Изъян

Елена Де-Бовэ
В индийском эпосе Махабхарата был один очень интересный момент, когда Царица-Мать настаивала на том, чтобы царем в царстве Куру стал один из двух братьев рода  - не умный и достойный Панду, а импульсивный, подозрительный и слепой царевич Дхритараштра. Этому воспротивился первый министр, знаток Дхармы (закона). В связи с этим, между Первым Министром и Царицей Матерью завязался следующий диалог, достойный того, чтобы быть золотыми буквами вписанным в ТЕОРИЮ ВЛАСТИ:

- Царь не может быть с изъяном, - сказал министр. - Дхарма не разрешает это. Что это за царь, который не видит выражений лиц своих подданных и состояния дел в своем царстве?

- Царь найдет себе советников, которые станут его глазами, - возразила Царица.
(в современном контексте это означает, что пресс-секретарь будет фильтровать информацию так, как ему будет выгодно и таким образом он и его партия получат огромную власть над волей правителя)

- Если царь будет смотреть глазами своих подданных, - сказал Министр, -  он перестанет быть истинным правителем.
(то есть, власть полностью перейдет к свите)

- Царь найдет преданных людей, на которых он сможет положиться, которым сможет доверять, - заявила царица.

- Тогда это будет не царь, а калека, опирающийся на костыли, - ответил министр.

- Но ведь у каждого царя есть советники, - возразила Царица.

- Любой человек с изъяном всегда завистлив и подозрителен. Так же и Царь с изъяном, - отметил Министр. - Он примется выбирать людей хуже себя из-за того, что  будет одержим страхом. Главным его страхом будет подозрение,  что умные подданные свергнут его с трона. Его изъян не позволит ему доверять сильным и мудрым, ибо он знает, что они будут недовольны тем, что на троне сидит царь с изъяном.

- Что вы хотите сказать? - переспросила Царица.

- Я хочу сказать, - ответил министр, - что удержать сильных может только сильный. Он удержит их не только физической силой, но также идеей мощи царства и общим делом,  своей прозорливостью, ясным планом продвижения в будущее, честностью и благородством. Сильные подчиняются только сильному. Если они увидят, что царь слаб умом, немощен и его царство рассыпается, - ничто не удержит их от восстания. Поэтому царь с изъяном будет набирать в свой круг только слабых и ущербных и избавляться от сильных.

- Слабая свита, - продолжал Министр, - не взбунтуется только потому, что хорошо понимает - без этого царя она никому больше не нужна. Ибо она - слабее слабого и тупее тупого. Царство из-за этого будет хиреть и рассыпаться. А потом придут враги - завоюют, поработят и разорят его. Так говорит дхарма о гибели царств.
_________________
В связи с этим я хочу привести интересную цитату Сталина из его "Воспоминаний о Ленине". Она интересна именно в свете вышеозначенного диалога из "Махабхараты" и четко характеризует Сталина именно как "царя с изъяном", а Ленина - как правителя истинного - того, кому трон положен по праву.

Сталин пишет:

"Ленин рисовался в моем воображении в виде великана, статного и представительного. Каково же было мое разочарование, когда я увидел самого обыкновенного человека, ниже среднего роста, ничем, буквально ничем не отличающегося от обыкновенных смертных.

ПРИНЯТО (sic!), что "ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК" (sic!) ОБЫЧНО ДОЛЖЕН ЗАПАЗДЫВАТЬ НА СОБРАНИЯ, с тем, ЧТОБЫ ЧЛЕНЫ СОБРАНИЯ С ЗАМИРАНИЕМ СЕРДЦА ЖДАЛИ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ (sic!).

Причем перед появлением "ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА" члены собрания предупреждают: "Т-сс, тише... он идет!"

Эта обрядность казалась мне не лишней, ибо она импонирует, ВНУШАЕТ УВАЖЕНИЕ (sic!).

Каково же было мое разочарование, когда я узнал, что ЛЕНИН ЯВИЛСЯ НА СОБРАНИЕ РАНЬШЕ ДЕЛЕГАТОВ и, забившись где-то в углу, по-простецки ведет беседу, самую обыкновенную беседу с самыми обыкновенными делегатами конференции. Не скрою, что это показалось мне тогда НАРУШЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ НЕОБХОДИМЫХ ПРАВИЛ". (sic!)
 (ПСС Сталина, т. 6, стр. 54, подчеркнуто везде мной - авт.)

Одна эта цитата яснее ясного рисует психологический портрет Сталина - человека, который вознамерился стать "Великим человеком" не по делам своим, а по форме. Он желал бы, чтобы сама ВЛАСТЬ ПРИДАЛА ЕМУ ФОРМУ ВЕЛИКОГО ПРАВИТЕЛЯ - вот какова была его цель.

Ленин, хотя и говорил о необходимости завоевания власти, тем не менее, властителем не был. Поэтому форма власти и традиция власти были ему безразличны. Ибо ОН УЖЕ БЫЛ ЦАРЕМ. А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ЦАРЕМ ЕМУ НЕ ТРЕБОВАЛАСЬ ОБРЯДНОСТЬ.

СТАЛИН НЕ БЫЛ ЦАРЕМ ПО СВОЕМУ РОЖДЕНИЮ, у него не было задатков лидера. Потому он никогда не мог бы им стать в окружении "свиты Ленина". Поэтому ему надо было от нее избавиться и заменить ленинцев номенклатурой - людьми слабыми и легко управляемыми. На их фоне Сталин и стал "ВЕЛИКАНОМ". Он не мог тягаться с ленинцами эрудицией. Только хитрость и интриги позволили Сталину стать царем и захватить власть. Ибо был он "человеком тени", действовашем из-за кулис.

Ему повезло, что во время его царствования в США был кризис и потому западные воротилы с радостью отстроили в СССР индустриальную базу за советское золото. В честь чего на "Уолл-стрит был поставлен Золотой Бык.

Но уже через 20 лет после смерти Сталина, в 70-е годы стало понятно, что верхние эшелоны власти Советского Союза недееспособны. Оказалось, что ТАМ НЕ БЫЛО УМНЫХ ЛЮДЕЙ. "А если они и были, - пишет исследователь советской номенклатуры М.Восленский, - то у них у всех были неприятности на работе".

Умные люди, вроде Шукшина, Ефремова и прочих, сидя внизу, и, подвергаясь всевозможным гонениям (традиция гонения на умных пошла со сталинских времен), видели, как аппарат власти СССР все больше пополняется людьми, которые ненавидят свою страну.  Почти все они были потомками высокопоставленных репрессированных родителей.

В конечном итоге, западные спецслужбы сыграли на застарелых обидах детей и внуков. Сколько их было? Теперь мы знаем - их было достаточно для того, чтобы уничтожить Советский Союз.

Этих обиженных и оскорбленных "сделал" Сталин. Потому что, видите ли, неьзя уничтожать в таких количествах людей власти и, при этом, быть уверенным в том, что их дети будут любить, репрессировавшую их, страну.

И вот сложилось так, что во власть их привели любимцы Сталина Куусинен и Пономарев через Международный отдел, через пару НИИ, которыми руководили Примаков (тоже сын репрессированного отца) и Арбатов, через МГИМО, где эти потомки подвизались в международной торговле и политике в качестве дипломатов, торгпредов, журналистов и контактировали с "партнерами" напрямую. Живой пример - Яковлев, Бурлаков...

А потом вдруг выяснилось, что в 80-е годы уже большая часть промышленной номенклатуры -  директоров фабрик и заводов - тоже разлюбили Советский Союз и хотели бы послать к черту социализм и стать капиталистами.

Эти люди изменились не сами по себе, а в результате буржуйских "организационно-деятельностных игр", прибывших из-за бугра, и, организованных в Советском Союзе Георгием Щедровицким, - где советских промышленников учили быть капиталистами.

Отец Георгия Щедровицкого был при Сталине высокопоставленным чиновником, также пострадавшем от него, как и многие другие. Поэтому сын его ненавидел советскую власть великой ненавистью. И очень многое сделал для того, чтобы ее свалить. Говоря образно, он воспитал сотни "жучков-древоточцев", которые под прикрытием органов безопасности грызли устои страны.

Все это появилось не просто так. Как говорит древняя мудрость - "из ничто ничего не происходит". Значит, было нечто, что позволило развиться гадючьему гнезду. Это нечто - правитель с изъяном.

"Царь с изъяном, - говорил Первый министр в Махабхарате, - не способен создать царство, которое будет жить долго".