Город мудрых дев, глава 26. Где сокровище ваше

Вера Руднянская
Намываем с одной задумчивой инокиней полы. Вдруг она тихо спрашивает:
-Мать Валерия, какое у тебя любимое Евангелие? Имею в виду не евангелиста, а сюжет.
Этот вопрос заставил меня распрямиться и отставить швабру.
- Дай-ка подумать. Пожалуй, впервые я по-настоящему услышала не ушами, но душой десятую главу Евангелия от Матфея о том, как Господь призывал апостолов. Я почувствовала, что этот призыв обращен непосредственно и ко мне, шестнадцатилетней девочке в очочках, хрумкающей яблоко на восьмом ряду автобуса.
- Всё с тобой понятно, миссионер. Перефразируя поговорку, скажем так: «Скажи мне, какое у тебя любимое Евангелие и я скажу тебе кто ты. Куда вы хоть ехали?
- Это была паломническая поездка от храма по монастырям центральной России и наш молоденький батюшка Петр всю дорогу читал в микрофон молитвы, акафисты, жития святых и Евангелие. Так старался что охрип. Но это чтение было очень нужно нам, подросткам. Мы выехали из Калуги и направлялись через какие-то деревеньки в сторону Оптиной пустыни. Как вдруг в микрофон заговорил Сам Господь голосом моего духовного отца:
«Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное <…> Вот, Я посылаю вас как овец среди волков: итак будьте мудры, как змеи и просты, как голуби <…> Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас <…> И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить <…> Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч <…> Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её <…>».
В эти минуты, когда отец читал нам Евангельские строки, небывалый трепет охватил мою юную душу, словно костёр загорелся от скромненькой свечечки. Слова Христа вошли в сердцевину души и вросли в её суть. «Жатвы много, делателей же мало», «Не вы меня избрали, но Я избрал вас».
Ещё, друг мой, я нагорную проповедь читаю и не могу насытиться. Ищу комментарии, изучаю контекст. И третий фрагмент, один из самых сильных в Евангелии от Иоанна, на мой взгляд, молитва Спасителя в Гефсиманском саду. А ты что скажешь?
- А струнки моей души задевает исцеление расслабленного. Какие у этого человека были верные друзья! Не испугались крышу чужого дома разобрать, нарваться на недовольство хозяев и на неприятности–  лишь бы друга Христос исцелил. А Он не просто исцелил, Он ещё и грехи ему все простил!
- А у меня тут казус вышел – несколько дней Евангелие не читала, разленилась и службу проспала. Беру в руки Новый Завет, думаю: открою в произвольном месте и посмотрю, что мне Господь сегодня скажет.
-Чудик, ты что, прямо как Достоевский по Евангелию гадаешь, нельзя так.
- Да не гадаю, а просто интересно было.
- И что тебе открылось?
- А открылась мне притча о мудрых и неразумных девах. Глаза сразу попали на строки о вторых: «Неразумные же не взяша с собою елея» … В точку! Проспала ведь!
- А давай спросим ещё кого-нибудь из сестёр?
Нам навстречу шла монахиня, несущая в руках мешки с просфорами.
-А я плачу, сестрички, когда читаю про исцеление слепорожденного! У него глаз не было в глазницах и Господь ему их вложил! Представьте, вместо того чтобы за брата порадоваться, иудеи стали ему доказывать, что его Исцелитель – грешник и что так не положено – в субботу исцеляться! А родители его вместо того, чтобы поддержать сына, чуть от него не отреклись, так боялись общественного мнения…
Какие мы все разные.
А Вас, дорогой читатель, какие сюжеты из Евангелия трогают больше всего?

***
Читает лет пять назад монахиня Георгия акафист напротив Крестовской иконы. Вид у матушки скромный, доброжелательный, располагающий посетителей задать вопрос. Подходят двое: молодой человек и барышня.
- Сестра, расскажите нам пожалуйста немного о чудесной иконе. Мы приехали издалека.
Одно из послушаний матушки Георгии – частое проведение экскурсий и она, откладывая записки с именами поминаемых, даёт краткую, но содержательную справку о Крестовском Богородицком образе и пытается вновь сосредоточиться на чтении акафиста.
- Простите, сестра, нам ещё очень интересно узнать хоть немного про Ваш монастырь. Историю мы уже в интернете прочитали, а вот как вы здесь живете? Вы наверное рано просыпаетесь?
Любезный тон молодых людей расположил монахиню и завязался душевный разговор минут на двадцать. Ведь нас, экскурсоводов, хлебом не корми, только дай возможность высказаться.
Пара задавала вопросы о быте сестер, о распорядке дня, о том, «зачем всё это надо вообще».
Вежливо поблагодарив, девушка, улыбнувшись, спросила:
- Как зовут вас, матушка?
- Грешная и недостойная монахиня Георгия – без запинки выдала сестра.
Она уходила с чувством, что и ещё кому-то хорошему поведала о Господе, о монашеской жизни.
Прошёл месяц. Монахиню Георгию  срочно вызывает настоятельница.
- Матушка Игуменья, я пришла.
- Мать! Как ты посмела без моего благословения дать интервью! Мы же всегда обговариваем заранее о чём оно будет, на какие вопросы отвечать, а какие темы не трогать!
- Матушка, простите. Но я никому не давала интервью.
- А это что? На столе посмотри!
Мать Георгия видит на столе газету с названием одного из соседних городов и с фотографией монастыря на обложке.
- Открой, почитай.
На одной из первых страниц шапка: «наши журналисты отправились в Крестовскую жемчужину – женский монастырь – чтобы узнать как живут монахини на самом деле. На их вопросы любезно ответила монахиня Георгия» И далее следовали колонки с текстом.
Оказывается, всё это время журналисты держали включённым диктофон. Как вспомнила инокиня, они подошли почти вплотную к аналою, за которым она читала акафист.
Жизненная, на мой взгляд, история. Хорошо, что «жертвой» недобросовестных журналистов стала профессиональный экскурсовод мать Г., а не какая-нибудь негативно настроенная паломница. Я знаю, о чем говорю.

***
Несколько лет у нас проживала девушка, вроде как собирающаяся стать послушницей, в итоге сбежавшая из монастыря и родившая ребёнка вне брака. При всей внешней обрядовой церковности: посещении служб, использовании слов «Спаси Господи» и «Благословите», общаться с Мирой на какие угодно  темы было невозможно. Она пришла в монастырь по нужде и не любила никакой труд, была неряхой, не собиралась пальцем о палец пошевельнуть, чтобы помочь кому-нибудь или ответственно выполнить послушание. Её тяготило всё, она явно страдала психически.
Однажды Мира пришла на ужин в трапезную для рабочих и паломников, разговорилась с мужчинами-туристами, севшими напротив. Один из них путешествовал по святым местам России с видеокамерой. Он нацелил её на нашу Миру и стал задавать примерно те же вопросы, что задавали выше матери Георгии. Но вместо адекватных ответов последовала «дичь». Девушка понесла озлобленный ропот и осуждение на всех и на вся.
Мне кажется, имидж Церкви не складывается сам по себе. Он складывается из неосторожных слов и поступков, неприветливых взглядов любого человека, кто называет себя православным. А рикошетит ненавистью и злобой прежде всего по достойному священству и монашеству со стороны секулярного общества. «Блюдите, как опасно ходите». (Ефес.5:15)

***
Вот, Людмила, и ты в книжке.
После литургии встретила сегодня нашу палочку-выручалочку, Божию рабу Людмилу. Она точно будет читать эту главу, как читала все прошлые, поэтому, чтобы Люда, ты не краснела, не буду описывать тебя и твои достоинства, хотя очень хочется.
Мила, как домашние называют её, молилась в последнее время, чтобы Господь дал ей стабильную работу. Но чудес не происходило. Прочитав эти скромные повествования о чудесах на Крестовке, Люся посетовала: «Господи, у других чудеса, а я не при делах! Посмотри, я даже акафист читаю святителю Николаю, Божией Матери, а ситуация не меняется. Вмешайся, пожалуйста!". В ту же ночь ей снится книга Агнии Барто и дается указание – прочти. Звонит будильник. Женщина открывает глаза и первым делом достает из шкафа сборник стихотворений писательницы. Ей открылось детское стихотворение о козленке. «Я не бегаю к врачу, я сама его лечу» . Лечу, лечу… Стоп. Я поняла, Господи, благодарю! Я же медик по первому образованию! Надо искать работу в этой сфере! Сертификата, жаль, нет. … Вспомнилась подруга Вера, много лет работающая по медицинской части в одном из Крестовских санаториев. Сразу же полезла в телефон.
- Люся, как хорошо, что ты мне позвонила! А мы ищем сотрудника из своих – недавно хорошая должность освободилась, думали, кого брать. Обязанностей много, но зарплата стабильная и переработка оплачивается, на сертификат помогут выучиться. Приезжай на собеседование!
… Через несколько дней Людмила преступает к новым обязанностям , пожелаем ей от души Помощи Божией.

***
Однажды меня отправили по послушанию в соседний город для сопровождения гостей-священников в знаменитый монастырь. Они ушли в алтарь совершать вечернее богослужение, а я осталась молиться в храме.
Люблю совать свой нос в книжные магазины или лавки, при любой возможности роюсь в сокровищах букинистических салонов,  здесь тоже не удержалась, ушла в соседний собор листать литературу. К сожалению, в моей обители книжной лавки как таковой нет, а довольно скромная литературная полка не может удовлетворить потребности современных христиан. Попросту: примитивная подборка брошюр в нашей лавке.
Оглядываю взором книжное богатство и мой взор сразу же устремляется на ярко-оранжевую книгу с названием «Альфа и Омега Марины Журинской». Слышала про Журинскую, что она была вдохновительницей и создательницей уникальных философско-богословских изданий: журнала «Альфа и Омега», знаменитого и популярного сегодня журнала «Фома». В «Фоме» она консультировала главных редакторов и вела колонку толкования на Новый Завет. «Фомой» я зачитываюсь с детства, можно сказать, выросла на нем, восприняла через его страницы живой опыт веры.
 Листаю, не оторваться от книги. Сколько стоит? 450 рублей. Для меня дороговато. На всякий случай в кармане лежит 400 рублей. А так как я живу исключительно на добровольные пожертвования, берегу каждый рубль. Отошла. Приложилась к святыням. Снова вернулась.
- Матушка, что Вы всё вокруг да около ходите? Купить эту книжку хотите?
- Да, но у меня денег не хватит.
- Берите, берите. Дайте что есть.
Оканчивается литургия. Мы с отцами возвращаемся в Ярославль. Дома раскрываю заветный том и читаю: «Марина Журинская скончалась 4 сентября». Смотрю на отрывной календарь: 4 сентября.
Хм. Теперь поняла, отчего меня так тянуло именно к этой к книге – сегодня день памяти Марины Андреевны. Надо её помянуть в молитве. Как ещё покойники могут до нас достучаться, разве что через такие совпадения?! Я верю, что душа Марины Андреевны у Бога и она сама будет Ему молиться обо мне взаимно.

На фотографии: Марина Андреевна Журинская