Смерть-24

Рок-Живописец
3 книга:
Интересно, хотя бы в концлагере проснулось тогда в людях  что-то истинно человеческое, теплое и интересное или они так и остались мусором, который уморить голодом или закопать живьем, даже без выстрела в затылок, есть грех не смертельный?!

Комм:
Мое тогдашнее ожесточение достигало прямо-таки фашистских пределов… (готов был и убивать, и умирать? Фашизм всегда лишь следствие отчаяния? Как и большевизм 17-го года…)

2 книга:
Нет ничего случайней и закономерней смерти.

Комм:
Приятие случайностей делает философом, понимание законов – мудрецом…

ЦИТАТЫ, анекдот:
- На нашей пивоварне произошёл несчастный случай.
- О, Господи! - воскликнула испуганная Бренда, - Не говори мне ничего!
- Мужайся, Бренда. Твоего мужа Пэдди больше нет с нами...
Когда Бренда наконец справилась со слезами и вновь обрела способность
говорить, она промолвила:
- Расскажи мне, как это случилось, Тим.
- Это было ужасно, Бренда. Пэдди упал прямо в котёл, где варился
  Гиннесс Стаут, и утонул.
- О, Боже! Скажи мне правду, Тим, по крайней мере его смерть была
  быстрой?
- По правде говоря, Бренда, не очень.
- Не очень?
- Нет. Он три раза вылезал пописать...

Инет:
Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Правоверного мусульманина обязательно должны похоронить в день смерти до захода солнца. Если человек умер ночью, то хоронят на следующий день и также нужно успеть до заката. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Такая поспешность объясняется жарким климатом южных стран, откуда по свету пошёл ислам, в котором тела начинают разлагаться очень быстро — затем правила были вписаны в шариат[24]. До спуска тела в могилу его три раза приостанавливают у самой могилы, а перед самим спуском приподнимают как можно выше вверх — и тем самым как бы препоручают вышним силам[24]. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повёрнута в сторону киблы. В могилу тело опускается ногами вниз в сторону Киблы, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на её саван. У могилы собираются исключительно мужчины, женщины оплакивают дома. Опускать тело в могилу должны только мужчины (желательно родственники) даже если это тело женщины. В могилу бросают горсть земли, говоря на арабском языке айят из Корана (2:156), в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Засыпанная землей могила должна возвышаться в виде холмика над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на неё по горсти земли и читают молитву айят из Корана (20:57), в переводе означает: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз»[25].

С погребальным обрядом связано чтение аятов из Корана. Согласно завету Пророка Мухаммеда, читается сура «Аль-Мульк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаху Всевышнему, чтобы Он смилостивился над покойником. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нём говорится только хорошее. Необходимы молитвы, просьбы к Аллаху, так как в первый же день (ночь) в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, которые начинают «допрос» покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».

Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане. Шариат требует хоронить тело таким образом, чтобы не ощущался запах, и хищники не могли бы вытащить его. Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его.

Особенность мусульманских кладбищ в том, что все без исключения могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки (юго-запад), а на памятниках отсутствуют фотографии, это запрещается шариатом. Эпитафии на памятниках строгие, ограничиваются словами из Корана, общей информацией об умершем человеке и датами его рождения и смерти. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают любую суру из Корана, ориентируясь в направлении молитвы по расположению надгробий. Хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается, так как согласно шариату, захоронение рядом неверного оскверняет могилы правоверных. Также шариат не одобряет различные надмогильные постройки (мавзолеи, гробницы, склепы и т. п.

Комм:
Кто я такой, чтобы все это комментировать? Ритуалы на земле начались чуть ли не десятки тысяч лет назад – как и законы. Ведь жизнь под законами сама по себе весьма ритуальна… Смена ритуалов совершается очень постепенно, веками – а если нет сил ждать, то приходится терпеть кровавые революционные жертвы, потому как у старых ритуалов всегда много адептов (они же и зомби). В итоге, люди из одного зомбированного состояния переходят в другое, но до сих пор никогда так и не были свободными. Они живут вслепую, а при жизни вслепую очень помогают законы-регламенты. Надо освобождать людей от ритуалов лишь по мере их прозревания, иначе они все разбредутся, попадают…
 
3 книга:
Смерть вырыла во мне такую яму, что я уже с трудом удерживаюсь на краю - отступать-то некуда. Я был большой когда-то, а ямка была маленькой, а теперь меня даже закапывать не нужно, меня и не заметишь на дне такой ямы. Я тот же покойник, только шиворот-навыворот. Или я все же  яма, а покойник и деревянный ящик - это то, чем меня одарили  вокруг собравшиеся люди? «Ямой душа у меня, ямой, не надо скульптуры, отройте мою скульптурную, неповторимую яму; позовите господ археологов и проведите раскопки...» (Подтянусь и ущипну их за ногу, сзади, повыше ботинка...)

Комм:
Накануне любой смерти буду устраивать маленькие художественные акции? Чтобы отвлечься…; это же как безумства отрыжка…; будут они из меня лезть как ногти мертвеца…
(Яму в себе засыплю только вместе с окончанием данной книги. Пока только сам гроб текстами засыпан…)

2 книга:
Он жизнь делает частью смерти, ее преддверием, к ней приготовлением, а я хочу, чтобы смерть была частью жизни.

Комм:
И мне это всегда удавалось! смерть – хотя бы в виде черного цвета – всегда входила в жизнь моих творений подчеркивающим, а не перечеркивающим ее контрапунктом… (хотя и случались ужасные ошибки – это как при сложной  работе с ножом порезов избежать почти невозможно…; оттяпывал себе фаланги пальцев, потом их кропотливо восстанавливал…)

ЦИТАТЫ: историк-актер Радзинский:
тайны - в  традициях  Юсуповского  рода.
Прабабка убийцы Распутина была одной из  красивейших  женщин  Европы.  В  ее
апартаментах после революции большевики нашли потайную дверь,  а  за  ней  -
гроб  с  истлевшим  телом  мужчины.   Феликс   впоследствии   писал   о   ее
любовнике-революционере, узнике  Свеаборгской  крепости,  которому  прабабка
устроила побег и скрывала во дворце и до его смерти, и после.

Комм:
Революционер в чулане, на правах домашней собачки?! Причем, гроб стоял там давно и мужичку предоставлялся выбор, где спать  - в нем или с бывшей красавицей, нынешней старухой…

Инет:
Своеобразный образ жизни евреев основан на определенных представлениях о Боге и о месте человека в обществе и во Вселенной. Точно так же ритуалы, связанные со смертью и похоронами у евреев отображают определенное отношение к Богу, к природе и к проблеме добра и зла. Все эти ритуалы сопровождаются вербальными молитвами на иврите, погребальной процессией в сочетании с молчанием или соответствующими речами. Весь похоронный обряд от момента смерти до закрывания гроба для мужчин выполняют исключительно мужчины, а для женщин — женщины.

Так как в иудаизме особый акцент делается на священности и неприкосновенности жизни, у евреев запрещена эвтаназия и любая помощь, помогающая людям уйти в мир иной. Умирающего человека нельзя оставлять одного. К нему следует относиться с уважением и любовью вплоть до последнего момента его пребывания на земле. Одна из еврейских заповедей гласит: «Оставайтесь у постели умирающего человека». Если человек не в состоянии произнести предсмертную исповедь («видуй»), то ему помогают её произнести. Покаяние перед смертью дает человеку возможность отойти в мир иной без грехов. Еврей должен знать наизусть слова этой молитвы, поскольку человеку не известно, когда он умрёт.

Ещё до смерти, в последние часы жизни человека, принято вызывать к нему раввина, чтобы он помог умирающему подготовить себя к достойному уходу из жизни. В иудаизме тело считается священным вместилищем души и поэтому к нему относятся с надлежащим уважением. Большинство синагог помогают в подготовке к похоронам. Во многих общинах есть Хевра Кадиша — «Святое братство», похоронное сообщество, которое традиционно отвечает за подготовку человека к уходу из жизни и выполнение надлежащих ритуалов сразу после смерти, а также за проведение похорон. Возле тела всегда должен обязательно находиться «охранник» (шомер), а в случае с женщиной — «охранница» (шомерет). Также возле тела запрещено есть и пить. Члены этого общества совершают ритуал омовения тела: в порядке старшинства присутствующие обливают тело тепловатой водой с головы вниз. Ковши не должны в это время передаваться из рук в руки, после использования их следует ставить на место. Затем тело очищается при помощи платков. Очистив верхнюю часть тела, переворачивают его на левую сторону и очищают правый бок и половину спины, то же самое повторяют с левым боком. Ритуал омовения сопровождается молитвами и чтением псалмов. Тело умершего кладется на землю. Затем покойного одевают в традиционное погребальное одеяние — тахрихин (саван), сшитый вручную из белой хлопчатобумажной (не шерстяной) материи и прошитый льняными нитями. Шапка, похожая на высокую ермолку, должна быть двух-слойной, чтобы ею можно было прикрыть лицо умершего. Как на тахрихине, так и на талите (молитвенном покрывале) не должно быть украшений, ничего металлического: золота, серебра, вензелей, значков, пуговиц — нельзя давать это мертвому с собой. Всех евреев, как богатых, так и бедных принято хоронить в этом белом саване, что свидетельствует о равенстве перед смертью. На покойнике также не должно быть каких-либо украшений. Стоит отметить, погибшего или убитого хоронят не в тахрихин, а в той одежде, в которой он встретил смерть. Белье, одежда, платки и другие вещи, каким-либо образом запачканные кровью покойного, кладут на дно пустого гроба и погребают вместе с ним. Всё, что было отрезано или отпало от тела, кладут на дно гроба и также погребают вместе с покойником. Любое перемещение тела осуществляется вперёд ногами.

Комм:
Неплохо, неплохо… Собрать бы все самые удачные выдумки из различных ритуалов в один – Совершенный… Хотя, боюсь, слишком многое зависит от местных обстоятельств… А то удивительно: почему только первым людям было позволено что-то выдумывать и постановлять?! Что за избранность у отсталых, вообще-то, дикарей?! Причем, разумеется, эти первые люди для кого-то сами были последние, но набрались то ли смелости, то ли наглости, попробуй, сейчас разбери… В наше время явно пора сделать автоматизированный завод по упаковке покойников (и даже их захоронению) – автоматы сделают все гораздо точней, быстрей, красивей и дешевле. А на память пусть остаются лишь видео, аудио и фото – где у покойного вечно рот до ушей… Можно обязать близких родственников раз в год все это просматривать и прослушивать под угрозой лишения Божьего благословения и собственного забвения… (дальним хватит и одного в три года воспоминания; а то и в семь…) Тухлятину же – с глаз долой и из сердца вон!
 
3 книга:
«Не обманывай меня воскресением - я не хочу умирать»! - предпочитает жизнь в гробах, а не смерть и воскресение – и, конечно, не воскреснет...

Комм:
Каждый, кто любит риск (да хотя бы парную!), жизнь в гробах не предпочитает… Ее предпочитают только бабы. Мол, в гробу со мной тебе вполне хватит жизни! Подкаблучники, к сожалению, согласны (и парная – или какой-нибудь спорт-огород для них только форточка…) Оттого-то и причтены были первые христиане к злодеям, что выбирали смерть, а не безжизненное, фиктивное благополучие квартирки, как подобия будущего гроба… Они реально воевали за истину, не имитировали… (сам я, впрочем, далеко  не образец смелости! Есть такой ТВ-путешественник – Понкратов – так он может даже посреди улицы разлечься, чтобы рисовать! Вот у кого бы поучиться…)

2 книга:
Чем более значительно дело, тем более значительной будет смерть /с вершиной во Христе/. …Ведь дело – это делание несуществующего существующим – тут путь к вере в воскресение после смерти.

Комм:
Да, я умру, а дело мое должно жить, побеждать, приносить вдохновение радости… (кто иначе меня понимает, тот неправ! Впрочем, в период 2-ой книги я сам себя понимал еще не вполне верно – грузился неимоверно…)

ЦИТАТЫ, историк-актер Радзинский:
"Всякую весну я по 40 ночей не  спал,  -  вспоминал  Распутин,  -  так  и
проводил время с 15 до 38 лет... "
   (Григорий  видел камень под елью, где любил сидеть святой. ) Смерть  Симеона  последовала  от чрезмерного воздержания и поста в 1642 году.
     "Симеон  Праведный  Верхотурский  уврачевал  мою  болезнь  бессонницы",

Комм:
Ель не то дерево, под которым стоит сидеть – и оно  слишком холодно, и камень…

И кто сейчас разберет, кто чем болел, от чего излечился – или же помер… 40 дней он не спал! 3 дня не поспишь и уже так окосеешь, словно все 40 прошло…

Инет:
Иудаизм не запрещает хоронить умерших в гробу, однако в некоторых местах (например, в Израиле) принято хоронить умерших без гроба. В тех же местах, где принято хоронить в гробу, принято использовать простой деревянный гроб, без украшений, что, как и саван, указывает на равенство всех пред лицом смерти. В дне гроба обычно снимают одну из досок, однако если это невозможно, достаточно, чтобы в гробу была щель длиной в 4 см. Это нужно для того, чтобы тело покойного находилось в непосредственном контакте с землей, поскольку человек, созданный из праха, должен возвратиться в прах. Положение в гроб умершего у иудеев совершается родственниками. Усопший кладется на спину, лицо повернуто кверху, руки вытянуты выпрямлены вдоль туловища, голова лежит на мешочке с землей Израиля, которой посыпано также тело покойного[27]. Обычно гроб немного приоткрытым у изголовья, покрывается чёрным полотном и ставится ногами к выходной двери. Подобно христианам, иудеи занавешивают все зеркала в доме умершего и ставят в изголовье почившего свечу. Не принято смотреть на тело умершего, поскольку человек создан по подобию Бога, а в мёртвом теле это подобие нарушено, кроме того, родственники должны запомнить покойного таким, каким он был при жизни, а не его посмертный образ

Комм:
Интересно, но  мало! Можно было еще много чего напридумывать… (чтобы в деталях забыться или  чтобы похороны медом не казались?! Чтобы не желать смерти близкому своему хотя бы виду предстоящих хлопот и расходов!)
 
3 книга:
Среди «профессионалов» всё время пахнет гробами. Гробовщики, мебельщики, агрегатчики; прибор в руках - это сердце. «Что вам мебель - плот спасения, что ли?!»

Гроб с мотором, шкаф с прибором. Шкаф в гробу с мотором. Гробы в шкафу с прибором, прибор определяет, какой гроб нам сегодня наиболее к лицу. Произрастают не деревья, а гробы-полуфабрикаты. Земля - это концентрат смерти, ее так много в ней, что она даже прет наружу, пытаясь заселить и воздушный мир черным лесом из профессионалов. Всюду потолки: перемещаться под небом профессионалам рекомендовано под крышей, быстро и хотя бы в окружении стен...

Комм:
Да, от деревьев сначала пахнет смертью…; и на нашем севере они эту смерть, можно сказать, полгода проповедуют… (отчего наших профессионалов, наверное, всех трудней переубедить; мол, без наших «гробов» все бы уже давно померли! И как им понять, что человек должен все знать и уметь, но все-таки не поклоняться наукам и  технологиям… Человек – центр этой вселенной! не наука, не государства, не религия или культура…)

2 книга:
Для Сенеки смерть действительно момент истины.

Комм:
Как и для каждого приговоренного (даже для каждого солдата на войне…) Если человек умирает с верой в себя, с внутренним знаменем, он в аду не окажется… - и его жертва, в конечном итоге, не будет напрасной, ибо разрывает черствые сердца…

ЦИТАТЫ, историк-актер Радзинский:
прямодушный аскет Феофан не  смог  заменить  лукавого  Филиппа.  И  во
дворец Милицы все чаще зовут протоиерея Иоанна  Кронштадтского  -  тогдашнюю
всероссийскую знаменитость. Его глубоко почитал отец  Николая  -  протоиерей
стоял у постели Александра III в минуту его смерти.   Ему  была  ниспослана  высшая  сила
христианина - дар исцеляющей молитвы.

Влиятельнейшая петербургская газета "Новое время" выпустила целый номер  (20
декабря 1883 года) с благодарностями исцеленных.

Комм:
У некоторых попов любых вероисповеданий действительно есть духовная сила; она, правда, часто  опирается  на физическую силу и большой душевный опыт,  а также на природные лидерские качества, уверенность в себе, силу воли – а не на реальное понимание всей истины… (но на час-другой сильного впечатления точно хватает! Главное, в  тексты этих людей не вчитываться – да они и избегают писать…)

С другой стороны, при общении с людьми в некоторых входит  дух, некий дар,  сила (как в меня она стала входить при аудиозаписях - а ранее входила при рисованиях – а сейчас вновь входит и при писаниях…). Эта сила достаточно отстранена от личности своего обладателя (история Самсона об этом – его сила не сделала его универсальным силачом, у него были слабые места…)

Т.е. одни являются сильными личностями без прочного дара, а другие - одаренными личностями без прочной силы… (Только Бог вмещает и то, и другое)

Инет:
Похороны должны состояться вскоре после смерти (обычно в течение суток), так как считается, что душа возвращается к Богу, и тело должно быть возвращено в землю как можно скорее. Нельзя оставлять покойника на ночь, за исключением смерти в субботу или праздник. Быстрые похороны защищают умершего от позора (разложения его тела у всех на глазах). Это также помогает родственникам умершего осознать реальность смерти и быстрее оправиться от утраты. Похороны запрещены во время Шаббата и праздника. Во время похорон в доме умершего читают псалмы и молитвы. Тело покойного при этом не должно оставаться в одиночестве.

Друзья удостоенные чести нести гроб должны остановиться семь раз на дороге, ведущей к месту погребения. В синагоге церемония похорон не проходит, так как она считается домом живых[27]. На кладбище гроб опускается в могилу так, чтобы ноги лежали на Восток. Каждый человек присутствующий на похоронах должен опустить три лопаты с землёй в погребальную яму и произнести при этом: «Да упокоится его (её) душа с миром». Лопата не передается из рук в руки следующему участнику похорон, а втыкается в землю, чтобы избежать «передачи смерти». Каждый бросает три горсти земли, потом зачитывают Кадиш.

После того, как тело скроется под землей, члены семьи умершего совершают ритуал разрывания одежды. Они надрывают свою одежду, так, чтобы оголить сердце. Женщины не совершают этот обычай из скромности или только немного надрывают верхнюю одежду. Этот обычай призван дать выход эмоциям, чтобы родственники быстрее оправились от потери. Все участники похорон дожидаются момента, когда могила будет полностью засыпана землёй. Похоронная проповедь произносится раввином. После похорон все моют руки, что является символом очищения, не вытирая их, чтобы символически остаться с усопшим и его семьёй. Похороны в иудаизме обычно обходятся без цветов.

Надгробные памятники у иудеев содержат надписи на иврите, содержащие информацию о покойнике и иногда символ таблиц закона.

Комм:
Каждый человек действует немного по другому и каждый народ действует немного по другому – но умирают все одинаково, и живут душой тоже одинаково… (Почитайте арабскую средневековую поэзию и поймете, о чем я)
 
3 книга:
Я - типичный пророк, взявшийся, наконец, за ум! Слишком легкая смерть - людей осуждать! И жизнь слишком легкая где-то. Более  не имею нужды уже отпугивать врагов своих видом: «Пинайте меня, если это вам так интересно»...

Комм:
Старик осуждающий будет иметь укороченную старость (если и доживет до 80, то лишь потому, что имел здоровья на все 100 лет). И осуждения делают и молодого преждевременным стариком… Осуждениями я сначала молодость свою сокращал, но нынешним миролюбием удлиню старость…

2 книга:
Жил, обсуждая темы жизни, а теперь умирает, обсуждая темы смерти - пожрал всё, что было дано; последний плод  очень горек, но он уже искусен в поедании.

Комм:
Ни фига не горек; для старика горьки темы не смерти, а  жизни – несбывшегося в ней… (Смерть – это такой дружок, который не обманет, который все-таки по справедливости накажет!)

ЦИТАТЫ, историк-актер Радзинский:
Николай не сомневался в своей  гибели.  Он  писал  Марине  в  ночь  перед
дуэлью: "Последней моею мыслью была мысль о тебе... Мы встретились  с  тобою
на  наше  несчастье  и  погубили  друг  друга...  Через  два  часа   приедут
секунданты... Прощай навсегда, я люблю тебя".

  Николай выстрелил в воздух. Мантейфель промахнулся  и  потребовал  сократить
дистанцию до пятнадцати шагов. И опять Николай выстрелил в воздух -  не  мог
он губить оскорбленного им человека. И тогда граф прицелился и  хладнокровно
застрелил его.

    Зинаида Юсупова лежала в то  время  в  горячке,  приступы  безумия  будут
мучить ее до смерти. А Феликс уже вскоре осматривал свои  будущие  владения.
"Я  всерьез  воображал  себя  молодым  государем,  объезжающим  страну",   -
вспоминал он.

    Но оказалось, была еще одна жертва дуэли, еще одна женщина - на  сей  раз
нелюбимая, но любившая. И навсегда сохранившая любовь  к  Николаю,  воистину
безответную, о которой тот при жизни  даже  не  подозревал.  Это  была  Муня
Головина. В своем архиве Феликс  сохранил  и  ее  письмо.  Она  тоже  хотела
"припасть к гробу"

   Погибший Николай связал ее с Феликсом. Навсегда.
    Она занялась спиритизмом, пыталась говорить с  убитым  Николаем.  "В  это
время я... делала опыты  по  вызыванию  духов...  Я  была  крайне  удивлена,
когда... отец Григорий спросил меня: "Зачем ты все  это?..  Ты  знаешь,  как
подготовляются пустынники, чтобы иметь наитие духа? Как  ты  среди  светской
жизни хочешь достичь  общения  с  духом?"...  Он  посоветовал  мне  этим  не
заниматься, предостерегая, что я могу сойти с ума...

Комм:
А Мантейфеля-мефистофеля  Юсупов не прикончил? («отец Григорий» тут – Распутин…)

Инет:
Период между наступлением смерти и погребением называется анинут. В этот период семь близких родственников: мать, отец, брат, сын, дочь и жена или муж обязаны соблюдать особый ритуал, который помогает им справиться с постигшим их горем.

После погребения все участники похорон возвращаются домой и едят особую трапезу, которая называется сеудат хавраа. Эта трапеза символизирует утешение для друзей и соседей. Традиционная часть этой трапезы — сваренные вкрутую яйца, которые своей круглой формой напоминают о чередовании жизни и смерти. Статус родственников покойного — онен (скорбящий) меняется на авель (в трауре) и для них начинается период траура, который называется шива (семь), так как длится 7 дней, в течение которых родственники не выходят из дома, в то время как соседи и друзья приносят им пищу. В течение этого времени скорбящие родственники не пользуются косметикой, не моются горячей водой, не бреются и не стригут волосы, так как это считается признаком тщеславия. Им запрещено носить кожаную обувь, есть мясо, пить вино и вступать в половую связь. Зеркала оставляют занавешенными или выносят из дому, чтобы избежать любой формы проявления тщеславия. Они сидят на низких стульчиках или на полу, чтобы выразить своё горе. На седьмой день они начинают постепенно выходить из дома, но в сопровождении друзей или родственников. После окончания семи дней траура они должны посетить службу в синагоге в первый Шаббат.

После окончания шивы, начинается ещё один период траура, который называется шелошим (тридцать). Он продолжается вплоть до тридцатого дня после погребения. В течение этого времени скорбящие родственники возвращаются к своей работе, но не посещают торжественных мероприятий, например, свадьбы и вечеринки. Они не посещают могилу умершего. Эта мера также необходима для того, чтобы они смогли смириться с утратой.

Через год после смерти члены семьи собираются возле могилы для установки надгробного памятника. Надгробный памятник играет большую роль для скорбящих, так как он является символом нового начала. Во время установки надгробного памятника читают молитвы. На надгробном памятнике принято писать имя покойного, дату его рождения и дату смерти на иврите, иногда также на местном языке или только на нём. В некоторых общинах принято ставить памятник раньше, например по окончании месячного или одиннадцатимесчного траурного периода, когда заканчивают читать молитву «Кадиш». Подобно остальным еврейским традициям, еврейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами свидетельствуют об их практичности. Эти ритуалы свидетельствуют о почтении и уважении к мертвым; с другой стороны, иудаизм не поддерживает чрезмерный траур, поэтому не принято ходить на кладбище в любое время, а только в годовщину смерти или другие подобные даты. Однако, это не строгий запрет, он лишь призван дать человеку возможность служить Богу в радости, что является основной его задачей в этом мире. Это также одна из причин, по которым запрещено строить кладбище в черте города.

Комм:
Канализация горя – в трубы его, в трубы! - чтобы не ходить растрепанным, чтобы знать, что делать… Только мыслящему и сильному такое ни к чему… Если же не справляешься с горем, придумай себе сам какой-нибудь ритуал – чтобы он был только твой…