Верблюды из России в США

Владимир Врубель
Эта история мне интересна только из-за названия шхуны, с которой мы ещё встретимся.

Договор Гваделупе-Идальго, ознаменовавший победу Соединенных Штатов над Мексикой, добавил к территории страны более полумиллиона квадратных миль новых земель, включая обширные пустыни Юго-Запада.
 
На освоение новых земель отправились тысячи поселенцев. Вскоре там старатели обнаружили месторождения золота и серебра. Армия США осуществляла защиту пришельцев от индейцев, живших там испокон веков и считавших эти земли своими.
 
Армия создала кавалерийские заставы, которые называли фортами, вдоль основных троп. Военные действия с индейцами велись только от водоёма до водоёма. В противном случае приходилось везти не только фураж, но и бочки с водой. Это уменьшало скорость и дальность передвижения кавалерийских подразделений.
 
Индейцы могли путешествовать без припасов. Они привыкли жить на засушливой земле и могли преодолевать за сутки до 100 миль, поскольку знали все места с водой.

Естественно, понадобилось снабжение и мигрантов, а для этого требовались вьючные животные. Обеспечение удалённых изолированных гарнизонов стало проблемой для военных снабженцев, особенно для транспортировки грузов через Великую американскую пустыню, окружавшую форт Юма.

Вот как её описывал Конан Дойль: «В центральной части великого Североамериканского континента находится засушливая и отвратительная пустыня, которая в течение долгих лет служила преградой на пути развития цивилизации. От Сьерра-Невады до Небраски и от реки Йеллоустон на севере до Колорадо на юге - это регион запустения и тишины».

Один из ветеранов мексиканской войны Генри К. Уэйн предложил использовать для этой цели верблюдов. Он обосновал своё предложение так: лошади подходили для коротких поездок, но требовали зерна в качестве дополнения к местным фуражам.
 
Быки были крепче, дешевле и надежнее, но безумно медлительны. Лучшим выбором казались мулы, хотя они упрямы, зато сильнее, выносливее, менее разборчивы в еде, чем лошади, и могут дольше обходиться без воды.
 
Их кремневые копыта легко преодолевали горную и холмистую местность, а прочная кожа выдерживала ссадины от сёдел и сбруи.

Для таких условий верблюд был идеальным вьючным животным. Своими ловкими губами и острыми зубами верблюд ел практически всё. Верблюд обычно запасается водой каждые три дня, но может прожить без воды гораздо дольше.

Закалённые ноги верблюдов настолько устойчивы, что на них можно было перевозить лёгкую артиллерию.

При надлежащем уходе верблюд жил 40 лет, лошади - 30, мулы – 27, а волы - 20. Кстати, в 1800-х годах средняя продолжительность жизни человека в тех прекрасных краях примерно равнялась продолжительности жизни верблюдов.

Предложение Уэйна понравилось военному министру Джефферсону Дэвису. Он представил доклад Уэйна в Конгрессе и получил там одобрение. Палата представителей выделила на эти цели 30 000 долларов, что по сегодняшнему курсу составляет примерно 900 000 долларов.

В армии всегда действует принцип: проявил инициативу – сам её и выполняй. Дэвис назначил Уэйна председателем комиссии по покупке верблюдов, за которыми американцы отправились к турецкому султану.

Предварительно Уэйн проконсультировался с зоологами, затем поехал в Тунис, чтобы пообщаться с людьми, хорошо знакомыми с этими животными, а также, чтобы изучить поведение верблюда на корабле. Он выяснил, что на корабле верблюд ведёт себя спокойнее, чем лошадь.

Султан встретил делегацию доброжелательно, разрешил купить верблюдов и даже подарил нескольких верблюдов. В мае 1856 года в США прибыла первая партия в количестве 34 животных, а в феврале 1857 года – вторая партия из 41 верблюда.

Для управления животными наняли ещё до отправки в Америку десять погонщиков верблюдов, среди которых  были два турка. Сначала верблюдов использовали для транспортировки соли, кукурузы, зерна и почты из Аризоны в Лос-Анджелес.

Как ни странно, но восторга в армии верблюды не вызвали. Одни жаловались, что от них неприятный запах, другие - что лошади их пугаются, кроме того, требовались обученные люди для работы с этими животными.
 
В отличие от американцев, в русской армии в Средней Азии в качестве вьючных животных использовались тысячи верблюдов. Очень много их погибло во время первого Хивинского похода.

В 1859 году верблюды участвовали в трёх американских экспедициях по новым пустынным неизведанным местам. Все руководители экспедиций остались очень довольны животными.

Руководитель экспедиции на юго-западе Техаса лейтенант Эдвард Л. Харц написал, что «терпение, выносливость и стойкость, которые характеризуют поведение верблюдов во время этого марша, выше всяких похвал».

Но вскоре в США началась гражданская война, верблюды оказались на территории южан, которым стало не до них. Всё же нескольких  животных использовали для доставки хлопка и соли через Мексику на берег Мексиканского залива, где не было блокады северян с моря.

После окончания войны «армейских» верблюдов продали на аукционе. Одни попали в цирки и зоопарки, а другие трудились, перевозя грузы для горняков, работавших на серебряных рудниках Уошу в округе Эсмеральда. Несколько верблюдов удрали.

Спустя годы одичавшие верблюды бродили по Северо-Западу, в Неваде и особенно Аризоне, пугая своим видом непривычных к их облику фермеров.

Сведения об использовании верблюдов армией воодушевили одного предприимчивого американца немецкого происхождения, торговца из Сан-Франциско Отто Эше, заняться «верблюжьим бизнесом».

В горах Сьерра-Невада развивалась горнодобывающая промышленность. Эше в 1859 году увидел, что в рудниках  используется для очистки серебряной руды  соль. Её требовалось большое количество.

Доставка соли на мулах обходилась довольно дорого. Эше быстро подсчитал: если мул несёт груз 400 фунтов, то верблюд может нести до 1000 фунтов. Перевозка одного фунта соли обходилась в 120 долларов за фунт. Разница в доставленном грузе давала весьма существенную прибыль.

Кроме того, верблюд может питаться растениями пустыни, которые не станут есть другие животные. Отпадает необходимость в фураже для животных, не говоря уже о том, что животное может трое суток спокойно обходиться без воды.

Знал Эше и о том, что в русской армии широко использовались верблюды. Как раз в это время стало известно, что русские обосновались на Амуре. Эше решил, что экономней отправиться из Сан-Франциско в Россию, купить там верблюдов и доставить их в Сан-Франциско.

Диву даёшься предприимчивости американцев! Отто Эше был знаком со шкипером американской шхуны «Каролина Фут». Тот недавно побывал на Амуре. Эше внимательно слушал его рассказы.

Отто осенила мысль отправиться из Сан-Франциско на Амур, пройти по нему вглубь Сибири, затем в Оренбургскую губернию, где купить верблюдов, а затем той же дорогой вернуться в Сан-Франциско.

Жаль, что история не сохранила подробностей этого путешествия отчаянного американца. В Николаевске он познакомился с купцом 2 гильдии Андреем Степановичем Боуровым, с которым организовал торговую фирму по добыче угля на Сахалине.

В Оренбурге Отто Эше купил 35 верблюдов. До Николаевска добрались только 15 верблюдов, остальные погибли в пути. Потом на шхуне «Каролина Фут» их доставили в Сан-Франциско. Чуть живых «мореплавателей» выгрузили на берег.

Когда животные пришли в себя после сухопутного и морского путешествия, Эше их выгодно продал. Ободрённый успехом, он снова отправился в Россию за верблюдами. На сей раз, уже приобретя опыт, он сумел доставить в Америку 30 двугорбых верблюдов.

Их с успехом использовали для перевозки грузов в качестве вьючных животных. Редактор газеты «Колонист» поместил на эту тему статью под названием «Верблюды идут!» и ехидно добавил, что следующим этапом будет перевозка грузов обученными китами.

Дружба Эше с Боуровым оказалась недолгой. Отто Эше попытался втайне от компаньона продавать добытый уголь, но Боурова было нелегко провести. Купца в своё время из Керчи сослали в Сибирь за подделку банковского билета в 10 000 рублей.

Оба компаньона друг друга стоили. Надобность в верблюдах вскоре отпала в связи со стремительным развитием в США железных дорог. Часть животных отпустили на волю, а часть купили владельцы цирков и зоопарков.








.