Город мудрых дев, глава 23. Гамарджоба

Вера Руднянская
Перед летними каникулами в воскресной школе ко мне подошла красавица Ната, мама Амирана и Вахтанга, супруга футболиста Зураба.
- Матушка, мы переезжаем в Грузию. Нам очень жаль покидать наши воскресные уроки. Здесь столько хороших друзей! Как только мы устроимся на новом месте, мы Вас обязательно пригласим в гости. Приедете?
- С радостью! – ответила я, не задумываясь. И вот на руках у меня билет до Тбилиси.
Впервые в жизни самостоятельно в аэропорту. Меняют нашу стойку регистрации. В радостном волнении иду к новой стойке.  Слышу по громкой связи свою фамилию: Гражданка Руднянская Вера Георгиевна, срочно подойдите к стойке регистрации номер 5! Внутри холодеет. Что это может быть? А вдруг меня с рейса сняли? Подхожу, а там две юные стюардессы держат мой паспорт и билет, смеются. – Девушка, что же Вы такая невнимательная! - Оказывается, вещи то я унесла, а паспорт с билетом оставила на видном месте. Хорошо, что заметили.
Лечу, можно сказать, с официальным визитом в древнюю святую Иверию. На мне надеты белый апостольник и отутюженный подрясник. Через ряд сидит какой-то священник. Кивнул мне. Начиталась перед дорогой книг про Грузию. В издательстве «Никея» выпустили и торжественно презентовали издание «Люди Грузинской Церкви». Я заглотила этот том и мечтала о том, как было бы здорово познакомиться хоть с кем-нибудь из священников или мирян, о которых в этой книге было написано. Больше всего мне запомнился рассказ о Боржомском митрополите Серафиме – художнике, устроившем в лесах скит наподобие Дивеевского. Но где и кто я, а где Боржоми и книжный Владыка Серафим.
Радостная встреча, совместный праздничный ужин большой семьи моих друзей. Мой бывший ученик Вахтанг, первоклассник, говорит с бабушкой Наной на чистейшем грузинском. Когда только успел выучить? Всего-то три месяца как переехал! В Крестовске только на русском болтал и дома, и в садике. Старший Амиран так не может, ему сложнее учить папин язык. Ната – нежнейшая русская барышня, влюбившаяся без оглядки в дворового пацана Зураба, перебравшегося в крестовское общежитие ради карьеры футболиста. Родителям Зураба, проживавшим во время грузино - абхазского конфликта под Сухуми, грузинские власти выделили отсек в бывшем детском садике на окраине Тбилиси. Наконец родственники  воссоединилась.
- Матушка, ты живи у нас, отдыхай. Мы тебя, правда, повозить не сможем. Нет денег на бензин. Но город, конечно, покажем. Если хочешь, поучи грузинский язык, Вахтангу, как и всем первоклашкам подарили планшет, там в нем программка обучающая.
Внутри себя я расстроилась, но вида не подала. Неужели 7 дней из 14  - половину долгожданного отпуска, придется провести в этих пусть и гостеприимных, но замкнутых стенах?
Первые дни мы выезжали на прогулки после 15 часов, когда освобождался с работы глава семьи. Гуляли по центру Тбилиси, поднимались на гору Давида, задумчиво стояли у могилы Грибоедова. Съездили на могилы схиархимандрита Виталия Сидоренко и епископа Зиновия Мажуги.
На третий день, когда была запланирована последняя из доступных нам поездка в Мцхету, случилось чудо. Стоя перед мощами только что прославленного старца Гавриила Ургебадзе, я взмолилась:
- Отче Гавриил, я ничего не знаю о тебе, но слышала что ты великий угодник Божий! Помоги мне пожалуйста провести оставшееся время в Грузии так, чтобы посетить какие-нибудь места. Когда я ещё сюда приеду? А я, когда вернусь в Россию, обязательно прочитаю твое житие.
Не прошло и минуты, как я приложилась к мощам святого, оборачиваюсь и вижу свою знакомую Ларису, писательницу портала Православие.ру. Она часто приезжает к нам в Крестовск.
- Мать Валерия, вот это встреча! А я лечу вчера в самолете и смотрю – монахиня молодая в белом апостольнике на Вас похожая, но, думаю, показалось. Вот это встреча! А у меня, знаете, проблема: хочу писать путеводитель по святым местам Грузии и договорилась уже со знакомыми из разных мест что приезду, но никто не соглашается меня повозить, все заняты. Что скажете?
- Невероятно! Нашу встречу устроил отец Гавриил! Я живу у людей, у которых есть и машина, и время, но нет средств, а мои скромные деньги они брать не хотят.
Уже через 10 минут Лариса договорилась с Зурабом о планах путешествий на будущие четыре дня. Это было невероятно, но благодаря чудесной встрече мы объехали половину страны и познакомились со множеством людей: посетили Давидо-Гареджийский монастырь в горах, съездили в Бодби к мощам равноапостольный Нины, в Шио-Мгвимский монастырь. Когда мы проезжали через город Сигнахи и любовались из окон видами Алозанской долиной, я вспомнила, что именно в этом городе находится музей художника Нико Пиросмани. Стоило мне заговорить о возможности сделать получасовую остановку, как мои спутники запротестовали, призывая меня к порядку: какой такой Пиросмани?! Он же светский живописец. А Вы монахиня, зачем он Вам? Молитесь!
Молюсь: Господи, устрой ещё одно маленькое чудо… Через три минуты машина глохнет – закончился бензин, немного не дотянули до заправки. Мы высаживаемся около какого-то здания. Подхожу ближе и читаю табличку: музей Нико Пиросмани. Из входной двери выходит толпа экскурсантов, музейные сотрудницы хотят закрываться изнутри: до официального закрытия остаётся 5 минут, на часах 18:55. Одна из смотрительниц спрашивает о том, хочу ли я увидеть картины. Я горячо киваю. Она запускает меня внутрь и закрывает музей.
– Матушка, у Вас десять минут. Мы очень монахов уважаем, а я сама супруга священника.  …Таким образом, я оказалась один на один с творчеством великого Пиросмани. Долго задерживаться не могла ещё и потому, что мои спутники не видели как я вошла в музей. Когда мы встретились, они были изумлены, узнав, что Господь исполнил моё маленькое недуховное пожелание.
А на следующий день мы немного заблудились. Зураб припарковался под некоей горой, на которой находился храм VI столетия с сохранившимися древними фресками. Церковка оказалась совсем малюсенькой, а в ней никого из смотрителей. Делай что хочешь. Напротив жилой дом, из окон которого доносятся возгласы спортивного комментатора футбольного матча. Теперь понятно куда подевались храмовые сторожа!
Спускаемся с горы к стоянке – водителя нет. Свой телефон Ната забыла в машине-и не свяжешься ..Хм.. может быть Зураб решил перепарковаться? Придумали мы пойти вдоль шоссе, возможно Зураб стал чуть дальше. Идём по прямой. Справа и слева от нас буйная растительность, вечереет. Минут десять мы идем вперёд.
- Матушка, ты давай молись святителю Спиридону, ты ведь его, как я помню, очень почитаешь  – просит Лариса.
Рядом с нами притормаживает машина, откуда буквально выпрыгивает грузинка среднего возраста.
- Русская монахиня, благослови! – и бросается мне под ноги.
- Я не могу благословить, ведь я не игуменья, но помолиться за Вас могу.
- Я вижу, что у вас что-то случилось, садитесь ко мне в машину, довезу куда надо.
- А у вас есть с собой мобильный? – с надеждой в голосе спрашивает Ната. – Я свой у мужа в машине забыла и теперь мы найтись не можем, потерялись.
- Да, конечно есть! Номер помните?
Наш добрый ангел, посланный Господом на подмогу, набрал номер Зураба, они эмоционально поговорили на грузинском языке.
- Ваш муж говорит, что стоял на том же месте и ждал вас, но теперь сам вас ищет, ездит по окрестностям. Мы договорились встретиться на автозаправке, он её знает.
- Как же мы могли разминуться, ума не приложу? – Лариса.
- Матушка, - а я села рядом с водителем на первом сидении – Вы помолитесь пожалуйста о том, чтобы нам с мужем дом построить, с документами проблемы. Я очень святителя Спиридона почитаю, вот сейчас ему тропарь достану и молитву, всегда вожу с собой, чтобы Вы почитали.
- Да я наизусть его знаю, это же мой самый любимый святой, сейчас ему только горячо молилась, чтобы он нам помощь прислал и вот Вы остановились! - Вот это да!
… Наша добрая Маринэ потеряла дар речи: – Теперь у меня точно будет дом! Святитель Спиридон меня слышит! …Впрочем, и мы трое тоже пребывали в легком шоке… Господь показал нам ещё одно чудо.

Но на этом Его рука не оскудела. Помните, дорогой читатель, я говорила о книжке «Люди Грузинской Церкви», о желании увидеть хотя бы одного из её героев? Это желание в полной мере осуществилось. В предпоследний день пребывания на землях благодатной Грузии Лариса, пользуясь случаем, попросила нас отвезти её в город Боржоми в женский монастырь, где её ждали на престольном празднике обители.
- Заодно я вам городок покажу.
На бутылках с минеральной водой «Боржоми»  такие красивые этикетки! Каков же он сам, этот сказочный город?
Вся территория города и окрестностей как один природный заповедник: зелень, свежий воздух, горный климат. Город расположен в долине, окруженной горным лесистым массивом, буйная растительность и в самом городке, и в прекрасном парке. Градообразующим предприятием является всемирно известный завод по производству минералки, которую можно пить и набирать из благоустроенных источников. Первым делом по Ларисиной наводке мы съездили в природный заповедник на горах, где владыка Серафим воспроизвел дальнюю пустыньку Серафима Саровского.
На обратном пути мы поднялись на самое оригинальное кладбище из всех, которые я видела в жизни. Могилы располагались ярусами на горе, на вершине которой возвышался женский монастырь. Самое удивительное, что бросилось мне в глаза, это надгробные памятники. Вместо традиционных надгробий стояли бюсты колоритных грузин, некоторые были вылеплены прямо с кепками и с сигарами в зубах. –  Это местные «авторитеты» – прокомментировала Лариса.
Через пару минут- объятия, тёплая встреча. Красавица игуменья, обаятельная женщина приблизительно лет сорока, определила Ларису на ночлег.  Большинство монахинь были совсем юны. Меня поразили 18-20 летние послушницы. Это был молодёжный монастырь, новый. Слышались крики рабочих, строился сестринский корпус. Сестры весело порхали по территории: кто-то таскал дрова на кухню, кто-то накрывал трапезу, кто-то поливал сад. Одна из мастериц сидела в иконной лавке, вышивая прямо при посетителях митру.
- Русская матушка, а что так мало вы у нас? Через день самолёт? Ну так это же через день. Оставайтесь!
- Матушка Игуменья – подал голос скромный Зураб – у нас в Тбилиси детки, они нас ждут.
- Обижаете. Завтра ведь у нас престольный праздник, Владыка приедет. Вас Господь сюда привел, скоро всенощная. Вы не переживайте, мы вас разместим. У вас в Тбилиси родственники есть?
- Есть, моя мама и брат – ответил мой друг.
- Ну и прекрасно. Пусть сегодня завтра они за вашими мальчиками посмотрят. Всё будет хорошо.
Игуменья набрала по телефону директора местной гостиницы, он оказался отцом одной из инокинь и через пару минут Зураб и Ната были размещены в уютном номере с видом на Боржомскую долину. Меня подселили к Ларисе.
- Простите что вы вдвоем. Этот корпус когда сдадут, все сестры будут жить по одной, каждая в своей келье.  Так у нас положено, как на Афоне – извинился местный священник, заведовавший строительством. Чуть позже мы узнали, что это не простой батюшка, а благочинный всех храмов района Боржоми-Бакуриани, помощник митрополита, настоятель мужского и духовник женского монастыря. Отец Андрей много лет жил на Афоне и даже привез в Боржоми оттуда схимника-молитвенника. Батюшка посадил нас в свой вместительный джип и повез показывать окрестности по-новому.
- А знаете, почему я «поп на мерседесе»? Потому что здесь по-другому нельзя, вы сейчас поймете.
Батюшка вырулил в сторону лесополосы и стал взбираться в гору. Дороги не было. Показался ручей.
- Приготовьтесь и не бойтесь! Мы на главной дороге в мой монастырь.
Машина въехала в русло горного каменистого ручья и стала хрипло взбираться на гору. Это продолжалось минуть десять. Наконец из-за деревьев показался забор.
- Вот и наш скит. Мы живем по Афонскому уставу. Пойдемте, приложимся к иконам в храме.
Батюшка отвез нас ещё в один мужской монастырь, правда он находился всё же на земле и назывался уютно «Зелёный». У въезда стоянка автомобилей, за святой водой на монастырский источник идут радостные грузины – мы приехали в цивилизацию. Поразил старинный храм. Но больше всего мне запомнилась братская костница. В часовне размером три на четыре метра рядами стояли черепа и прямо в открытых ящиках и мешках из-под картофеля штабелями лежали человеческие кости белого, а чаще золотого цвета. При раскопках несколько лет назад на территории обители были найдены останки монахов, убитых в период нашествия татаро-монгол. Пока мои спутники ставили свечи, я как вкопанная приросла к полу в часовне. Ощущала святость от мощей мучеников. Попросила их молитв на своем монашеском пути.
Мы вернулись в Боржомский женский монастырь Рождества Богородицы перед всенощной. Надев богослужебное облачение, отец Андрей из разговорчивого монаха превратился в пламенеющего серафима - священнослужителя. Служба на старо-грузинском языке усыпляла и уносила сознание в далёкое прошлое времён равноапостольной Нины. Всю ночь под нашей кельей на первом этаже ходили, переговаривались сестры. Затевалась грандиозная грузинская трапеза. Электроэнергию ещё не подвели и сестрички поддерживали температуру в плитах, подбрасывая в массивную печь поленья. Монахиня Кетеван словно шеф-повар ресторана раздавала послушницам задания и управлялась с многочисленными сковородами.
С утра повалил радостный народ, зазвонили колокола. Приехал митрополит Серафим и по-отечески благословлял свою паству. Многих из них он знал поименно. Рядом со мной стояла мамочка с тремя маленькими детьми. Владыка положил руку на голову её четырехлетней Настеньке и стал спрашивать девочку о самочувствии. Оказывается, ребенок по какой-то причине несколько месяцев назад побывал в состоянии клинической смерти.
- Там было так хорошо на небушке. Добрая тётя Богородица вела меня за ручку ко Христу. А потом Владыка помолился и я вернулась к маме. -
Скачет, Настенька, улыбается. Готовится на Причастие.
После службы архиерей пришел к сестрам на трапезу. Он сел рядом с отцом Андреем и матушкой игуменьей. Слева от матушки расположилась…точь в точь она сама, только в мирской одежде – у игумении здесь же в Боржоми жила сестра-близнец с сынишкой.
Нас, гостей из России, посадили за отдельный стол. Никогда в жизни я не пробовала столько невероятных царских яств. (Хотя нет, моя тётя Валя из Ельни готовит ещё вкуснее).  Грузинская национальная кухня несравнима ни с какой другой. Монахини подхватили какую-ту необыкновенную песню и трапеза началась. Владыка расспросил про нас отца Андрея, после чего мне удалось поговорить с митрополитом Серафимом лично, поблагодарить его за копию дальней пустыньки в парке. Рассказала ему, что читала о нем в книге «Люди Грузинской Церкви» и даже спела под гитару какой-то романс.

Последнее неожиданное чудо произошло в соседнем от Баржоми городке Бакуриани. Сразу же после прославления старца Гавриила Ургебадзе в его честь создали  женский монастырь, куда была передана часть облачений святого, туда же переехала жить его келейница дэда Параскева. Дэда по-грузински мать. Матушку, насколько я поняла, «убрали» из Мцхеты по зависти к ней. Архимандрит Андрей, сопровождавший нас, решил устроить встречу с матушкой. Как нам рассказали келейницы, еще до звонка батюшки мать Параскева зажгла лампадку с могилы отца Гавриила  и попросила накрыть на стол: «Гости приедут». Я, к сожалению, мало запомнила что-то из её рассказов, а говорила она по-грузински через переводчика. Больше всего меня удивил сам факт: отец Гавриил встретил меня на грузинской земле и он же меня провожает. Напоследок нам разрешили примерить на себя скуфью и монашеский пояс отца Гавриила. …
Когда я улетала из аэропорта Тбилиси, всеобщее внимание привлекла толпа молодежи. Современные и модные юноши и девушки приехали проводить в Москву на служение своего духовного отца – улыбчивого высокого седовласого священника Михаила. Возможна ли такая картина у нас в России? Раньше я бы сомневалась, но теперь уверена: да, возможна. Православие давно перестало быть религией старушек и отщепенцев (на самом деле оно никогда таковым не являлось). Чаще и чаще к нам в монастырь приезжают группы современных молодых людей – со священником и без. Любуюсь искреннему благоговению к святыни, образованностью и неравнодушием к окружающему миру нового поколения христиан. Это люди, чье сознание не зашорено обрядовыми запретами, часто среди них можно встретить молодых интеллектуалов и патриотов в самом благородном смысле этого слова.