Арабы, узбеки, таджики, китайцы и другие монголы

Иван Петров 7
     Споры о монголах, напавших на Русь, поутихли, можно попробовать спокойно написать что то на тему – просто о монголах и их войске.
     Я уже писал, что родился в Узбекистане и прожил там до 2003 года. Так вот, по роду своей деятельности мне пришлось изьездить сначала практически все области Узбекистана, правда, бывая только в крупных городах, а уже потом – практически все уголки своей области, Кашкадарьинской

     Что это за область ?
     Названа так по названию реки Кашкадарья, она получается в результате слияния ряда рек, текущих с Гиссарского и Заравшанского хребта, проходит по всей области и уходит дальше, в сторону Бухары. Река интересна тем, что никуда не впадает – раньше она терялась в песках Сундукли, сейчас едва – едва доходит чуть дальше Мубарека – города на северо-западе области, так как ее воду на всем протяжении активно разбирают для целей орошения.

     Область по своему периметру граничит с Самаркандской, Бухарской , Сурхандарьинской областями Узбекистана, на юге – с Туркменией, а в горной части, по северо-;восточному краю, граничит с Таджикистаном.

     В древности она входила в состав Согда, Согдианы, именно до этой территории дошли войска Александра Македонского во время своих завоеваний. В северозападной части область достаточно засушливая, тем не менее она населена уже с давних времен – например, территория Каршинского оазиса, где находится областной центр город Карши, заселена уже около 3 тысяч лет.

     Вот примерный краткий обзор территории, однако, я буду вести речь об этническом составе населения этой территории.

     Начнем с горных районов, граничащих с Таджикистаном и Сурхандарьей в северной и северо-; восточной части области. Эти территории в основном заселены таджиками, говорящими на таджикском языке, имеющими обычаи таджиков мусульман, и в основном соответствующими по своему внешнему виду народу персидской группы. Однако в горах имеются места, где проживают голубоглазые русоволосые таджики, говорящие также на таджикском языке, являющиеся мусульманами и соблюдающие все обычаи таджикского народа.

     Юго-;западнее этих районов находятся населенные пункты, заселенные в основном узбеками – это район населенного пункта Гузар (для интересующихся – в этом населенном пункте в 1939-41 годах находился лагерь для пленных поляков. Они свободно выходили с его территории, и покупали продукты у местного населения, правда, покидать территорию населенного пункта не имели права. К сожалению, из-за свирепствовавшей тогда в тех краях дизентерии многие из них погибли, захоронены на расположенном там польском кладбище. Те, кто остались в живых, ушли потом либо с армией Андерса, либо вступили в польскую дивизию, воевавшую в СССР)

     Севернее этих мест, от центра области до границ с Самаркандской, находится Чиракчинская степь, в которой живут люди, считающиеся узбеками, но резко отличающиеся от остального узбекского населения наличием монголоидных черт в их облике, причем именно из этих мест родом всем известный Тамерлан, который свои завоевания начинал с покорения Кеша (современный город Шахрисабз), расположенного севернее, и населенного как узбеками, так и таджиками. Шахрисабз – очень древний город, которому также около трех тысяч лет, по крайней мере , он упоминается во всех древнейших рукописях.

     Центр области – город Карши. Название это переводится как «против», в другом варианте – «непокорный».
     Город неоднократно разрушался, потом восстанавливался на новом месте в том же районе. Причиной являлось то, что он находился на перекрестке торговых путей, идущих из Самарканда, Бухары, Кеша, Герата и других городов, в месте, очень удобном для отдыха купцов и перевалки товаров; караван сарай там существовал и верблюды ходили еще в пору моего детства.

     Кроме того, по рукописям и легендам известно, что Карши к тому же был в древние и средние века этаким центром шпионажа, Берном своего времени. Своих резидентов там имели все государства, заинтересованные в делах региона, которые добывали сведения через проезжавших через город купцов и таким же образом передавали их свои властелинам. Нередко такие резиденты были двойными даже тройными агентами.

     Население Карши в 50е годы состояло в основном (кроме приезжих из числа эвакуированных во время войны, а также до войны направленных на работу в Карши) из узбеков.

     Наиболее интересен национальный состав северо-; западных районов области. Там даже названия населенных пунктов говорят сами за себя, кроме того, часть населения , вместе с узбекским, говорит на своих языках, не свойственных этому региону, и имеют обычаи, резко отличающиеся от местных.

     Так, в районе села Каракум находится кишлак Хитой, его можно даже найти на сервисе Google Earth ( там он называется Нtoj), который населен… китайцами. Я там
последний раз был в 1982 году, тогда там располагался хлопководческий совхоз «40 лет ВЛКСМ».
     Впечатление такое , как будто попал в КНР – люди практически поголовно ходили в «китайских» френчах, лица типично китайские – круглые, плоские , с узкими глаза. Население округи этого кишлака, довольно значительного по размерам (по крайней мере тысячи три- четыре населения, плюс мелкие поселки в отделениях совхоза) живет довольно закрыто, обычно не выдают своих женщин замуж в другие населенные пункты и стараются не приглашать чужаков в дом, так что какие у них обычаи, сказать не могу.

     Ближе к Карши, в районе пригородной железнодорожной станции Шайхали, находится кишлак Казаклы , в котором живут рыжеволосые узкоглазые люди, говорящие на узбекском языке с заметным выделение шипящих звуков, имеющие некоторые обычаи, отличные от узбекских.

     Севернее этих мест находится зона расселения местных… арабов! Этот народ сохранил наибольшее количество своих обычаев, в том числе и язык, который, правда, не похож на язык ближневосточных арабов.
     Узбекские арабы живут в четырех районах, по всему северозападу области. Правда, я не уверен, что это действительно арабы – они более смуглые, чем ближневосточные, и с большим горбатым носом, с тюркским разрезом глаз, однако говорят не на тюркском языке (естественно, только между собой). Хотя их довольно много (практически 4 района области), они живут замкнуто, даже не впуская в свои кишлаки посторонних и малознакомых людей. Все дома в кишлаках выходят окнами во двор, а для гостей примерно в километре от него имеется «кишлак-; спутник» для гостей, состоящий из так называемых мехмонхона – гостевых домиков, имеющихся у каждой семьи, зачастую оборудованных по европейски. Все мужчины, приезжающие в гости, не допускаются в кишлак, а живут в мехмонхона. Пищу для них готовят женщины в кишлаке, ее потом им доставляют дети хозяина дома- мальчики, или молодые мужчины – родственники. Занимаются кашкадарьинские арабы в основном овцеводством.

     Южнее Мубарекского газоперерабатывающего завода живут карлуки (поселок Карлук) – тюркоязычный народ, хотя и похожий на узбеков, однако имеющие свои довольно экзотические обычаи.

     Так, у них имеется институт … гражданского брака, в том виде, в каком он сейчас распространен у европейцев. Этот несколько необычный институт для мусульман заключается в том, что девушка без свадьбы идет жить в семью своего жениха и живет с ним как супруга, в течении оговоренного времени, при этом он выплачивает родным часть калыма.
     Если в течении него она забеременеет, молодые играют официальную свадьбу, жених выплачивает остальную часть калыма, и она становится его официальной женой, если же не забеременеет, он возвращает ее родителям, но выплаченная часть калыма остается у них.

     Очень интересный кишлак есть в центральной части области, в районе кишлака Муглан. Называется он Касби, что в переводе означает «профессия». Жители кишлака говорят на узбекском и таджикском языках, но главное здесь в том, что они все – мастера разных профессий-; гончары, кузнецы, резчики по дереву , и так далее. Среди них есть табибы – врачи, лечащие по старинным методам, причем что интересно, они отличают гепатит А от гепатита Б или С, проведя внешний осмотр пациента! Гепатит А они лечат, а в случае гепатита Б сразу говорят – он у вас в крови, я не могу вылечить (гепатит по узбекски – сарик, желтый). Есть там и так называемые «полчи» – предсказатели, ясновидящие, причем по рассказам моих рабочих-; узбеков (у меня была бригада рабочих из этого кишлака), предсказывающие довольно успешно.

     Но все таки основная специализация этого кишлака – изготовление основы для тандыра, которая представляет из себя высший пилотаж гончарного искусства. Представляет эта основа из себя огромный кувшин без дна, с гладкими внутренними стенками, который лепят из специальной глины, затем обжигают до красного цвета, и в таком виде продают.

     Интересный факт – от города Касан до кишлака Ходжа Мубарек проходит старая Бухарская дорога, которая существовала сотни лет назад, неоднократно описанная в рукописях, вдоль нее примерно в 20 километрах от Касана находится кишлак Майманак, довольно большой. Там была школа, двор которой выходил прямо на дорогу, однако территория не просматривалась из за высаженных вдоль забора деревьев. Я много раз проезжал по этой довольно оживленной дороге, но как то раз, чтобы набрать питьевой воды , зашел во двор. И первое, что я увидело прямо у дверей здания – памятник Сталину , стоявшему в полный рост, в натуральную величину. Он стоял там до самого 1990 года, не знаю, как дальше – последний раз я там был зимой того года. Памятник был на месте…

    В принципе, основное описание особенностей национального состава окончено, осталось только добавить, что по остальной территории области равномерно, чередуясь друг с другом, как бы полосами живут в основном узбеки и таджики, естественно, я из всего этого исключаю живущих везде приезжих – русских, татар и так далее.

     Кроме того, по всей северо-западной, степной, части области имеются так называемые «Люля –кишлак» - кишлаки , в которых некоторое время оседло живут местные цигане – люли, которые имеют свои обычаи, отличные от узбеков, и некоторые обряды, позволяющие отнести их не к мусульманам, а к какой то вере типа огнепоклонников. Часть из них временами снимается с места и кочуют по всей Средней Азии, однако не в кибитках, а в основном на поездах или автомашинах. Даже в советское время можно было видеть на железнодорожном или автовокзале их табор, когда они расстилали спокойно где нибудь в сквере или на привокзальной площади свои одеяла и несколько дней так жили, не обращая внимания на прохожих.

     На границе с Туркменией, по югу области, находятся туркменские кишлаки, что вполне обьяснимо.

     Ну вот, примерно все. Можно перейти к анализу всего, что я тут понаписал.

     Да, для придания колорита: интересна топонимика в местах, где живут кашкадарьинские арабы - Араббонди (не могу перевести, это не на узбекском), Арабхона (жилище арабов), Бурикишлак (волчий кишлак), урочище Эшакульды (урочище Смерти ослов), Майда-яву, Катта-яву (примерно: Мелкие и Большие выселки), Карабаир (это порода лошадей-скакунов), Алачабоб (перевести не могу), Ходжакудук (колодец Ходжи), ну и так далее. Еще более странные названия можно найти среди мест, где живут узбеки - кишлак Харам-жуй (Поганое место), кишлак Песс (Прокаженные), Караянтак (Черная колючка).

     Из всемирной истории нам известно, что территория, о которой я веду разговор –Согд и Бактрия-, имеет некое сакральное значение для Древнего мира – это крайние территории, которых достигли великие завоеватели древности – персидский царь Кир Великий и Александр Македонский в своих походах, и эти походы не могли не повлиять на состав народов, населяющих их.

     Именно после походов Дария в этих местах, повидимому, расселилось персоговорящее население , а живущие в отдельных местах в горах голубоглазые русоволосые таджики – это остатки гарнизонов , оставленных Александром Македонским в горных селениях для охраны дорог, связывавших его Армию с остальной частью империи, и по которым шло ее снабжение.

     Их воины женились на местных девушках, давно уже переняли местный язык и обычаи, однако гены дают себя знать, и поэтому в семьях рождаются голубоглазые светлые дети, процент которых достаточно высок.

     Другие некоренные народы появились, видимо, здесь уже после походов остальных завоевателей, волнами накатывавшихся на эту землю – арабов и Чингис-хана.

     Не думаю, что арабы , живущие в Кашкадарье – это потомки тех, которые когда то покорили эти территории и принесли сюда мусульманство, так как они практически не ассимилировались и даже сохранили свой язык, хотя, конечно, вполне возможно, что их изначально было большое количество, что и помогло им остаться самими собой.

     По всей вероятности, большая часть некоренного населения появилась здесь после прихода монголов. Основная часть завоевателей, состоящая собственно из монголов племени Барлас, осталась в верхней части области, ближе к горам, в Чиракчинской степи (сейчас часть Яккабагского, Чиракчинский и Камашинский районы области), а воины немонгольского происхождения были расселены (вернее, поставлены гарнизонами, а потом уже обжились и создали свои посления) уже в нижней (по течению Кашкадарьи), более засушливой части области – те же самые арабы, китайцы и казахи, там же были расселены пленные мастера, пришедшие с монголами, что и составило в дальнейшем такую пеструю картину населения этого региона. Племя Барлас в дальнейшем тюркизировалось, переняв язык и обычаи местного населения, однако монгольские черты в облике населения степных районов верхней зоны остались.

     Эта часть Средней Азии, хоть и входила в свое время в Империю Чингис-хана, однако в Улус Джучи (Золотую орду) не входила, ее территории были северо- западнее, на территории современных Хорезма, Каракалпакии, Казахстана и так далее. Однако, так как и все входившие в Золотую орду территории были заселены в основном тюрками (казахи, частично узбеки, киргизы ), то можно с уверенностью сказать, что и остальные монгольские племена постепенно тюркизировались, по крайней мере, частично.

     И вот здесь мы чуть – чуть коснемся монгольских походов на Русь, и попробуем выяснить, с чего вдруг монголы стали татарами.

     Известно, что так называемый Западный поход монголов на Русь был общемонгольским, хотя возглавлял его Батый. За все время, прошедшее после завоевания Средней Азии и до походов на Русь сами монголы изрядно тюркизировались, переняв знания и некоторые навыки и обычаи у местного населения, кроме того, вынуждены были набрать большую часть своего войска из местных народов- в основном тюрок, хотя основной костяк и особо доверенные и боеспособные войска, несомненно , состояли из монголов.

     Поэтому «войско вторжения» в основном было тюркоязычным.

     Русские и до вторжения завоевателей достаточно часто имели дела с татарами (волжскими булгарами), проживавшими в Поволжье, и знали татарский язык, относящийся к тюркской группе языков, монголы же для них к тому времени были малоизвестны.

     И когда на Русь нагрянули полчища завоевателей, говорившие на тюркских языках, родственных татарскому, их всех скопом назвали татарами, отсюда – нашествие татар. Это уже потом выяснялось, что там есть еще какие то неведомые «мунгалы», но имя завоевателям народом было уже дано.

    Одновременно следует сказать, что при рассмотрении в этом ракурсе отпадают вопросы о том, откуда у монголов мастера по изготовлению различных орудий, литью и обработке железа, и многие другие – к 12 веку Средняя Азия была уже довольно развитым регионом, как в культурном, так и технологическом отношении , по сравнению со своими северными и северозападными соседями, что и позволило завоевателям, использовав имеющиеся технологии и мастеров, опережать своих противников в области вооружений, что в немалой степени способствовало их победам.