Есть такое слово нада!

Сергей Трехонин
(C) Trekhonin, 2015

Есть такое слово – «нада!»
Размышления о стилях руководства современного российского руководства.
      
      В молодые годы все недоумевал, и почему это народишко так в начальство-то стремится? Это ж ответственность какая: отвечаешь не только за себя любимого, но и за «весь вверенный тебе коллектив» в целом.
      А люди всё разные в том коллективе. И у всех свои проблемы и желания. И тоже, что характерно, разные, непохожие. И это же надо знать всё, понимать, психологом быть. Ибо подчиненный как отточенный инструмент в руках мудрого руководителя. И надо точно знать, как им воспользоваться. Какой инструмент для чего годится и предназначен.
      Да и слово-то какое, обязывающее слово – руко-водитель. Тот, кто чужой рукой водит, направляет ее. Руки своих подчиненных направляет, стало быть.
      Так рассуждал я по молодости, а потому в руководство не лез, выбрав себе стезю специалиста. Возможно, что и зря, добавлю я уже сейчас. Ибо руководить так, как эти, теперешние и я могу. Невелика наука оказалась по факту.
      Вот ведь тоже, кстати, странное такое деление: рабочий, специалист, руководитель. То есть неявно, как бы, предполагается, что рабочий или руководитель специалистом быть не должен? Русский  язык многозначный, а потому «специалист» может означать и «мастер своего дела, знающий его в совершенстве», так и просто – «человек, знающий определенную терминологию и владеющий минимальным набором профессиональных приемов».  Поди, отличи одного от другого.
      Возвращаясь к руководителям. Как любил повторять один мой коллега – «мой жизненный опыт мне подсказывает». Так вот мой жизненный опыт мне подсказывает, что большинство современного руководства руководителями назвать нельзя. Это не руководители. Это начальнички.
      Стилей «руководства» у начальничков два. Собственно они вполне тождественны. Как сказал бы математик,  изоморфны. Различие в нюансах.
      Стиль номер раз – «бабий». Характерен, понятное дело, для баб-начальниц.
      «Ну, придумайте что-нибудь, вы же – инженеры», проверещала одна из наших институтских начальниц, когда нужно было откуда-то достать «сборку», причем, «горячую», а кран от ветхости и времени развалился. Как-то не позаботилась она его обновить своевременно. По слухам, «сборку» доставали вручную. Смутно представляю, как такое возможно (за что купил, за то и продаю – слухи-сплетни). Но вот что знаю абсолютно точно - Андрюха, руководивший этим извлечением, на следующий же день подал заявление об увольнении по причине выхода на досрочную пенсию. Ему как раз «полтинник» исполнился. За несколько месяцев «до» исполнился. И правильно сделал, что ушел, между прочим. Ибо если бы кто из вверенного ему персонала переоблучился в процесс извлечения, «сидеть» бы пришлось ему, а никак не дамочке-начальнице. Причем «сидеть» лет так, приблизительно, пять.
      «Ну, придумайте что-нибудь, вы же – инженеры!», так и слышится в этом извечное женское «Так сделай же что-нибудь! Ты же - мужчина!». Ну, да. Ну, да. А как же эмансипация? Как же равенство полов? Или руководить производством то же, что руководить собственным мужем? По-видимому, современные «руководительницы» так и считают.
      Сидели тут как-то, обсуждали дела наши весьма скорбные. Кто-то сказал про одну не в меру ретивую дамочку – «Вот увидите, она еще директором нашего отделения станет». «Бэззз меня», ответил я, «Я лучше пивные банки по помойкам собирать буду, но баба мною руководить не будет. Тем более такая - амбициозная дура».
      Кстати сказать, начальничек нашего подразделения уже пытался меня под эту ретивую бабенку «засунуть». Лет так несколько назад. Ну, натурально, я тогда весьма оскорбился и шлепнул ему об стол заявление об увольнении. Начальничек наш сначала взыграл - «Я никому исключений не делаю!», но потом, по зрелому разумению («а куда ж ты денисся, голуба, с подводной-то лодки?» - с кем работать-то будешь? я понимаю, что незаменимых нет, но все же…), переместил меня в группу ко вполне адекватному дяденьке. Кстати, выпускнику Физ-Теха (того что в Долгопрудном)  и закончившего Физ-Тех этот самый во вполне адекватные времена, т.е. в середине 70-х годов прошлого века.
      По поводу нашего начальничка отделения  мой старший коллега, уходя на пенсию,  грустно заметил «Всегда знал, что Влад специалист никакой, но думал, может начальник из него получится?». Нет, не получилось. Да и не получиться не могло. По определению. И тут мы плавно переходим к стилю руководства за нумером «два».
      Стиль руководства номер два – «Вовочкин». Мужской стиль. Варьируется в широких приделах, в зависимости от степени брутальности носителя данного стиля.
      (В скобках замечу. Знавал одного начальничка вполне мужской внешности, даже в усах, который внутри был совершенная баба. Причем баба-стерва. Начальничек этот, видимо, и сам это ощущал, но боялся себе в том признаться, а потому  компенсировал усами (мужчина!) и был какой-то надрывный, как будто напоказ, бабник (ну, мужчина же! альфа-самец!). Впрочем, наличие усов и наличие высокой «приматативности» по г-ну Протопопову абсолютно не мешало ему закатывать подчиненным вполне женские истерики)
        Название  стилю руководства – «Вовочкин» дано по имени персонажа старого, всем известного, анекдота.  Но все же напомню, если вдруг кто его случайно забыл.
      Через 30 лет после выпуска собираются бывшие одноклассники. Кто кем стал. Кто кем не стал. Бывший отличник Петров – инженеришка в драном пиждачишке. А бывший двоечник Вовочка – напротив, в полный рост генерал в позументах и лампасах. Одноклассники недоумевают:
- Вовочка, ты ж никогда ничего не знал… Как же?... Как же ты генералом-то стал?
- А я и сейчас ничего не знаю! Но шоб к утру у меня усё былО! (голосом покойного генерала Лебедя)
      «Вовочкин» стиль руководства появился не сегодня. Очень не сегодня. Скорее всего, возник он во времена «восстановления народного хозяйства», сразу после окончания Великой Отечественной Войны. Замечу, что в те времена, на мой взгляд, он был где-то даже оправдан: страна лежала в руинах, надо было восстанавливать сельское хозяйство, промышленность. Восстанавливать, что называется, через «не могу». Вот тогда и появилась эта знаменитая фраза «Есть такое слово – «надо!».
      Но время шло, страна восстановилась, а фраза осталась. Ею стали прикрываться неумение и неспособность руководить.
      Странно, но факт - даже если ты не специалист в управлении людьми, твоя заработная плата всегда выше, чем у специалиста в конкретной области. А если добавить сюда еще и отсутствие обратной связи: горе-руководитель не несет особой ответственности за свои произведенные действия. Его просто переводят на другое место. Опять же руководить.  Так чего ж тогда удивляться очереди из горячо желающих поруководить «людЯми»?
      «Это – номенклатура! Это было при Советской Власти! Сейчас всё не так», возразят мне. Увы! Это так и сейчас. Жизненный опыт мне подсказывает.
      Вот вам жизненная историйка из моей практики. Один леворукий (в буквальном смысле, он - левша) наш начальничек, ничем не проявивший себя (мягко скажем) в руководстве комплексом установок, был переведен на должность заместителя главного инженера отделения по оборудованию. Пикантность ситуации состоит в том, что раньше такой должности не было, ее придумали. Но не возвращать же человека на исходную позицию карьерной лестницы? 
      Надо заметить, что лет 15 назад он начинал в качестве слесаря по КИПиА. В то время как раз пытались запустить установку АЛИТ. Рукописный народный эпос под названием «Сказ о том как Абрам со товарищи АЛИТ запускал» повествует – «При подключении сети 380 В К. попутал фазу с нулём, в результате погорела одна из лампочек индикации фаз, всё остальное вроде бы уцелело. При подаче напряжения на установку задымил пневмораспределительный шкаф». В результате, видимо уже в те времена было решено, что К. -«специалист никакой, но может начальник из него получится?». Или просто пожалели лампочки индикации фаз?
      В общем, по факту выбился человечек в начальнички – это уже пожизненно. Руководить по-настоящему он не умеет. Да и не надо. Почему? Потому что «есть такое слово – надо!». Вперед! На пулемёты! Я и сейчас ничего не знаю, но чтобы завтра к утру у меня уже все было!
      Впрочем, в 70-х годах  прошлого века на некоторое время пришло некое просветление. Появились руководители нового типа, которые как главный герой пьесы В. Черных «13-й председатель», сказали – «Когда я слышу слово «надо», я спрашиваю, а кому оно надо?».
      К сожалению, таких руководителей и тогда и сейчас - единицы. Принцип руководства остался прежним: если лозунги не срабатывают, нужно запугать подчиненного. Чем? Да чем угодно. Сейчас хорошо срабатывают разговоры о грядущих сокращениях. Единственная мелкая подробность - такие разговоры действуют на, скажем так, неспециалистов, которые знают, что, по сути, они ничего не умеют делать, и то, что они получают в качестве материального вознаграждения – жалование, а не заработная плата.
      Почти 20 лет назад у меня состоялся разговор с представителем тогдашних начальничков. Это были люди намного старше меня. Современные начальнички – ровесники, или даже младше, я их вообще не воспринимаю как взрослых людей: детский сад – штаны на лямках.
      Собственно сам разговор с начальничком (Н):
Я:  Вы считаете, что я должен работать практически бесплатно, за вот эту зарплату?
Н: Да. Мы же в твоем возрасте так работали.
Я: А я не буду. Поймите, заставить человека что-либо делать можно только двумя способами. Либо что-то ему дать. Либо что-то отобрать. Отобрать вы у меня ничего не можете: у меня ничего нет, кроме трудовых навыков. Я – пролетарий. Чу! Вон пролетарий пролетел! А дать вы не хотите. Я просто уйду в другое место. Вот и все.
Н: Иди. Кто держит?
Я: Уйду. Но все что я сделал за последний год,  я вам не оставлю.
Вот в этом месте начальничек забеспокоился. У него было свое вышестоящее начальство, которому он «гнал картину», как много было наработано под его непосредственным руководством за последний год.
Н: Это шантаж!
Я: Это не шантаж, а борьба за свои права.
Н: Встретимся в прокуратуре!
Я: Ну что ж… До встречи в прокуратуре…
      Прокуратуры не случилось. Я ушел в другое место. Начальничка того тихо сняли с должности. Поскольку он совсем ничем не отличился, последние оставшиеся ему  8 лет до пенсии он числился в должности инженера-программиста в лаборатории собственной жены.
      Начальнички почему-то свято убеждены, что подчиненные им что-то должны просто по факту их существования. Как был убежден феодал относительно своих вассалов. Но феодализм давно в прошлом.
      Если ты решаешь какие-то свои задачи, то будь добр, учитывать интересы людей за чей счет ты их решаешь. В конечном итоге, это ты зависишь от своих подчиненных, а не они от тебя. Эта простая мысль когда-то давным-давно и отвратила меня от мысли сделать карьеру руководителя.
      «Я вам зарплату плачу!» - любимая фраза начальничков. Если это произносит не хозяин фирмы, то это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ты - такой же наемный работник, как и я. Да, чуть выше по иерархической лестнице.  Но не более того. И я тебе лично ничем не обязан. Мы не в армии и я не под присягой. Твой приказ для меня ничего не значит. И я не давал тебе клятву верности на крови.  Я  работаю по найму. Хочу - делаю, хочу - не делаю – все в рамках трудового соглашения. Другого найдешь? Ищи! Почему-то в этом месте у начальничков всегда наступает просветление – «Я никому исключений не делаю! Но…». Вот и приехали. Вот оно - «но» появилось. 
      Можно сколько угодно изображать из себя сильную личность, считать себя капитаном тонущего корабля, от которого зависят 300 человек с их семьями и т.д. и т.п. Но… Но по факту это ты от них зависишь. И это их беда и твое счастье, что они не вполне осознают это. Что они до сих пор не ощутили себя пролетариями (которым нечего терять кроме своих цепей). Они по сию пору ощущают себя крепостными, хоть и не признаются себе в этом – стыдно.
      Что еще раздражает в начальничках – это неумение поставить задачу, как следствие неумения руководить вообще. Собственно, это как раз объединяет «бабий» и «Вовочкин» стили руководства.  Как написал, один мой коллега -  «Надоело получать задания в форме «сделайте мне красиво». План работы, цель, задачи, сроки: письменно».
      Задача зачастую ставится до того неопределенно, что больше напоминает загадывание желание, или письмо деду Морозу. Вон как в прошлом году наш начальничек отделения сформулировал «убедите меня, самодура». А почему я тебя должен в чем-то убеждать? Это в мои должностные обязанности не входит. Да и невозможно убедить самодура. По определению.
      Начальнички почему-то убеждены, что в их подчинении находятся исключительно добрые волшебники и бутылированные джинны. Стоит только загадать желание и потереть волшебную лампу. Увы! Я не обучен исполнять желания. Я не золотая рыбка и не старик Хоттабыч. И третьего глаза у меня нет. Не отрастил как-то. Поэтому когда я очередной раз слышу слово «нада» от очередного начальничка, я спрашиваю «А кому оно нада? И что мне за это будет?».