на часы  и сказала своему другу Борюсику, что пора и честь знать! Завтра на работу с утра и все такое. Борюсик мой намек пропустил мимо ушей и сделал  куда более заманчивое предложение- прогуляться. Думаю- ладно, погуляю перед сном, что в этом плохого?  Мы  гурьбой отправились на улицу. Погода стояла просто чудесная! Решили пойти пешком. По дороге повстречали несколько пьяных дедов Морозов, уже без Снегурочек, распили с каждым бутылочку -другую  шампанского,  и  стало как-то совсем уж  весело! Идти домой мне, вдруг, резко перехотелось. А тут друг Борюсик неожиданно предложил  забежать в гости к его товарищу, поздравить.  Мы случайно догуляли до его дома. Так, как все  были в кураже  то,  естественно, согласились зайти ненадолго…
В шесть утра , когда оставаться в гостях уже было не вполне прилично,  решили, что пора и честь знать.  Нам было настолько весело , что мы потерялись во времени. Игры, дискотека, вкусное угощение, шампанское… Пожалуй, за всю мою жизнь, это был первый Новый год  не дома, который мне понравился. И, к  великому сожалению, последний.
Спать можно было  уже не ложиться так, как  в девять утра я должна была сидеть на  работе. Но я подумала:-  время еще есть , почему бы не отдохнуть чуток?
Разбудил меня звонок телефона! Взглянув на часы, я с ужасом сообразила, что  безбожно проспала! Стрелки показывали  ровно одиннадцать ! Похолодев от ужаса,  взяла трубку. Сказать, что директор водочного киоска был в гневе, это ничего не сказать! Он так яростно вопил , срывая голос, что уволит и немедленно. Я вздохнула и подумала:- Ну и ладно!Значит, судьба такая. Пусть увольняет.  По крайней мере  высплюсь и продолжу праздновать! А он пусть сидит в  первый день Нового года в обнимку со своей водкой!  Тем более впереди маячила перспектива работы в телекомпании, которая находилась на одной территории с киоском . Своими мыслями я доверительно поделилась с директором.   Он внезапно прекратил  гневную тираду . В трубке воцарилось молчание. Я уже было подумала, что он отключился и собралась вернуться в свою уютную постель, как директор опомнился! Видимо представил в красках  всю перспективу дальнейшего празднования  с местными алкоголиками и энергично завопил:- Быстр-р-р-о сюда!
Я жила неподалеку, поэтому через десять минут была на месте и приступила к своим обязанностям. А директор  радостно умчался домой, оставив меня без выговора в личное дело!

Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому ближе к лету я перебазировалась из водочного киоска в телекомпанию. И началась сумасшедшая, но невероятно интересная жизнь!  Поначалу я вела программу поздравлений, сама же ее монтировала. Поздравлений всегда хватало, но ближе к Новому году их становилось  просто до неприличия  много! Поэтому в те непростые времена, тридцать  первого декабря, я вся измотанная  работой еле доползала до мамы в десятом часу вечера. Отмокала в ванне, и прямо в халате встречала Новый год. Меня хватало только на бокал шампанского и тарелку Оливье. Сразу же после боя курантов и поздравительной речи Президента я падала в постель и забывалась в счастливом сне.  В девять утра, когда горожане после бурной ночи  еще нежились в своих теплых кроватках, я с резиновой улыбкой записывала поздравления в холодной студии. Потом монтировала  до глубокого вечера. Коллеги мне сочувствовали.  Поэтому в знак солидарности подтягивались в течение дня в телекомпанию. Естественно, не с пустыми руками! В монтажной организовывался небольшой сабантуй .  С каждым глотком шампанского работа шла все веселее и непринужденнее! И даже Кадышева со своим извечным вопросом :- Зачем это лето? - подталкивала на философские размышления! По домам расходились обычно глубокой ночью . Пьяные и счастливые!

Много с той поры воды утекло. Сейчас  уже не нужно к праздникам  ничего добывать. В магазинах есть все. Правда, не как в коммунизме, о котором мы столько лет мечтали, но уж лучше так! По гостям вообще не обязательно ходить. Созвонились по видеосвязи, увиделись, поздравились , обменялись денежными переводами и прекрасно! Все значительно упростилось.   Но  традиции никто не отменял. Украсить дом, налепить  пельменей, накрыть праздничный стол, настругать Оливье, выложить в вазу гору мандаринов.  Это остается неизменным. Было и всегда будет. Потому , что  взрослые родом из детства, и они до сих пор ждут от деда Мороза  подарки! И каждый год верят в новое Счастье.