Глава16 книги Тридцать лет назад не стало СССР

Игорь Чупров
            И ещё немного иронии: кто первым покинул тонущую баржу
 
 17 июня 2020           Уважаемые Дамы и Господа!
Случайно наткнулся в Интернете на: Решение сканворда: Что крысы покидают первыми? Ответ - слово из 5 букв,  показать слово. В качестве подсказки даны определения  этого слова:  что санитарка должна подложить под больного, который принял снотворное и слабительное одновременно;  что приходит к Магомету, если больной Магомет не может сходить в туалет; "Корабль"  на воздушной подушке;  больничная утка и т.д.
 Но среди этих подсказок не оказалось слова из 5 букв: Б А Р Ж А, которым наградил НАО бывший губернатор его И. Кошин, назвав НАО «золотой неповоротливой баржой», прежде чем покинуть эту баржу, то бишь, НАО!
Сегодня НАО из неповоротливой баржи превратился в тонущую баржу. Потому её срочно покинули губернатор А.В. Цыбульский и прокурор Н.В. Егоров, дослужившийся в Нарьян-Маре до звания генерала, то бишь, Государственного советника юстиции.  Должен был покинуть эту баржу после выполнения задания по возврату её в лоно Архангельской губернии врио губернатора НАО Ю. Бездудный, но не получилось. По той причине, что гордого жениха, то бишь, НАО отказались принять в принятые обе невесты, к которым сватали жениха, то бишь, Архангельская область и Республика Коми. От жениха они отказались, но подарочки от него в виде врио губернатора А.В. Цыбульского и прокурора Н.В. Егорова приняли, что вдвойне обидно для жениха.

     В одном из обращений к врио губернатора НАО Ю.В. Бездудному я написал, что обращаюсь к нему для того, чтобы сказать: государственное устройство России не только не должно повторять негативный советский опыт - становиться заложником партии и национально-территориального деления, но и должно стремиться устранять последствия этого опыта.
 Вот Юрий Васильевич и пытался вернуть НАО в Архангельскую обл., тем самым  устранить последствия  опыта, проведенного его земляком Н.Е. Сапрыгиным – уроженцем г. Брянска, отчисленным с физико-математического ф-та Казанского университета и сосланным в 1912 году в Усть-Цильму.
Не сумев выбиться в люди в Усть-Цильме, так как взгляды на жизнь устьцилем, в подавляющем большинстве – староверов, не имели ничего общего со взглядами Сапрыгина, которого корреспондент «Наръяна Вындер» А. Чуклин охарактеризовал как  пламенного революционера.  Н. Сапрыгин в 1918 году  покинул Усть-Цильму и примкнул к большевикам Архангельска.
Получив в Архангельске доступ к большевистской власти, Н.Е. Сапрыгин ответил устьцилемам  черной неблагодарностью на их доброту по отношению к  политическим ссыльным, которых до 1918 года в Усть-Цильме побывало немало.  Он по задания  ЦК  ВКП(б) – Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) оторвал половину Печорского уезда (все Нижнепечорье), столицей которого  тогда была Усть-Цильма, и отдал эту половину ненцам, а вторую половину Печорского уезда отдал Коми АССР.
Тем самым, Н.Е. Сапрыгин сделал то, к чему стремился начальник Архангельского жандармского управления Н.И. Мочалов, в 1912-1918 годах, т.е. в годы пребывания Сапрыгина в Усть-Цильме. После этих деяний тов. Н.Е. Сапрыгин, стал не очень нужен большевикам  в Архангельске.  И он был отправлен в Восточную Сибирь для выполнения  следующего задания, вероятно, требующего от исполнителя  стойкости пламенного революционера, которой обладал Сапрыгин.
  Я бы на месте А. Чуклина, прежде чем в День России, славить одного из отцов основателей Ненецкого округа Н.Е. Сапрыгина, внимательно прочитал документальную повесть Л.Н. Смоленцева  «Печорские дали», изданную Коми книжным издательством в 1979 году.
В которой Л.Смоленцев во времена, когда в СССР ещё славили пламенных революционеров, не побоялся рассказать, как некоторые из них способствовали закабалению ненцев Большеземельской тундры богачами коми-иженцами. И разжиганию межнациональных страстей. И делали это, по указанию главного жандарма Архангельской области Н.И. Мочалова. Что привело к трагической гибели русского ученого – мыслителя Андрея Журавского, - одного из первых защитников не только староверов Усть-Цильмы, но и ненцев Большеземельской тундры.