Матадор из Орловки

Пётр Родин
Есть у нас, в Воскресенском районе Нижегородчины, деревня Александровка. Точнее – была. Постигла её участь многих больших и малых поселений российской глубинки после горбачёвско – ельцинских «кульбитов».  Да и до них Александровка не процветала. Не стало деревни. Остовы хозяйственных построек и «артефакты» от фундаментов и сейчас можно отыскать на её месте. Ну ещё, может быть, закопчённый осколок чугунка или ухват рогатый в бурьяне можно раскопать. 
А место это всего в трёх верстах от знаменитого озера Светлояр находится. Но речь всё же о деревне.
Имела она и ещё три названия: «Александрово», «Ноздерино» и «Орловка». Первое имечко созвучно с выше обозначенным, официальным. От чего «Ноздериным» деревушку в два десятка изб называли, теперь и спросить некого.
А вот почему Орловкой её величают известно.

По данным музея «Китеж», перевёз сюда в своё время крепостных крестьян князь Александр Александрович Сибирский из далёкой Орловской губернии. Имя и отчество хозяина в названии и укоренились. Да и Орловщина упомянута была.
 Об одном из жителей бывшей деревни и рассказ. Он тоже пришлый был. Подселился в Александровку откуда - то из заветлужья.
Говорили, что местная красавица – девица Дунюшка его переманила…

Была пора беспросветной хрущёвской колхозной подёнщины. Но были всё же и «гулянья». Главные праздники в округе, это - Троицын день и Воздвиженье. И вот как - то раз приглашён был Владимир Петрунин из Александровки с женой своей Евдокией на осенний престол в Аршиново. Тут название проще объяснить. Короба в Аршинове исстари делали из сосновой доски, которую аршином и мерили.
«Гости – нАгости – хозяевам – радости», такая тогда поговорка была.
И ещё, на вопрос:
«Почто на гулянку пойдёшь?»
некоторые парни из молодых да ранних отвечали :
«Либо подраться, либо вина напиться..».

 Владимир Петрунин из Александровки был как раз из тех, кто на «каждой свадьбе хотел быть женихом, а на всех похоронах - покойником». Хотя умирать этот сорокалетний мой земляк тогда вовсе не собирался. А вот подраться хоть с кем – ни будь почти завсегда был не прочь.
Был он среднего роста, плечистым и сильным, с ранней сиреневой  проседью в каштановых волосах. Лицо этого забияки можно было назвать и красивым, если бы не какая – то неуютная, короткая и прямоволосая бородка.
Мы – пацаны с редких общих гулянок среди серых будней только что и ждали, что новостей про драку. А уж поглазеть на это действо считалось большой удачей. Да – да. Как бы хорошо не пели в Троицин день у того же Светлояра или на Люнде гуляльщики, как бы ни были желанными для нас слипшиеся в серых, бумажных кулёчках мятные карамельки – подушечки; - всё это без драки, в нашем понимании не стоило и гроша.
А вот и частушки, которые припевали в то время:
- Мой кинжальчик – первый номер,
позолоченный носок.
кто аршиновских затронет,
припасай на гроб досок.
Или :
- Атамана у нас нету.
 Атаман в сырой земле.
 А теперь без атамана
нету выхода нигде.
Или вот:
- У реки, на камушке
девчонка умывалася,
за меня, за хулигана
замуж собиралася.
 И ведь «хулиганом» – то исполнитель называет себя с внутренним одобрением и даже, кажется, с похвальбой.
А вот и совсем «жесть», как бы сейчас сказали :
- Я товарища зарезал
в чистом поле, на меже.
Молодая кровь, горячая
 застыла на ноже.

Откуда это атаманство и некая отчаянность? Не от ветлужских ли разинцев?
Из – за косого взгляда, из – за небрежно брошенного окурка разгоралось иногда такое ристалище, упаси Бог!
Были и «записные» драчуны, к коим и относился в полной мере наш дядька Володя Петрунин.
Прибыл он тогда в Аршиново, к свояку на Воздвиженьев день. Отгулял честь – по чести под бдительным оком своей Дуняшки. По домам гости стали расходиться. Кому недалеко, пешочком побрели, припевая да цигарки прикуривая. А кто и к лошадкам, в телеги запряженным, из изб выходили. Смех, прибаутки, матерки кучерявые.
Вот тут – то уж как не быть в центре внимания изрядно хмельному дядьке Володе? Тут уж ему «плыть да быть», как говориться.
К одному мужику  поприставал он на словах, другому чего – то припомнил. Всё впустую, ни от кого никакого «отлупа». Да и жёны своих суженых за рукава от греха подальше оттаскивали.

И надо же было так случиться, что на раз выпущен был из – загона мирской бык –  четырёхлеток Яшка. И заухал по проулкам, пугая людей, тёмно - бурый, упитанный коровий жених с пологими рогами и светлой серьгой в ноздрях. Покопытил кочки, с дядькой Володей поравнялся. А тот уж и к схватке готов. Все разбежались. Даже его верная Евдокия с визгом в сараюшку сиганула.
 А не менее буйный, чем Яшка, её Володюшка выхватил из плетня колышек покрепче, матюгнулся виртуозно для пущей храбрости и ввязался – таки в драку. За неимением подходящих по силе и наглости соперников - с быком Яшкой. Усмирить скотинку боец задумал…
Всё – таки приподнял новоявленного матадора бык рогом за новенькую телогрейку и едва на крышу крылечка не забросил. Топтать, было, супротивника намерился. Язык выплавил, зарычал по – звериному.
Слава Богу, пастух, дед Андрей питомца длиннющим  витым кнутом отогнал.
Трёх рёбер целыми тогда мой землячок не досчитался. Зато память - то какая   Владимиру Ивановичу Петрунину!
Да и деревне Александровке.   
    ________________________________-------П. Родин 28 112021.