Метрополь

Зоя Федоренко-Сытая
Каждое лето мы с мамой ездили в отпуск к родне в Харьков и потом недели на две-три с семействами родственников на море.
Прямого поезда до Харькова тогда не было и мы ездили через Москву.
На Казанский вокзал прибывали рано-рано утром, а уезжали вечером : тогда все поезда из Москвы на юг  шли через Харьков, отправлялись каждые 15-20 минут и мама выбирала вечерний, чтобы ночь прошла в дороге.
За этот день в Москве мы выполняли обязательную программу всех транзитников : ГУМ-ЦУМ-Детский мир, Кремль-Манеж-Третьяковка.
На что хватало ног.
Завтракали обязательно в кафе "Москва", оно находилось на первом этаже одноимённой гостиницы и выходило своими большими витринными окнами на Манежную площадь.
Это - первое в СССР кафе самообслуживания, первое заведение, где не было скатертей и официанток.
Там мы обязательно брали бутерброды с красной икрой и желе на десерт.
А обедали  в Метрополе - шикарном ресторане на Театральной площади.
Это всё рядом. Прямо напротив Большого театра, рядом ЦУМ, в трёх шагах Красная Площадь.
В центре, на углу Манежной площади ещё был ресторан "Националь", но он обслуживал только  иностранцев.
Где ужинали - я не помню : детей до 16-ти лет в рестораны и кафе по вечерам не пускали.
Уже в поезде, болтая босыми,  натруженными за день ногами, ужинали московскими деликатесами из Елисеевского, это было обязательно овсяное печенье, шоколадное масло, зефир в шоколаде и апельсины.
Метрополь своим дворцовым великолепием производил на меня большое впечатление. Швейцары в ливреях.  Везде зеркала, мраморные колонны. Между столиками стояли высокие, выше двух метров, пальмы с мохнатыми стволами. Там всё было красивым !
Особенно мне нравился в центре зала фонтан с  золотыми рыбками.
И ели мы там что-то вкусное, помню пломбир "Метрополь" с орехами и в шоколадном соусе.
Уже став взрослой, я приехала в Москву на несколько дней, остановилась у пожилой родственницы, а она поручила экскурсировать меня своему более подвижному родственнику - Л. Ему это было очень кстати :  нужна была компания для выбора ресторана - он хотел    отметить свою круглую дату с шиком. Л. работал в Москве всего года два. Москвичи - народ закрытый или просто замотанный расстояниями и сутолокой. Вот он и хотел сблизиться с кафедралами, произвести на них впечатление, хотел поразить своих сотрудников роскошью, мол, знай наших !
Я ему сразу предложила  Метрополь, как очень  достойное место, в аристократическом стиле :
- Если хочешь поразить гостей роскошью, то надо идти  туда.
Но он не обратил никакого внимания на мои слова, мол, что там в Ташкенте могут знать о московских ресторанах...
Первым делом, на дегустацию он повёл меня в  знакомый ему  ресторан " Океан" на ВДНХ.
Зал был очень красиво оформлен, стилизован под царство морское, кругом аквариумы, но блюда... Они были все рыбными. Он заказал нам разные блюда,   чтобы  всё перепробовать.
Мне на второе достался отварной угорь. Это такой толстый белый червяк. Я не только не стала его пробовать, а вообще накрыла салфеточкой и отодвинула подальше, чтобы и не видеть - настолько он был отвратителен. 
Л. и  сам не особенно-то любил рыбу, а посмотрев, как я морщусь на всех этих омаров-кальмаров и отодвинутого угря, он решил, что при всей своей красоте "Океан" не подходит : не все едят рыбу, да и идти от метро  очень далеко - через всю ВДНХ.
 Л. стал советоваться с коренными москвичами, которые должны были знать толк в ресторанах.
Советчики нашлись. Ему рекомендовали разные рестораны, кто-то рассказывал, что его тётя была на юбилее какой-то знаменитости и осталась в восторге от  "Арбата", кто-то уверял, что свои празднества " статусные москвичи" проводят в "Будапеште".
Мы обошли несколько рекомендованных ресторанов. 
Пообедали в "Арбате", "Будапеште", ещё где-то.  "Прага" была закрыта на спецобслуживание и мы туда не попали. "Арбат",  не понравился неуютностью, "Будапешт" Л.  вообще назвал " заводской столовкой".
Наконец, не найдя ничего подходящего, чтобы поразить гостей наповал, Л. без энтузиазма сказал :
- Ладно ! Пойдём в твой Метрополь... По крайней мере, он в самом центре и рядом несколько станций метро...
Подойдя к "Метрополю", мы открыли внешнюю дверь сами, а внутреннюю перед нами торжественно распахнул богатырского телосложения швейцар, в ливрее тёмно-зелёного цвета с золотыми галунами и лампасами, в форменной фуражке с кокардой и с невероятными усами - пушными усищами  тонкими кончиками завитыми в колечки аж у самых висков.
 Л.  пришёл в полный восторг от одного вида швейцара.
- А Вы всегда здесь дежурите ?
- Так точно !
- А в такой-то день будете ?
- Так точно ! - густым бархатистым басом ответил, улыбаясь, швейцар.
Он жестом пригласил нас в гардероб, помог раздеться. Поднимаясь по мраморным ступеням, покрытым роскошным ковром ( не дорожкой - ковром !), Л. всё оборачивался на швейцара, не мог оторвать от него глаз.
И я поняла, что выбор сделан ! ( хотя швейцар и не съедобен).
У зеркальной двери в зал нас любезно встретил метрдотель в   чёрном  смокинге, причёсанный гладко, " по-купечески", с ниточкой усов над верхней губой и спросил - где бы мы хотели сесть.
Л. замер в дверях, пораженный блеском и великолепием нарядного зала, стараясь охватить взором всё сразу.   По периметру зала большое количество розовато-сиреневых колонн с богатой позолоченной капителью вверху, золоченые вазоны, монументальные светильники, в центре зала фонтан с золотым амуром.
Всё это создавало непередаваемую атмосферу  респектабельности, роскоши и богатства.
Метрдотель уже дважды обратился к нам, приглашая, но Л., оглушённый увиденным, его не услышал. Он даже открыл рот, запрокинув голову, рассматривая витражный купол над залом.
Пришлось отвечать мне, я попросила посадить нас у фонтана.
Нас проводили за столик, за которым уже сидел морской офицер в чёрной форме.
Я пропустила Л. вперёд, чтобы он сел у фонтана.
Крутя головой и рассматривая позолоченную литую ограду балкона,  две позолоченные арфы на небольшой сцене, он всё  спрашивал моряка :
- А Вы раньше здесь бывали ? А как Вам здесь нравится ? Правда, великолепно ?
Моряк с лёгкой улыбкой  поддержал разговор, согласился, что этот зал  восхитит каждого ! 
Он рассказал, что в этом легендарном месте, располагался ВЦИК, а в гостинице жили члены правительства, когда в 18-м году столицу перенесли из Петрограда в Москву. И другие подробности из истории Метрополя : несколько лет здесь жил писатель Куприн, а на этой сцене пел сам  Шаляпин. 
Рядом с Л. умиротворяюще журчал фонтан. Его водяные струи осыпались в мраморный бассейн, где с философским видом медленно плавали большие золотые рыбки-вуалехвосты.
Увидев рыбок Л., восторженно, как ребёнок, воскликнул :
 - Смотрите ! Смотрите ! Рыбки !
Когда нам подали меню Л. на него даже не отвлёкся, впервые заказывала я.
Как он всегда и делал, я  заказала нам разные блюда. Не очень разбираясь в эскалопах, антрекотах и прочих антре-мышах, рисковать не стала. Поэтому заказала просто :
-  Солянку, харчо, на второе два разных блюда, под любыми названиями,  но чтобы это было по куску жареного мяса с картошкой. Естественно,  закуски и фирменный десерт.
Л. остался очень доволен Метрополем, определил его, как подходящее, очень аристократическое место.
Уходя, он крепко жал руку швейцару и ещё раз уточнил - будет ли тот в нужный ему день.
Выйдя на улицу, он удовлетворённо вздохнул  :
- Великолепно ! Это то, что надо ! Настоящий ресторан. - и обратился ко мне с претензией, - Чего ты мне сразу не сказала ?! Столько времени потратили на какие-то забегаловки. А всё этот Изя... " статусные москвичи, статусные москвичи"... Что бы он понимал ?!
Потом оказалось, что ни Изя, ни большинство приглашённых не были в Метрополе никогда !
Это, как с музеями : все бегают по музеям в чужих городах, но никогда не ходят в музеи своего города.


P.S. С тех пор Метрополь пережил несколько переустройств, эпоха минимализма опростила убранство зала, пальм стало меньше, покрытые красным бархатом кресла заменили стульями с бантами на спинках (как в чайхане). Сам ресторан немного переделали под фуршет.
А сейчас он и вовсе закрыт.  Народ перестал ходить из-за астрономических цен...
Только раза 2-3 в месяц по предварительной записи там проводят бранчи.
Я не знаю - что такое бранч, это что-то вроде удлинённого обеда с экскурсией.