Город мудрых дев, глава 19. Гостиничные истории

Вера Руднянская
Из разных, пройденных в обители послушаний, гостиничное показалось мне одним из самых интересных и душеполезных. Несколько раз заменяла хозяек - гостиничных и до сих пор вспоминаю это время с ностальгией. Для людей, впервые оказавшихся в монастыре, гостиничные монахини, своего рода «первая любовь», идеальные ангелы, жены-мироносицы.  Других сестёр паломники наблюдают лишь отдалённо, а с гостиничной человек общается непосредственно. Чаще всего приезжают светские туристы, решившие насладиться красотами и отдохнуть, реже, но оптом – православные паломники на больших автобусах. Иногда наших сестёр навещают родственники. Сестра гостиничная на каждом этапе сопровождает человека: поселяет, назначает послушание, отвечает на вопросы и контролирует душевное и физическое состояние гостей. Сколько приезжает чудаков! И сколько тех, кто искренне тянется узнать поближе Христа и Его Церковь.
В первый раз, когда меня поставили на замену, я была юна и неопытна, паломницы «чуть не съели» меня «от любви». Я уделяла всё время без остатка тому, чтобы ответить на вопросы, приободрить людей, рассказать о вере. Мы пили чай вечерами и пели песни под гитару, мы чувствовали себя детьми в летнем лагере, так нам было хорошо. И никакое начальство не контролирует, ты сама себе и всем начальство. Забавный случай произошел в вечер, когда меня попросили обойти обитель крестным ходом с иконой Божией Матери «Богородицкая». С возрождения монастыря ежедневно монахини по двое оходят вечером по внутренней территории, благословляя здания и встречающихся людей иконочкой. На этот раз никто из послушниц не смог пойти вместе со мной, зато согласились все жители гостиницы – 12 человек! Я расставила их парами, поручив всю дорогу читать про себя или шепотом «Богородице Дево, радуйся».
Первые пять минут мы чинно шли и молчали, я несла икону. Встречные сестры, выходящие из храма после всенощной, округляли глаза: ничего подобного они давно не видели. Наш отряд повернул за угол Зимнего храма и паломницы спросили: можно нам петь эту молитву и не по очереди, а всем вместе?.
- Сестры, родные! - ответила я на радостях. И разноголосый хор затянул во всю мощь «Богородицу». Нам было радостно оттого, что мы прославляем Пресвятую Богородицу в Её обители, оттого что мы вместе. Как сказал однажды мой духовный отец Протоиерей Петр: «Есть время астрономическое и биологическое, есть также время историческое и духовное. И сейчас Господь собрал нас вместе в этом времени  и пространстве».  Мы ощутили Царство Божие.
… С утра подходит ко мне монахиня: - Ты не знаешь, случайно, кто те чудаки, которые вчера в 22 часа ходили по хозчасти и орали молитвы? Увидеть бы мне их. Я бы им высказала…

***
В гостиницу селились батюшки с детками из воскресных школ, приезжали семьи и одиночки. Один парень постучал в дверь в середине дня: - Пустите просто поспать, я путешествую автостопом. Молодой человек проспал сутки, затем, перестелив кровать, тихо удалился. Как-то раз монахиня привела странную женщину без документов, попросив оставить на ночь. Я подселила её в общую комнату к паломницам. Утром они, испуганные, одолевали меня: скоро ли та женщина съедет?
- Нам ночью было жутко. Она вела себя странно. Мы видели как она одновременно лежит на кровати и она же ходит рядом. Женщина оказалась одержимой нечистым духом. В храме она лаяла. Затем уехала. Комнату покропили крещенской водой.

***
Как-то раз, при другой гостиничном, поздно вечером въехала нежданная группа паломников из Украины. Их руководитель была измучена и расстроена. Она расплатилась за предстоящий ночлег и вздохнула: «Были мы записаны в гостиницу Троице-Сергиевой Лавры, заранее им отзвонились. Приехали, а нас не принимают: на наши места поселили какую-то делегацию. Некрасиво вышло, не по человечески. Нас выпроводили восвояси, вот мы от безысходности и приехали, пропилив ещё три часа. Очень я разнервничалась, людей моих жалко. Вы нас потерпите, завтра же уедем». На следующее утро эта женщина не проснулась. Люди с утра стали собираться на полуношницу. Они решили, что не стоит будить руководительницу, пусть отдохнет после вчерашних потрясений. Затем обратили внимание на неестественный цвет её лица. Она умерла. Люди были в растерянности и большой печали. Но мы с сестрами уверены, неспроста экскурсовод отошла в вечность не где-нибудь, а на территории святой обители. Видимо, при жизни она угодила Богу.

***
Про смерть в монастыре рассказывали мне следующую историю: на территорию заехал автобус со светскими туристами. Их встретила монахиня и повела на экскурсию. Пожилой водитель остался в автобусе, решил передохнуть. Когда вернулись к автобусу - он не открывает дверь, как будто так крепко спит, что не слышит стука. А он умер. Группу оставили до тех пор, пока за ними из Москвы не прислали нового водителя.

***
С детства не люблю мыльные оперы. Хотела написать «сериалы», но сериал сериалу рознь и сейчас часто встречаются шедевры киноискусства: зарубежные «Молодой Папа», «Чернобыль», отечественные «Людмила Гурченко», «Большой», «Тобол» и другие. В раннем детстве я страдала от невозможности не присутствия в комнате в тот момент, когда прабабушка смотрит сериалы. Что делать старому человеку, когда дети и внуки за работе, на руках маленькая самозанятая правнучка, вся жизнь уже в прошлом и зрение слишком слабое для того, чтобы читать книги? Всё время слушать радио скучно. Лёгкий вариант: вжиться в какую-нибудь мелодраму и сострадать вымышленным героям. Помню бесконечную «Санта-Барбару», меняющихся исполнителей главных ролей. Помню душераздирающие скандалы из «Дикого Ангела» и слезливые сцены из «Богатые тоже плачут». Не знала я в три-четыре года выражения «тоска зелёная», но именно эти чувства вызывали у меня прабабушкины хиты.
Когда я училась в университете, два последних года жила вместе с прабабушкой в её квартире. И она не одинока и у меня своя комнатка. Прабабушке исполнилось в ту пору уже 89 лет, а мне двадцать. Но повторялось всё, как в раннем детстве. Прихожу с учебы, бабуся утирает слёзы -  страдает вместе с «Бедной Настей». Хочу сосредоточиться на чтении хорошей книги, из соседней комнаты доносятся стенания «Кармелиты». Этот сериал на тот момент я особенно невзлюбила. Смотрю на главных героев, а сама думаю: интересно, как в сериал актёров набирают? Может они дают взятки, чтобы пройти кастинг? Вот, например, эта девушка, которая Люциту играет. Кто она? Как сюда попала?
… Прошло пять лет. Пятничный январский вечер 2013 года. Я ещё привыкаю к тому, что неделю назад приняла  иноческий постриг и получила новое имя. Закрываю храм после недельного дежурства по храму: с утра надо встать пораньше чтобы сдать  смену заступающей сестре - нарезать тряпочки для икон, долить по всем лампадам масло, нарезать просфоры причастникам и много ещё чего. Где бы взять силы или помощников? Усталая, закрываю входную дверь в зимний храм, кладу увесистую связку ключей в карман подрясничка. Снегопад кругом. Подходят две женщины- мать и дочь.
- Сестра, нам бы так хотелось потрудиться. Мы живем в платной гостинице, нас не просят ни о чем. А мы хотим с живой монахиней пообщаться и помочь чем-нибудь, это возможно?
- Да хоть прямо сейчас!
- С новыми силами и благодарностью Богу я вновь открываю храм и мы поднимаемся наверх. Дочку ставлю нарезать тряпочки из ветоши – ими мы чистим подсвечники, убираем разлившееся лампадное масло, об них вытираем испачканные воском руки и много ещё чего. Мать девушки следует за мной попятам.
- Сестра, поговорите, пожалуйста с моей Наденькой, у неё нелёгкий период в жизни. Она у меня актриса. Сериал «Кармелита» смотрели? Она там Люциту играет.
«Вот это да!»- думаю про себя. Господь помнит все мои вопросы и отвечает на них.
Душевно пообщались мы в тот вечер, и перезваниваемся до сих пор с талантливой актрисой Надеждой Бахтиной. Урок для меня: не надо делать выводов о человеке, если совсем его не знаешь. Да и если знаешь, тоже не стоит, ведь человек как река, переменчив.
Надю, выпускницу Щукинского училища, хотели взять на главную роль Кармелиты, но она сама отказалась – нужно было помогать маме и братьям. Девушка родилась в многодетной небогатой семье. И всё чего она достигла – результат труда и таланта. Помоги ей Господи!