Сколько денег Хлестаков получил от чиновников?

Александр Москвитин 1
Все мы читали бессмертную пьесу Николая Васильевича Гоголя "Ревизор". Или хотя бы проходили её в школе.
Недавно в очередной раз перечитал "Ревизора" и подумал - а сколько всего денег скачал Иван Александрович Хлестаков с чиновничьего и купеческого люда в безымянном уездном городке? Никогда не задавался этим вопросом, а сейчас вот заинтересовался. Перечитал, пересчитал. И вот, что у меня (точнее, у Гоголя) вышло:

Городничий - 400 рублей;
Ляпкин-Тяпкин - 300 рублей;
Почмейстер - 300 рублей;
Лука Лукич - 300 рублей;
Земляника - 400 рублей;
Бобчинский - 40 рублей;
Добчинский - 25 рублей;
Купцы - 500 рублей;
Городничий - 400 рублей.

Всего деньгами Хлестаков получил взяток на сумму 2665 рублей.
Кроме того, городничий оплатил Хлестакову счёт за проживание и столование в гостинице. Ему и его слуге Осипу была выделена лучшая тройка лошадей, а также оплачен прогон за казённый счёт. От купцов Хлестаков получил серебряный поднос, кузов вина, несколько сахарных голов, а Осип прихватил на всякий случай верёвочку ("в дороге пригодится"). Городничий также приказал выделить Хлестакову в карету самый лучший персидский ковёр - чтобы будущему зятю было сподручнее ехать к дяде за благословением.
Итак, Хлестаков выцыганил у дураков-чиновников и недотёп-купцов 2665 рублей ассигнациями. Много это или мало по сравнению с сегодняшними деньгами? Сложно сказать...
Во-первых, ассигнационный рубль - это около 30 копеек серебром. Во-вторых, цены по регионам империи были разными. Как правило, продукты стоили довольно дёшево, а вот непродовольственные товары были дорогими.
Чтобы понять, какими были тогдашние цены, можно обратиться к частной переписке декабристов.
Андрей Розен в письме Ивану Пущину (Курган, октябрь 1832 года):

"На первое время нанял весьма хорошую квартиру за 200 р в год, имею шесть комнат... Жена моя думает купить дом, ибо постройка дорога за неимением поблизости строевого леса - бревно 4-саженное стоит 6 рублей... Съестные припасы чрезвычайно дешевы: пуд ржаной муки - 90 копеек, пшеничной - 1 рубль 20 коп... Пуд лучшей говядины - 1 рубль, живой теленок четырехнедельный - 3 рубля, пуд масла - 10 рублей, мыла - 6 рублей, курица - 8 копеек, утка - 12 копеек, гусь - 20 копеек... Сажень березовых дров стоит 2 рубля."

Андрей Борисов пишет сестре (октябрь 1842 года):

"Может быть, он примет на себя труд уговорить нашего брата просить перевода в Иркутск или найдет какого-нибудь купца, который возьмется доставить тебя к нам, взяв для какого-нибудь заведения твой дом. Без таковых пособий переезд твой затруднителен, ибо одних поверстных за подорожную придется заплатить около 140 р., а прогоны на две лошади стоят не менее 1000 р. В этом вся трудность."

В общем, судя по ценам того времени, Хлестакову удалось отстегнуть не такую уж и большую сумму. То есть, если для простолюдина-разночинца или для крестьянина сумма в 2,5 тысячи рублей (пусть и ассигнациями) являлась заоблачной мечтой, то для петербургского кутилы, каким был Хлестаков, это было ничто. Впрочем, ему наверняка этого вполне хватило бы для того, чтобы отыграться в картишки с пехотным капитаном из Пензы. Что он наверняка и сделал после "обручения" с дочкой городничего и бегства из безымянного уездного городка. На всякий случай у Хлестакова был ещё поднос из серебра, вино, сахарные головы, персидский ковёр - всё это он мог "спустить" - по выражению Осипа. Кстати, если верить Осипу, фрак его господина стоил "рублёв полтораста", а "спустить на рынке" Хлестаков его сумел всего лишь за 20 рублей.
Вот такая занятная математика.