Тайные закоулки памяти... глава 22

Юрий Чуповский
               

 Уже много лет в моём сознании возникают мысли, намерения озвучить, описать довольно сложный и такой непростой труд медицинских работников. Неважно, кем в данный момент трудится сотрудник МОЗ – начиная от няни, медсестры и заканчивая светилами медицинских наук. С самых, теперь уже далёких, молодых лет, я всегда слышал выражение: “Если ты выбрал профессию медика – обязан дать ”Клятву Гиппократа”. Сейчас, ковыряясь в закоулках памяти, решил озвучить свою оценку работы НАШЕЙ медицины…
Вот поэтому, предваряя свои размышления о медицине и её ревностных трудягах-медиках, остановлюсь на кратком анализе, исследовании – что же представляет собой эта ”Клятва Гиппократа”? Признаемся, в своей повседневной жизни мы редко задумываемся, о чём эта клятва и зачем её дают люди, посвятившие свою жизнь медицине. И мало кто из нынешнего поколения знаком с ”Клятвой Гиппократа” в её первозданном виде.

Учёные-историки утверждают, что когда Гиппократ умер в 377-м году до рождества Христова (хотя некоторые и не согласны с этой датой), такой клятвы не было и в помине, а приписали эту клятву, ему, как и многое другое из его работ, собранных разными позднейшими авторами. Утверждать, что это подлинные мысли Гиппократа практически невозможно, так как это сочинения как самого Гиппократа, так и его сыновей, зятя, его учеников-врачей. Последний вариант (самая распространённая на сегодня версия) клятвы – ”Врачебная заповедь”, была опубликована в Женеве, в 1848-м году.

        О чём же говорит ”Клятва Гиппократа”? Да совсем не о том, чтобы –     ”…светя другим сгореть самому, и превратиться в огарок”. В этом ”причёсанном” тексте речь идёт только об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, о неприятии эвтаназии, абортов, об отказе от интимных связей с пациентами, о врачебной тайне. Нигде не записано, что врач должен лечить бесплатно и бессловесно терпеть наплевательское отношение общества к себе, к своему труду. Труд врача, во все времена, оценивался высоко и дорого! Это не исключает гуманной природы медицинской профессии и оказание помощи неимущим, что всегда оставит благодарную память и послужит рекламой для приобретения славы, рекламы медику!

Но нужно помнить, что медики, как и любой член нашего общества должны обладать своими, обоснованными и защищёнными законом, правами. Поэтому долг врача, медика оказать медицинскую помощь, в свою очередь, предполагает обязанность общества справедливо, достойно вознаградить его за выполненную работу. Если врачу, медику за его нелёгкий, высококвалифицированный труд платят нищенскую зарплату или вообще не платят – это является социальной несправедливостью. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в таких условиях – АБСУРД! А мы помним, и готовы повторять – только одну фразу, которую нам вдолбили в голову уже на протяжении многих лет: ”Поклялись? Терпите!!!”  Пора забывать мифы о ”Клятве Гиппократа”!

Вот для подтверждения пагубности для нас лозунга о ”счастливом бесплатном лечении ”  приведу только один из множества, характерный эпизод из личного опыта лечения у своих “домашних лекарей”. В последние годы, при замере артериального давления, мы с супругой обратили внимание, что у нас оно очень непостоянно, а из-за этого плохое самочувствие. Вынуждены были обратиться к своему семейному врачу в местной поселковой амбулатории. Врач, прослушав нас и измерив, наше артериальное давление, провёл запись ЭКГ, которую быстро просмотрел и выписал целый список лекарств необходимых для нормализации давления.

Естественно, получив такой список лекарств, мы задали резонный вопрос доктору: ”Когда, и в каких дозах принимать такое немалое количество лекарств? И ещё, являясь аллергиками – как их приём отразится на нашем здоровье?” Ответ семейного врача, буквально – сразил нас наповал: “Можете посмотреть, сколько больных стоит в очереди ко мне на приём, у меня нет времени для выяснения всех этих нюансов. Вы люди грамотные, внимательно прочитайте, ознакомьтесь с аннотациями и самостоятельно подберите дозировку и нужные для нормализации давления препараты ”. Когда же мы сказали, что всё это можно узнать в Интернете, последовал ожидаемый ответ: ”Сверхнормативное рабочее время мне не оплачивают, если я не устраиваю  вас, как семейный доктор, ищите другого и заключайте договор с ним”.

        Это – горькая правда нынешнего времени! И мы вынуждены терпеть и приспосабливаться к этой несовершенной системе здравоохранения! Но всё-же, я снимаю шляпу перед героическим трудом врачей! Так уж сложилась моя судьба, что бОльшая часть моего жизненного пути была тесно повязана с медициной. Нет, я не медработник, и никогда не учился в медицинских учебных заведениях, вместо этого я избрал путь авиатора. Это значит, что каждый мой рабочий день начинался с посещения медпункта, где милые  медсестрички или врачи  измеряли у меня давление, температуру, оценивали состояние моего здоровья, способность  выполнить предстоящие на сегодня полёты. 

Но не только ежедневным контролем со стороны медиков ограничивались наши контакты – самый полный контроль, изучение состояния моего (да и каждого авиаработника) здоровья проходил в процессе обязательной, ежегодной медицинской комиссии. Все работники аэропорта, авиаотряда, Аэрофлота должны были проходить эту врачебную проверку. Как же мы, лётный состав, боялись этой процедуры. И только сейчас, на пенсии, благополучно завершив свою лётную карьеру, справедливо, честно и с благодарностью понимаешь, каким же ценным подарком доли для нас являлся такой постоянный контроль медиков за нашим здоровьем! Ведь обнаружение изъянов, проблем в твоём организме ещё не значило, что тебе немедленно перекроют дорогу в небо, отберут навсегда право летать. Во-первых, тебя направят в ближайший базовый, ведомственный госпиталь для исследования причин отклонения в медицинских показаниях на срок не менее десяти дней. Затем, по результатам исследований разработают и предложат курс лечения, реабилитации, часто в ведомственном санатории, чтобы полностью восстановить способность к лётной работе, и, что немаловажно, всё это за счёт Аэрофлота!
Вот в связи с таким внимательным отношением к нашему здоровью хочу поделиться своим, довольно болезненным, опытом общения с медициной 60-х – 80-х  годов прошлого века. Ничто не предвещало беды, нормальные рабочие будни, спокойный рост профессиональных навыков и вдруг обычное простудное заболевание, выход из которого затянулся неожиданно надолго, поэтому решение  ежегодной медицинской комиссии о направлении меня на обследование в Актюбинский авиационный госпиталь  не было  неожиданным для меня.

После тщательного обследования и изучения всех анализов, комиссия, в составе которой увидел нескольких, солидного возраста заслуженных профессоров, озвучила  потрясший меня вердикт: ”По состоянию здоровья от лётной работы отстранить…” Сейчас прекрасно  понимаю – это была их работа, но для меня это был страшный удар судьбы. Прошло много лет с того памятного, ужасного дня, но я всё время вспоминаю с теплом и благодарностью молодую главврачиху того госпиталя (она и возглавляла ту медицинскую комиссию). Зачитав заключение (приговор для меня), ей пришлось вызвать медсестру, чтобы сделать успокоительные уколы мне.

Не берусь судить её профессионализма, как главврача госпиталя, но как психолог, как человек с чутким сердцем она оказалась на высоте. И в этом я смог убедиться буквально через день! Она смогла почувствовать всю мою боль, все переживания молодого лётчика, у которого рушилась вся карьера, мечта моей жизни – летать. Вызвав меня в свой кабинет, она рассказала мне, обычному своему больному, что она из семьи потомственных лекарей, врачей. Отец, мама,  дедушка и бабушка – профессора медицины и работают в Москве и Ленинграде. Так вот она, не рассчитывая на какое-то вознаграждение, всю ночь обзванивала их, консультируясь и уточняя, как, с помощью какого лечения, вытащить одного своего рядового больного из той беды, в которую он попал.

Как я ругаю себя, что в те дни, находясь в состоянии транса, не запомнил, не записал её фамилии и имени. Через пару дней она вручила мне полную запись, план моего лечения, который включал, как традиционное лечение, так и лечение народными средствами. Кстати, это очень пригодилось  и помогло мне вернуться к полётам. И особенно ценным советом от неё стал настоятельный совет – ехать на Родину, к маме! Её любовь и материнский уход очень помогли мне восстановиться, как лётчику!

Дальше было длительное лечение (восемь месяцев на больничной койке), под строгой и чуткой опекой моего любимого доктора – Раисы Ивановны, которая не ограничивалась только лечением. Благодаря её ходатайствам и требованиям я получил от городской администрации двухкомнатную квартиру и путёвку для продолжения лечения в одном из лучших санаториев Крыма, где лечился, отдыхал и восстанавливал своё здоровье также восемь месяцев.
И снова хочу подчеркнуть – дополнительной платы за такое сказочное, материнское лечение, уход, от меня никто не требовал. Я был готов целовать руки врачам, медсёстрам, нянечкам – моим спасителям! И несколько слов о лечении, отдыхе в Крыму. Получив бесплатную путёвку в Крымский санаторий, где была указана дата прибытия в Симферополь, я не мог и предполагать, что меня будут встречать прямо на вокзале и доставят к самым воротам санатория (мне об этом никто не говорил). Когда я, выйдя из вагона, прошёл на привокзальную площадь, первое, что я увидел – это мужика с плакатом, на котором были начерчены название нужного мне санатория и моя фамилия. Минуты три понадобилось мне, чтобы наконец-то  захлопнуть, открытый от удивления рот, и подойти к  мужику с плакатом. Поздоровавшись, он проверил мой паспорт и путёвку и пригласил в автобус.
      
Пока большой автобус марки ЛАЗ, поздним вечером, вёз своего единственного пассажира из Симферополя в Алупку, в санаторий, я поближе познакомился с водителем, который представился Кириллом Степановичем. Так как я сразу же признался, что в Крыму впервые, он весь долгий путь по Крымскому побережью, с юмором, играл роль великолепного “экскурсовода”. Я был очарован чудесной картиной ночного побережья Чёрного моря с огромной луной на звёздном небосводе и яркой лунной дорожкой на зеркальной глади моря!

За свою дальнейшую лётную жизнь я больше десятка раз посещал Крым и для отдыха с семьёй, и, выполняя авиахимработы, но то, первое, ночное знакомство произвело на меня незабываемое до конца жизни впечатление. Слушая описания, байки моего “экскурсовода” о проплывающих за окном автобуса красотах, я внезапно узнал, почему же я еду в одиночестве, без попутных пассажиров: “Тебе  здорово повезло, со вчерашнего дня Крым закрыт в связи с эпидемией холеры. Отдыхающих, на полуостров не пускают, весь транспорт брошен только на вывоз, будут свободны все пляжи, все места отдыха, будут продолжать работать только санатории”.

Когда автобус подвёз меня к главному входу в санаторий, я уже не удивлялся, что дежурная медсестра ждала меня с приготовленной, застеленной постелью и свежезаваренным чаем, а оформлением документов пообещала заняться с утра, чтобы я смог отдохнуть с дороги! На следующий день был приглашён к главврачу. После  ознакомления с моей медкнижкой, она представила мне весь план, график процедур и список лекарств, с помощью которых пообещала восстановить моё здоровье. И на протяжении всего курса лечения она очень строго следила, чтобы я честно выполнял насыщенный, разработанный ею, план восстановления моего здоровья. После завершения курса лечения, при выписке, она первая из лечивших меня врачей, сделала запись: “Практически здоров!” – и этим открыла мне снова путь в небо, я снова мог летать! При расставании, с благодарностью, поцеловал ей руку! И не нужно давать клятву Гиппократа, надо просто быть чутким человеком!