Город мудрых дев, глава 8. НЕпредсказуемость

Вера Руднянская
Однажды мне пришлось обратиться к кардиологу – около полугода покалывало сердце. На приеме сидел молодой врач восточной внешности, мусульманин. Проверяя мои кардиограммы, он спросил о роде деятельности, скептически ухмыльнулся и перешёл на «ты»:
- Девушка, профессию меняй! Какой тебе монастырь! Тебе замуж и рожать! Аллах нас любит, а сердце так и будет болеть, пока ты не образумишься!
«Сердце, тебе не хочется покоя!» … Лучше пусть аритмия, но на этот раз совету доброго доктора я не последую.
***
Приехала подруга со знакомыми на ночь. Знакомых вижу впервые и ничего о них не знаю. Молодая пара. Не церковные, задумчивые. Попросили меня с ними поговорить после трапезы минут хотя бы пять.
Мужчина с очень сложным характером, надменный, гордый, прошел военные действия, с непонятным настоящим, много говорит о себе. Тяжёлый взгляд исподлобья. Очень далёк от христианских идеалов. Женщина – скромная и стыдливая, молчит. Желаю им доброй ночи на новом месте, предлагаю с утра провести им экскурсию. Мужчина
 
странно смотрит на свою спутницу, жмёт мою руку и они уходят в гостиницу.
Подруга отводит меня в сторону и рассказывает следующее. Собралась она в монастырь ехать, а тут звонит её знакомая и умоляет оценить нового возлюбленного.
- Как нового возлюбленного? У тебя же муж, дети!
- Надоел мне мой, сплошная предсказуемость. Я детей к маме отвезла, с Пашкой поругалась и объявила, что уезжаю в командировку.
- А этот чувак кто? Как ты его подцепила?
- Это Вася. Меня с ним познакомили для создания серьезных отношений.
- Холостой?
- Если соберемся пожениться, то скоро станет холостой. А пока женат, с дочкой, но жену разлюбил. А меня на работу рядом с собой устроил, горы золотые наобещал. Пока ещё ничего не было, мы неделю как знакомы. Решил меня пригласить на романтичное свидание в отель, но я решила его сначала тебе показать, чтобы ты оценила.
- Скучно живёшь, лапуля?! Ты вообще в своем уме? Че- рез неделю и в отель с незнакомым?! Подумай, раз он с то- бой так, значит его мотивы не о создание семьи, а что-то ниже пояса.
- Возможно. Но мне невыносимо жить в болоте, это шанс перевернуть жизнь.
Разговор продолжился после поселения в монастырской гостинице:
- Но что-то тебя всё же смущает. Вот ты и решила увезти парня в монастырь вместо отеля.
- Не смущает, мне важно твое мнение. Срочно важно. Поэтому я поехала за тобой.
- А мачо твой был в курсе куда вы едите?
- Нет, я сказала, что это романтический сюрприз!
- И, кажется, он страшно недоволен! Видела я, как он на тебя смотрел только что.
- Когда нас поселяла монахиня, он вскинул бровь и спросил, куда это я его привезла. Сказал, что немедленно уезжает назад, что здесь он не выдержит, накричал. Пойдем скорее на ужин, я его боюсь.
… После вежливой беседы со мной, вот уж поистине романтическое путешествие, ошеломлённый Дон-Жуан сдержался и ничем не выдал неожиданность положения, в ко- тором он оказался. Вместо рая в шалаше какая-то усталая монашка интересуется его личностью, предлагает остаться на послушание в монастыре (!) Когда я узнала их историю, была уверена, что что-то должно между ними нехорошее произойти и попросила у Господа вмешаться. Впервые за долгое время я общалась с таким тяжелым субъектом. В его взгляде чувствовалась звериная сила и жестокость.
Видимо, Промысл Божий заключался в том, чтобы остудить пыл разгорающейся страсти двух неверных своим половинам супругов. На следующее утро, сразу после рас- света они уехали, не сказав никому не слова. И вскоре рас- стались. У скучающей А. через месяц обнаружили онкологию. А. не стало в день Всех Святых. С утра священник исповедал её и Причастил Святых Христовых Тайн. Она умерла на руках у подруги.
***
Однажды со мной случился забавный момент. Я мыла посуду в игуменском доме и время от времени отвечала на поступающие  звонки  из  города.  То  людям  надо  рассказать о  времени  посещения,  то  записать  группу  на   экскурсию или позвать кого-нибудь. Рядом с городской трубкой лежит местная монастырская для внутренних звонков. На нее, в отличие от городской, нужно отвечать «благословите!» вместо «здравствуйте».
Звонит телефон, подскакиваю, не глядя хватаю аппарат и выпаливаю: «Здравствуйте, Вас приветствует Крестовский монастырь!». В ответ раздается добрый смех и голос Матушки Игумении: «Здравствуйте, здравствуйте, Крестовский монастырь! Хорошего Вам дня, Крестовский монастырь! Как поживаете?» Трубка оказалась местная.
***
В первые дни моей монастырской жизни я числилась в списках сестёр под самым последним номером, как только
 
что пришедшая. И в это время именно по моему послушическому благословению состоялась трапеза. А было дело так: осталась я одна, как перст в игуменском доме  –  смотрела за чистотой, отвечала на звонки. Монахиня, я их  по голосу ещё не очень различала, попросила позвать матушку Игуменью или старших по чину, чтобы взять благословение на звон перед  обедом  и  на  начало  трапезы.  Так  положено по уставу. Когда она узнала, что никого нет рядом, серьезно сказала:
- Тогда, Вера, раз нет никого, сама благословляй.
- А как это?
- Скажи «Бог благословит!»
- Ну, Бог благословит!
На другом конце провода раздался добрый смех и по- слышался обеденный звон. Так благословлять имеет право только настоятельница.
***
- Уважаемые монашки – обращается с порога сильно накрашенная женщина. – Срочно продайте мне  что-ни- будь противопожарное!
Невозмутимая мать Агафангела, не мешкая ни минуты, подала просительнице икону Божией Матери «Неопалимая Купина». Гениально.
***
Заходит в монастырское кафе группа итальянцев без переводчика. Смотрят на ассортимент, эмоционально комментируют меню. Что-то им не понравилось.
- Кажется, это капуста кислая! А хлеб чёрствый! – сообщает один итальянец всем.
- Да, тут они, наверное, совсем не вкусно готовят! – высказался другой.
- Ничего подобного, вы что! Всё у нас свежайшее, вкусное и полезное! – говорит монахиня, сидящая на кассе, на чистейшем итальянском языке.
Группа сначала пытается что-то возразить, но через секунду все они замолкают и с удивлением смотрят на матушку.
 
- Вы нас понимаете? Вы - первый человек в России, кто сразу нас понял! Это невероятно! В монастыре монашка знает итальянский!
Группа скупила на сувениры пряники, чаи, мыло. Они надолго застряли в кафе и задавали матери Иулиании, прожившей много лет на Сицилии, самые глубокие вопросы о вере и обо всем на свете.
***
История, рассказанная мне покойной монахиней Александрой. Она много лет до поступления в обитель трудилась в кладбищенской церкви. Перевидала самых разных людей и неплохо разбиралась в человеческих типажах. Как она говорила: «Глаз у меня намётанный».
Поставили её вскоре после передачи  Крестовской иконы из музея монастырю читать акафист перед Чудотворным образом. Будний день. Перед входом в храм дрем- лет на стульчике пожилой охранник. Снимает несколько видеокамер. Народа почти нет. Матушка сразу обратила внимание на входящих мужчин. Семь  человек,  одеты  во всё черное. Делают вид, что не знакомы, зашли с интервалами в полминуты. Мать наша видела и братков, и новых русских, в пришедших сразу вычислила грабителей. По тому, как один из дяденек подавал условные знаки, она поняла: он – главарь. Показал кому-то в её сторону знак – перерезать горло.
Прикрываясь акафистом, с видом незаинтересованным, мягкой поступью подошла набравшаяся смелости матушка к бандюку и тихо говорит: «А у нас сейчас внизу со- вещание идет по охране иконы, там сидят омоновцы чело- век десять. А ещё нам на днях видеокамеры повесили и сигнализацию новую поставили».
Бандит  приложил  руку  к  сердцу  и  сказал:  «Спасибо,  матушка». Дал условный сигнал отбоя и, так же по раздельности как входили, молодые люди покинули территорию обители.
***
Совсем недавно в воскресный день монахиня читает акафист перед Богородицкой иконой. Полным-полно народа. Входит скромный мужчина, несёт складную лестницу. Оглядывает помещение, ставит лестницу напротив стариной иконы, забирается наверх и снимает образ.
- Мужчина, что Вы делаете! Я сейчас охрану позову!
- Я просто хотел приложиться! Сам не достану. Прямо как в фильме  «Старики-разбойники».
***
Пропалываю грядку с лилиями и розами. В цветах как- то не очень разбираюсь, но основные моменты знаю: цветок надо посадить, полить, прополоть и взрыхлить, удобрить, насладиться его цветением и обрезать или укрыть на зиму. Из цветов мне известны, на момент рассказа, лилии, розы, петуньи и гладиолусы с ромашками. К счастью, за нашим монастырским райским садом смотрят профессиональные садовники, а мы, сестры, им лишь помогаем.
Подходит ко мне старшая монахиня и говорит:
- Иди, мать Валерия, переодевайся. Сейчас приедет ко- миссия по садам и паркам Крестовска и области. Так ты с ними побеседуй и расскажи, как мы за территорией ухаживаем, что у нас вообще растёт.
- Благословите! А не лучше ли Людмиле-садоводу всё им показать и рассказать?
- Не лучше, она ведь не монахиня. Иди встречай. Ты ведь на любую тему можешь выступать, учёная.
Пробегая мимо Людмилы, я получила от нее всю возможную информацию по садово-парковому искусству, которую можно услышать за пять минут.
Подъезжает автобус. Выходят члены комиссии. Дамы, одетые в костюмы с изображениями растений и цветов! Здороваюсь. Вспоминаю о прекрасной подсказке, данной как-то нам, студентам, перед экзаменами по истории искусств мудрой старшей преподавательницей Татьяной Петровной Чаговец. Так называемый «принцип помидора». Если вам попался билет, ответ на который вы не знаете, например, про огурец, то спокойно переводите тему на помидор – ведь именно эта тема отлетает у вас от зубов. Спасибо любимой Татьяне Петровне, принципом помидора в жизни приходилось пользоваться неоднократно, делая при этом умный вид.
Решаюсь плавненько перевести тему с сада-огорода на историю и современность обители – мой «конёк». Дамы слушают меня внимательно, но на пятой минуте тормозят.
- Простите, нас история не интересует. Мы хотим услышать про растения. Раз Вас нам прислали, значит, Вы здесь всё знаете. Мы пойдём за Вами.
Этот час опять же запомнился мне надолго. Повела «судей» к своей грядке, которую я перед встречей пропалывала и уверенно сказала:
- Вы видите лилии и розы.
- Видим. Они у Вас однолетние? Вы производите мульчирование? Закрываете ли вы их на зиму? Как вам удалось добиться такого цветения? Обрабатывали ли вы их? Какие здесь сорта?
Вопросы посыпались как из рога изобилия. Я узнала много новых агрономических слов, которые не успела мне объяснить Люда. Поняла, что моё незнание до этих пор – большое упущение. Ведь многие люди воспринимают мир эстетически, и нам, экскурсоводам, необходимо разбираться и в цветах, и в мульчировании, и в том, как кедры выращивать, например. Приняла решение долго не задерживаться на одном месте. Члены комиссии шли за мной, бурно восторгались и сами себе всё комментировали. Что может быть лучше?!
А потом на адрес монастыря пришла посылка: красивый чайный сервиз за победу в ежегодном смотре садово- парковых культур. Из этого сервиза пили недавно с садовниками чай.
***
Зимой 2013 года в монастыре отключили отопление. Какие-то проблемы с оборудованием котельной. Пока суть да дело, поставили на мойках в трапезных малолитражные бойлеры. Паломниц не густо. Благословили меня в одиночку намывать посуду в сестринской трапезной после завтрака и обеда. Минут двадцать течёт тёплая вода из бойлера, а всё остальное время лёд. Хочешь тёплую воду - бери ведро и таскай её из кипящего бака у поваров. Февраль, из оконных щелей по спине мороз. Стылая вода, гора посуды, нет сил, нет помощников. Стала унывать: Господи, помоги! Утешь!
Мать благочинная приводит какую-то девушку.
- Это Аня, будет помогать тебе несколько дней. Ты её не обижай и расскажи о монастыре.
Познакомились. Славно так помыли посуду день, другой, третий. Обошли весь монастырь, забрались, не смотря на ледяной ветер, на самый высокий ярус колокольни, сфотографировались на память.
- Аня, как ты узнала про монастырь? Зачем приехала? Я вижу, что ты только начинаешь путь к вере.
- У нас в подъезде кто-то книгу положил на общую скамью – мы делимся друг с другом, если кому не надо. Книга называлась «Несвятые святые». Яркая такая, зелёная об- ложка. Автор какой-то архимандрит Тихон. Слово мудреное. Взяла. Читаю взахлеб. Книжка закончилась, а я что-то в душе почувствовала светлое, огромное! Кто-кто автор? Нагуглю этого монаха, найду. Настоятель Сретенского монастыря. Хм. Есть в Москве такой монастырь? А, так это недалеко от моей работы. Схожу, надо найти этого священника. Аня, повинуясь душевному порыву, впервые в жизни (полу)сознательно переступила церковный порог. Где его
искать Тихона этого? Наверное, в церкви.
- Матушка, отец настоятель в отъезде. На службе хоть постойте, не уходите, сейчас помазание будет – ответил ей симпатичный парень в чёрном платье. Монах или послушник? – удивилась она про себя – молодой какой. – Я не монах, я семинарист, то есть учусь на священника. А монахи там – исповедь принимают. Исповедь… Таинственные ассоциации возникли в сознании девушки. Романтично, загадочно. Может и мне подойти хоть раз? Интересно. А не получится разговор со священником, так я уйду.
Аня увидела, что несколько монахов стоят около аналоев и к каждому из них очередь. У одного, правда, людей меньше всех. К нему и отправилась.
 
Отец N. сразу понял, что девушка пришла не на настоящую исповедь, а на разведку и её на  добром  порыве нужно не оттолкнуть, но направить в русло искреннего общения с Богом, не навредив.
- Батюшка, я вот книжку прочитала и тоже в настоящий далёкий монастырь хочу поехать – посмотреть, как монахи живут.
- Лучше вам отправиться не в мужской монастырь для начала, а в женский. Хотите? Я могу договориться и вас встретят, поселят. Пообщаетесь с Матушкой Игуменьей, с сестрами. Они и расскажут вам о своей жизни не на бегу. У нас тут прихожан много, суета, у меня нет возможности с вами долго беседовать. Согласны поехать?
- Согласна.
Так Аня оказалась на мойке рядом со мной.