Новогодний вечер в 10 классе

Лариса Гречаниченко
      Старая фотография, сделанная много лет назад (64 года - больше полувека), которую выставила Бэлла Рейнова в "Одноклассниках" в интернете уже находясь в Америке, оживила в памяти воспоминание о моей школе №13 в Харькове и о Новогоднем вечере в 10 классе.  Когда начался учебный год в 9 классе, сразу же организовался драмкружок, в котором принимали участие ребята и девочки из разных классов. Мальчики 9-Б почему-то в кружок не пришли. Может быть "артисты" перешли в другую школу, а остались только "оформители". Они продолжали со мной дружить, что вызывало недоумение девочек из их класса. Они же ничего не знали о нашем "театральном прошлом". Руководила кружком наша Нина Александровна.  За месяц до Нового года драмкружок собрался, чтобы подобрать и обсудить программу. Нина Александровна предложила несколько сцен из русской классики. Вот репертуар: А.С. Пушкин "Евгений Онегин”, “Борис Годунов" (сцена у фонтана), М.Ю. Лермонтов "Маскарад", "Мцыри", Н.В. Гоголь (монолог Хлестакова). Это те, кто есть на фото, остальных не помню.   Открывается дверь и входит Арсен Рябуха, отличник из 10-Г, закончил школу с золотой медалью, но никогда ни в чём участия не принимал. Нина Александровна ему говорит:" Арсен, ты ошибся, это драмкружок." На что Арсен отвечает:" Я тоже хочу участвовать. “Все удивились, переглянулись, а Нина Александровна сказала: "Тогда заходи." Стали распределять отрывки - кто, что хочет читать. Вера Сычева говорит:" Я хочу играть Татьяну Ларину." Но Нина Александровна сказала:" Нет, Вера, Татьяну Ларину будет играть Лара, а ты будешь играть Нину в "Маскараде". Она имела в виду, что я буду читать "Письмо к Онегину". И вдруг Арсен  говорит: " А можно я буду играть Онегина?" Все опять удивились, но Нина Александровна сказала: "Конечно."  Начали сразу искать другой отрывок и остановились  на  последней сцене, когда Онегин пишет письмо Татьяне, приезжает к ней.
 Пушкин (голос за сценой):
       "В тоске безумных сожалений
        К ее ногам упал Евгений;
        Она вздрогнула и молчит;
        И на Онегина глядит 
        Без удивления и гнева."
  Когда открылся занавес (Мы с Арсеном на сцене. Он во фраке, в руке цилиндр, я в очень красивом платье), легкий смешок прошёл по залу (удивились Арсену, потому что раньше нигде, никогда...). Но когда он начал очень красиво выразительно произносить монолог, все были уже приятно удивлены и когда он опустился на колени, раздались бурные аплодисменты.       
 Голос за сценой:
        "Проходит долгое молчанье.
         И тихо, наконец, она."
 А потом я:
        "Довольно; встаньте. Я должна
         Вам объясниться откровенно..."    
   Успех был полный, но до этого Нина Александровна сказала Арсену: "Лара с тобой прорепетирует, расставит все интонации. Дело в том, что у него была плохая невнятная дикция. Текст он выучил быстро - он же отличник. А потом мы начали репетировать, я его изводила, хотела добиться, чтоб звучало красиво. Это давалось с большим трудом. Не всегда, но, иногда, я бываю очень ответственная за порученное мне дело. Вот и тогда, мне очень хотелось, чтоб мой любимый Пушкин прозвучал достойно. И в итоге я добилась, чего хотела.
    Почему он пришел в драмкружок? Оказалось, что он в меня влюбился, но репетициями я его так вымучила, что вся любовь прошла. На юбилее школы через 10 лет он мне сказал:" Лара, только в 17 лет из-за влюбленности в девочку я мог выйти на сцену." Я считаю, что ценой утраченной любви, о которой я и не подозревала, я ему "поставила дикцию", и потом он стал преподавателем в институте.
     Все сцены были костюмированные. Нина Александровна договорилась в Оперном театре, и мы взяли костюмы у них напрокат. После концерта мы в этих костюмах танцевали весь Новогодний вечер. Моя подружка Бэлла была Снегурочкой и водила хороводы. А утром мы пошли сдавать костюмы в театр.   Нина Александровна сказала:" Зайдите в фотосалон на Сумской, там переоденитесь и фотограф составит композицию". Мы так и сделали, и у нас на память осталась большая качественная фотография, благодаря которой мы вспоминаем кто, что играл. Некоторые не пошли с нами и потом на юбилейной встрече говорили, что очень жалеют. На фото мы все такие молодые и красивые. Приятно вспомнить... 
 Когда я позвонила Арсену, чтоб он заглянул в "Одноклассники", он мне ответил, что помнит это фото и оно у мамы в Харькове. Он окончил ХПИ, аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и тогда  жил в России в городе Пермь, работал на кафедре не помню какого института. Я спросила: "А как личная жизнь?" Он сказал, что он женат и у него два сына, как сейчас знаем, старшего зовут Арсен, а наш Арсен был Арсенович. У них в семье, видно, это традиция. Я не хотела ставить его в неловкое положение и поэтому тогда смолчала. А сейчас, когда Арсена уже нет, могу об этом говорить. (Хотя именно мне он мог об этом сказать.) Мир тесен и тайное всегда становится явным.
   Через много лет в доме у моей студенческой подружки Леры Ушаковой меня знакомят с ее сотрудницей по кафедре в Танковом училище, где Лера работает после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации. Это, оказывается, Занда Бару, с которой мы учились вместе в 13 школе. Она тоже окончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию. Ее мама Фаина Семёновна была у нас учительница английского языка. Мы с ней бросились друг другу в объятья. И она мне потом рассказала, что они были с Арсеном женаты и вот их дочь Ирочка очень красивая, стройная, умная девушка студентка первокурсница.
  У Ушаковых был такой профессорский клановый хлебосольный гостеприимный дом, куда приходили и мы, студенческие подружки, приятели, их дети и родители. Так было и в тот раз. Фаина Семёновна умерла и папа Занды пришел с новой женой, она работала в консерватории, очень приятная женщина. Когда за столом зашел разговор о нашем знакомстве, я "пропела гимн" Фаине Семёновне. А через какое-то время ко мне подходит Ирочка и как-бы дерзко говорит:" Тётя Лариса, Вы знали моего папу!  Я на него похожа?" Я растерялись, не знала, что сказать. Здесь был муж Занды, подполковник. Он воспитывал Ирочку с 5 лет и она его называла папа. Я, конечно, выкрутилась, но я услышала в ней обиду за свою умницу и красавицу маму. И почему-то я всегда чувствовала неловкость при общении с Ирой. Но об этом я Арсену и тогда, и потом, когда мы с ним общались, ничего не сказала.
   В Афуле в Израиле  жил Алик Замелан (на фото "Демон"), золотой медалист. Когда я ему позвонила и сказала:" Хочешь посмотреть на себя молодого и красивого?" Он мне ответил:" А кому это нужно?" Больше мы с ним не говорили. Обычно девочки более впечатлительные, чем мальчики. Так уж мы устроены.
  В Америке в городе Сан-Диего живет наш однокашник невысокого роста красавчик мальчик из 10-Г класса Зюня Цимберг, с которым мы с Мишей Беребицким потом учились на одном потоке факультета ПГС в ХИИТ'е. Мы были приятно удивлены, когда узнали и увидели, что он принимает участие в организации и постановке спектаклей в своем городе Сан Диего. А мне  стало обидно, что рядом много лет назад "дремал" талант и проявился не у нас в школе. Наверное, у него не было рядом такой Нины Александровны и в нашем драмкружке не было девочки, в которую бы он влюбился.