Мои первые игрушки

Галина Шевцова
Игрушками нас в 50-60-е годы не баловали.
Это сейчас у детей игрушек много. Ребёнку их покупают по первому требованию, дарят родители и родственники по поводу и без повода.
Я и сама этим грешу, и для сына когда-то денег на игрушки не жалела, и для старшей внучки тоже.
А сейчас и младшеньких внучат стремлюсь порадовать игрушками.
Возможно, когда чего-то слишком много, оно не слишком ценится, быстро теряется и забывается.
Но всё же, изобилие приятнее обделённости и нищеты.

Мать рассказывала, что моей первой игрушкой была кошка.
Мне тогда было года полтора, мать пришла со мной к своей двоюродной сестре (моей крёстной, которую я звала Кока).
У Коки на комоде стояла расписная кошка, наверно, глиняная. Я не сводила с неё глаз. 
Кока дала мне кошку поиграть, а расстаться с этой игрушкой, я уже не смогла.
Я спала с ней, всюду носила с собой, даже когда от кошки осталась только мордочка.
Я заворачивала этот остаток в платочек, и носила в кармане платьица.
Время от времени я разворачивала свой платочек и любовалась на свою игрушку.

Настоящую игрушку баба с дедом купили не мне, а моей двоюродной сестре – это был большой пупсик.
Думаю, что тогда мне было года три, т.к. в то время дед был жив, а его не станет, когда мне будет 4-е.
Удивительно то, что я запомнила этого пупсика на всю жизнь.
Когда в 80-е мы с мужем купили дачу, такой же пупсик оказался среди игрушек от прежних хозяев.
Сын, как и всякий мальчик, был безразличен к пупсику.
А вот позднее, его дочь – моя старшая внучка, пупсика заприметила, и он стал одной из её любимых игрушек. (Хотя у неё было много красивых кукол).
Сейчас этого пупсика я нашла в ящике для игрушек и сфотографировала (см.фото).
12.12.2021

О кукле

У Оли нет куклы, а баба с дедом подарили куклу Лизе - коки Маниной дочке, потому что она приезжает к  ним редко, а Оля прибегает почти каждый день.
Кукла быстро надоела Лизе, и она бросила её голую, с поднятой ногой.
«Если бы у меня была такая, я бы никогда-никогда с ней так не обращалась», - сказала Оля маме.
На следующий день мама повела Олю в кукольный магазин.

О маме

 Теплый летний день, нежно светит солнышко, со стороны реки дует легкий ветерок.
Мама держит Олю за руку, они переходят мощеную булыжником дорогу.
Тонкое крепдешиновое платье на маме, развеваясь на ветру, нежно касается Олиной руки.
Мама такая высокая, красивая, на ее стройных ногах сиреневые туфли на каблуках.
Чувство восторга, гордости, преданности переполняют душу ребенка.
«Моя мама самая лучшая», - думает Оля.

Первая кукла

Из большого стеклянного киоска со всех сторон на Олю смотрели куклы.
У нее разбежались глаза, и перехватило дух от такой красоты и разнообразия.
Конечно, ей хотелось, чтоб её кукла была большой и красивой.
«Выбирай любую, которая нравится», - сказала мама.
«Но, ведь, большая и красивая кукла стоит очень дорого», - подумала Оля, и эту же мысль уловила в маминых глазах.
Она не стала обращать внимания на ярких и богатых кукол.
Куколка средних размеров в сереньком платьице, но с красивым личиком смотрела прямо на нее.
«Я хочу эту», - сказала Оля, и, взяв куклу, прижала к груди.
2017

Игры

Оля любит свою куклу. Никогда не оставляет её без присмотра, когда ложится спать, укладывает и куклу.
У куклы есть кроватка, одеяльце и всё необходимое. Зимой Оля сооружает домик на печке.
Летом Оля играет «в домик» в огороде, или на терраске, на сарае, в коридоре.
Когда Оля стала учиться в 7-ом классе, мама всё чаще стала ругать её:
«Не пора-ли кончать свои кукольные игры. Твои ровесницы давным — давно не играют.  В школе узнают про твоих кукол - засмеют...»
После очередной ругани, Оля спрятала куклу подальше, чтоб больше о ней не вспоминать.
Правда, тайно от мамы, Оля всё равно продолжает играть в куклы, только в бумажные, которые публикуют в журналах "Работница" и "Крестьянка" со множеством одёжек.
Когда все ложатся спать, Оля готовит уроки и потихоньку играет в выстриженную из журнала куклу.
Она водит её на пляж, и красавица плавает по волнам, при этом Оля бегает по комнате, держа свою «дочку» двумя пальчиками, плавно поднимая и опуская.
Пока пишет упражнение по русскому, «дочка» смотрит кино.
Затем Оля ведёт её в кафе кушать мороженое, а сама считает примеры по арифметике.
Ей интересно со своей бумажной дочуркой.
2017

Кукла

Прочитала я рассказ Павла  Морозова «Пуанты», о том, как девочка из далёкого села мечтала стать балериной… - не стала.
Но всю жизнь мечтала иметь пуанты. На старости лет в «лихие времена» купила пуанты на рынке у бывшей балерины.
Автор трогательно описывает чувства пожилой женщины…

А мне вспомнилось, как в детстве я мечтала иметь большую красивую куклу.
Но мне стыдно было просить её у родителей, ведь кукла стоила огромных денег.

Когда я переехала жить в областной центр, и стала сама распоряжаться заработанными деньгами, то с первой получки купила себе большую германскую куклу.
 
Так совпало, что я зашла в сувенирный магазин «Малахитовая шкатулка», который располагался рядом с общежитием, чтоб купить там губную помаду (в магазине продавалась хорошая польская косметика, и никогда не было кукол).
А тут… - та самая, о которой мечталось в детстве: у неё закрывались глазки, и она говорила: «Мама».
Детская мечта накрыла меня с головой, и я, без сожаления, выложила за куклу приличную, по тем временам, сумму в 25 рублей (наши большие куклы обычно стоили от 3-х до 5-ти).
И пусть мне было не 5-ть лет, а 22 года, моя мечта осуществилась.

Меняя места проживания, я всегда возила с собой и куклу, в неё играли мои дети и внуки.
И пусть сейчас у неё нет ресниц, и она уже не говорит «мама», но по-прежнему радует меня своим присутствием и греет душу.

Рассказ «Пуанты» заканчивается трагично: героиня умирает, дети продают её квартиру, а пуанты выбрасывают на помойку.

Я, Слава Богу, живу и здравствую, и кукла при мне 42 года.
Дай Бог, чтоб так продолжалось, как можно дольше.
21.08.2020

12.12.2021