Гуманистическая психотерапия

Николай Кириленко
Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский учёный в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почётный учёный Европы, почётный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.






ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ



Введение.

Гуманистическая психология – группа направлений в современной психологии, ориентированных, прежде всего, на изучение смысловых структур человека.

В середине XX века, как альтернатива психоанализу и поведенческой психотерапии сформировался гуманистический подход. Часто его рассматривают как «третий путь» развития психотерапевтических методов. Тяга к гуманистическим идеям обусловлена стремлением некоторых психологов и терапевтов найти новые объяснительные модели душевных патологий и исцеления человека.

Концепция гуманистической психотерапии.

В гуманистической психологии в центре внимания оказываются такие категории как:

- высшие ценности;

- самоактуализация личности;

- творчество;

- любовь;

- свобода;

- ответственность;

- автономия;

- психическое здоровье;

- межличностное общение.

Гуманистическая психология послужила базой для целого ряда направлений психотерапии (клиент-центрированная терапия, позитивная психотерапия, гештальттерапия и т.д.). Кроме того, дала начало гуманистической педагогике, ориентирующейся на свободный выбор участников педагогического процесса, а также учёт их индивидуальных особенностей.

Суть этого подхода заключается в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому, в понимании человека как целостного единства тела, психики и духа. Представители гуманистического направления склонны видеть человека существом прирождённо активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои возможности, способным к позитивному росту. Усилия психотерапевта направлены на личностный рост пациента, а не просто на устранение каких-то болезненных симптомов.

Считается, что причиной психологических проблем являются более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и  взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни. В ходе терапии клиент и психотерапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечает на экзистенциальные вопросы, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более полноценной.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и психоанализу, делающих основной упор на зависимости человека от его прошлого, считая, что главное – устремлённость к будущему, к свободной реализации своих возможностей. Как отдельное направление гуманистическая психология выделилась в 60-е годы ХХ в. Большой вклад в развитие гуманистической психологии внесли: К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь и другие.

В 1963 году первый президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

- человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций);

- человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт);
- человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание);

- человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования он творит свой собственный опыт);

- человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Центральная роль в гуманистической психологии отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого «Я», целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии –
«терапии, центрированной на клиенте».

Это означает отношение к человеку, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как к пациенту, а как к клиенту, который сам берёт на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл её существования.

Гуманистические психологи отводят особую роль отношениям между клиентом и психотерапевтом, как одной из важнейших сил, способствующих решению проблем клиента. Работа строится на безусловном принятии, эмпатии, особом внимании к переживаниям клиента и создании наиболее благоприятной атмосферы для личностного роста и самораскрытия.

Арсенал психотерапевтических приёмов, используемых гуманистическими психотерапевтами чрезвычайно широк. Однако можно с уверенностью сказать, что предпочтение ими отдаётся методам разговорного типа, т.к. именно в свободном разговоре возможно возникновение доверительных отношений.

Гуманистическая психотерапия завоевала широкое признание во всём мире, благодаря принципиально новому взгляду на отношения между клиентом и психотерапевтом, признанию свободы выбора каждого человека и веру в то, что у каждого человека имеются все необходимые ресурсы для того, чтобы быть счастливым.

Научные основы.

Согласно закону энергоинформационного развития, тот, кого вы вспоминаете, о ком вы говорите, то, что вы представляете в сознании (полевой форме материи), информационно появляется рядом с вами, а вы возле него.

Деятельность человека в значительной степени зависит от спинового состояния молекул, входящих в состав любой клетки. Каждая клетка создаёт своё торсионное поле и подвержена воздействию внешнего торсионного поля. Если в качестве клетки выступает клетка мозга с особенно тонкой организацией – нейроном, то торсионные поля будут индуцировать некие образы сознания. Совокупность торсионных полей всех молекул нейрона образует торсионное поле клетки, несущее информацию о её состоянии. В свою очередь, торсионное поле нейрона является частью торсионного поля коры головного мозга, которое несёт информацию об идеях (образах). Следовательно, при воздействии внешних торсионных полей в клетках мозга формируются спиновые структуры, которые вызовут в сознании соответствующие образы.

При выставлении в сознании (в его особом изменённом состоянии) структур-образов (гармонизаторов-корректоров) происходит искривление геометрии физического вакуума, в нём возникают вторичные торсионные потоки, которые энергетически воздействуют на человека.

Список литературы

См. Шипов Г.И. Теория физического вакуума: Теория, эксперименты и технологии. – М.: Наука, 1996.

Шипов Г.И. Теория физического вакуума в популярном изложении. Развитие программы Единой Теории Поля, выдвинутой А. Эйнштейном. – М.: Изд. ООО «Кириллица-1», 2002.

Шипов Г.И., Гаряев П.П. Квантовый геном в понятиях теории физического вакуума. – М.: Концептуал, 2018.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Состояния сознания http://proza.ru/2021/11/15/241.

Полевая концепция физического вакуума http://proza.ru/2021/10/04/1502.

Поляризация физического вакуума http://proza.ru/2021/10/07/1261.

Структурность и здоровье http://proza.ru/2021/05/02/1731.

Синергичность и здоровье http://proza.ru/2021/05/02/1687.

Фрактальность и здоровье http://proza.ru/2021/05/02/1674.

Формирование нравственно-духовного здоровья http://proza.ru/2021/05/02/1749.