О фильме Курск. Подводная лодка в мутной воде

Александр Щербаков 5
Сто лет назад Владимир Ильич Ленин якобы произнес фразу «Из всех видов искусства самым важным является кино».  Правда, в реале  эта фраза принадлежала Луначарскому, но какая разница.  Ведь есть же знаменитая русская пословица, что лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. И кино дает такую возможность – увидеть.  Несколько лет назад я увидел американский фильм «Шестьдесят секунд над Токио», снятый американцами через 2 года после рейда Дулиттла на столицу Японии в отместку за нападение на Перл-Харбор.  Удивился оперативности американцев, которые этим фильмом подняли дух нации.  А года полтора назад увидел опять же американский фильм «Враждебные воды», где рассказывается о трагедии нашей атомной подводной лодки, терпящей бедствие в Атлантическом океане  недалеко от побережья США. Это был реальный случай, произошел он незадолго до встречи Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в Рекьявике.  Трагедия с нашей лодкой, а фильм поставили американцы, и очень удачный, почти не переврали события на той аварийной субмарине  К-219.  О нем и самой аварии можно прочитать в этом материале. http://proza.ru/2019/10/27/349

Мои постоянные читатели знают, что по распределению ректората Хабаровского медицинского института я три года служил на Тихоокеанском флоте, был начальником медицинской службы на подводной лодке постройки  первых  послевоенных лет.  А подводники, как известно, бывшими не бывают. Вот и я, хотя весьма далек от военной службы, всю сознательную жизнь продолжаю следить о событиях в подплаве.

Естественно, что трагедия с подводной лодкой «Курск», которая произошла в августе 2000 года в Баренцевом море, не прошла мимо моего внимания. Я слушал сообщения пресс-атташе Главного штаба ВМФ капитана 3 ранга Дыгало (его папа адмирал, пристроил сына на непыльную должность)  о том, что субмарина обнаружена, что с ней установлена связь и предпринимаются меры по спасению экипажа.  Что произошло потом, думаю, не стоит повторять. В конце концов лодку, вернее, то, что от неё осталось, подняли с глубины сто метров и поместили в плавучий док.  Все это было показало по телевидению, и можно было только ужаснуться, что осталось от носовых отсеков внутри, и в каких условиях пришлось работать следственной бригаде во главе с генпрокурором Устиновым.

Постепенно другие события заслонили эту трагедию,  и о ней стали потихоньку забывать. Все, кроме  близких  погибших подводников.  И о том, что на Западе сняли кинофильм о погибшей подводной лодке, мало кто знал. Хотя в этом не ничего удивительного. Ведь снимали же американцы фильмы «К-19» и «Враждебные воды» об авариях на советских атомных подводных лодках, и вполне достоверно. Но на этот раз снимали не американцы, а европейцы, не настолько искушенные в этом деле.  Поэтому, когда я увидел в интернете о появлении этого фильма, посмотрел его.   В сегодняшнем материале хочу высказать свое мнение о фильме, а также мнение некоторых более компетентных, чем я, людей. Итак…
 
«Курск»  — французско-бельгийский англоязычный драматический фильм датского режиссёра Томаса Винтерберга, основанный на книге американского журналиста Роберта Мура «Время умирать» и посвященный катастрофе российской подводной лодки «Курск» в 2000 году.

Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто 6 сентября 2018 года. 21 июня 2019 года картина вышла в ограниченный прокат США. Премьера фильма в России состоялась 27 июня 2019 года. Фильм рассказывает о событиях 2000 года, связанных с гибелью подлодки «Курск».

Фильм, как и книга, на которой он основан, придерживается официальной версии первого взрыва: в торпедном аппарате произошла детонация торпеды, после которой начался пожар. Второй взрыв был результатом столкновения подлодки с морским дном. По версии авторов фильма, часть экипажа удалось бы спасти, если бы российское командование раньше допустило к спасательным работам норвежские и британские суда.

Также авторы фильма придерживаются неофициальной версии, что моряки на «Курске» были живы несколько суток после катастрофы, вплоть до попыток спасти их силами российских спасателей, что идет в разрез с официальной криминалистической экспертизой, результаты которой говорят о том, что все 23 моряка в 9-м отсеке «Курска» погибли в первые 8 часов. В кино последние моряки умирают за несколько часов до того, как руководство России соглашается принять помощь иностранцев.
В фильм также включена нашумевшая пресс-конференция с жёнами подводников.

В августе 2015 года стало известно, что французская компания EuropaCorp разрабатывает фильм, основанный на крушении российской подводной лодки «Курск» в 2000 году.

В марте 2017 года сообщалось, что компания EuropaCorp отказалась от идеи ввести в действие картины президента России Владимира Путина в качестве полноценного персонажа во избежание потенциальных скандалов.

Съемки фильма должны были начаться в сентябре 2016 года, но их пришлось отложить из-за того, что Минобороны России не выдало разрешение на съёмки на территории России, которые должны были продлиться около месяца. По сообщению американского журнала The Hollywood Reporter, изначально Минобороны России заинтересовалось идеей съёмок и обещало сотрудничество со съемочной группой, но впоследствии отказалось сотрудничать из соображений государственной тайны.

Съёмки начались 26 апреля 2017 года на военно-морской базе в Тулоне. 8 мая 2017 года было сообщено, что, помимо Франции, съёмки также будут проходить по всей Европе, включая Бельгию и Норвегию.

27 июня 2019 года в российский прокат вышел «Курск» — долгострой продюсера Люка Бессона, повествующий о катастрофе российской субмарины К-141 в Баренцевом море. Трагедия эта была очень болезненной для России, причём как для народа, так и для властей, которых обвиняли в гибели уцелевших после взрыва моряков. Наверное, поэтому премьера картины в РФ долго откладывалась, но наконец состоялась.

У картины «Курск» есть один изначальный существенный недостаток — все понимают, чем она закончится, кроме разве что совсем тёмных людей или детей. Это зрелище только усиливало тоскливую обречённость происходящего.

Как снять интересный фильм, в котором априори нет сюжетной интриги? Учитывая споры и тайны, которыми окутана гибель «Курска», вариант напрашивался сам собой: сделать максимально подробный, поминутный разбор катастрофы, реконструировать все переговоры, предложить исчерпывающую версию событий. На это создатели, однако, не пошли. Как говорил продюсер Люк Бессон, задача изначально состояла в том, чтобы показать человеческую сторону трагедии. В итоге основной акцент сделан на самих подводниках, их жёнах-детях, а также двух офицерах наверху, которым не безразлична их судьба. Такой выбор себя не оправдал: не получилось ни фильма-расследования, ни фильма-катастрофы, ни полнокровной драмы. Картина повисла в воздухе где-то между этими точками опоры, бессильно болтая ножками.

Изначально в фильме предполагалось показать президента РФ Владимира Путина, который, как известно, принимал активное участие в тогдашних событиях. В итоге этого делать не стали: по словам Бессона, чтобы не политизировать кино о личных трагедиях, но, как считают многие, из-за опасений столкнуться с «русскими хакерами» и тому подобными ужасами.

Политический контекст, однако, в картине присутствует. Российский адмирал по фамилии Грузинский (что довольно забавно в свете последних событий), командующий учениями Северного флота, сетует, что в советское время на подобных учениях было в три раза больше кораблей. Его подчинённый отвечает, что и такого количества достаточно, чтобы произвести впечатление на врага. На это Грузинский философски замечает: «Осталось понять, кто наш враг».

В общем, посыл авторов понятен: враги простых русских моряков (и, видимо, простых русских людей вообще) ими же и руководят. Так, в фильме акцентируется внимание на том, что единственный хороший спасательный батискаф на Северном флоте был продан на Запад и теперь возит американских туристов на «Титаник» (да-да, всё настолько беспросветно). В итоге у наших военных осталось лишь одно ржавое корыто и это стоило морякам на «Курске» жизни.

Впрочем, спасти запертых в отсеке подводников можно было ещё одним способом: обратившись за помощью к странам НАТО, которые не продают свои батискафы туристам. Их в картине олицетворяет безупречный британский командор Дэвид Расселл , искренне желающий помочь несчастным русским, но наталкивающийся на их непонимание.

Его друг, вышеупомянутый адмирал Грузинский, уже готов принять помощь коллеги, но в этот момент его отстраняют от командования, и дальше всем верховодит жуткий старик с выпученными глазами в исполнении Макса фон Сюдова, словно вылезший на поверхность из Марианской впадины. Он с презрительным смехом отталкивает руку помощи западных друзей, а потом всё-таки принимает её, но уже поздно, и моряки погибают. При этом причины такого упрямства подробно не раскрываются: вскользь говорится о неких «военных секретах», но тогда непонятно, почему помощь всё-таки приняли.

На этом создателям стоило бы остановиться. Да-да, мы поняли, что у НАТО всё замечательно, а у русских всё плохо, спасибо, мы пойдём тогда. Но нам приготовили ещё один, последний, «сюрприз». Выжившие при взрыве моряки на «Курске» погибают не только из-за жадности, глупости и жестокости своего командования, но и по собственной безалаберности. Буквально, в нужный момент один из них уронил штуку, которую не нужно было ронять, и на этом каюк.

И вот тут становится совсем непонятно. Вроде нам показывают, что у русских плохое начальство, но сами люди как люди, зачем же вы с ними так? Видимо, ответ такой: люди хорошие, а вот на подводках плавать — не ваше. Оставьте это профессионалам.

Всё вышесказанное вовсе не говорит, что перед нами какой-то жутко провальный фильм. Происходящее на экране держит в напряжении, и, хотя для талантливого датского режиссёра Томаса Винтерберга это совсем не характерный жанр, он справляется с задачей на «хорошо с минусом». Особенно удались сцены на затонувшей подлодке: мрачная атмосфера затопленных отсеков и задраенных люков сама собой настраивает на нужный лад. Хороша и концовка фильма, чем-то перекликающаяся с финалом «Левиафана» Звягинцева, только снятая в более позитивном для России ключе (здесь Звягинцева ни один иностранец при всём желании не переплюнет).

При всём при этом не очень понятно, зачем эта картина нужна. Если хочется субмаринной клаустрофобии, лучше лишний раз пересмотреть «Подводную лодку»  Вольфганга Петерсена. А если не терпится увидеть что-то про знаковые катастрофы в России, то недавно вышел сериал «Чернобыль» , про который уже все слышали, но факт остаётся фактом: он превосходит «Курск» буквально по всем параметрам. Игра актёров, сюжетные коллизии, проработка персонажей, работа художников, режиссура, отношение к изображаемым событиям и стране, в которой они произошли — всё намного сильнее, правдивее и человечнее. Вот такое кино, пожалуй, экспортировать стоит. Правда, найти его сложновато.

Ну или есть ещё один вариант: не смотреть западную версию нашей истории, а дождаться, когда на интересные темы — не связанные с ВОВ и спортивными достижениями — начнут снимать в самой России. Но этого, кажется, можно дожидаться бесконечно.

Я увидел в интернете мнение одного специалиста, которых рассуждает о фильме, сразу заявляя, что там сплошное вранье, кроме названия фильма.  Вот что он пишет: «27 июня на российские киноэкраны вышел бельгийский художественный фильм «Курск» Он посвящен одной из самых тяжелых катастроф, произошедших в современной России, – гибели подводного атомохода К-141 «Курск» в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Это первая художественная картина на тему случившейся трагедии, прежде многочисленные специалисты и участники событий помогали в съемках или снимали сами только документальные фильмы. События 19-летней давности стали для нашей страны той болью, которую вместе с родственниками и членами семей экипажа атомохода переживала вся страна. Во всех уголках нашей огромной страны люди с тревогой и замиранием сердца следили за спасательной операцией, а после её неудачного исхода сопереживали и оказывали помощь всем, кто в ней нуждался.

И вот в сентябре 2018 года выходит картина именитого датского режиссера Т. Винтерберга, продюсером которой выступил известнейший режиссер Люк Бессон. Это вселяло надежду на то, что трагические судьбы наших моряков и членов их семей будут показаны правдиво, без той самой «клюквы», которую любят применять в художественных кинолентах о нашей стране. К сожалению, на наш взгляд, авторам фильма избежать дешевых стереотипов не удалось. Российскому зрителю только предстоит оценить все достоинства и недостатки картины, премьера которой на наших киноэкранах состоялась 27 июня 2019 года. После нашумевшего и весьма спорного сериала «Чернобыль» россиянам предстоит увидеть ещё один, гораздо более тяжелый и не менее спорный фильм. А мы, заранее посмотрев кинодраму, смогли встретиться и поговорить с непосредственными участниками событий, чтобы составить наиболее полное и объективное представление о том, почему в картине о событиях 19-летней давности есть только намеренные искажения и прямая ложь.»

– Чушь. Я не буду обсуждать эту тему. Я тему «Курска» не комментирую вообще. Фильм я посмотрел. Это чушь.-  слова принадлежал адмиралу Вячеславу Попову, в 2000-м году командующему Северным флотом РФ в интервью Business FM, в сентябре 2018 года.  Правда, не так давно адмирал изменил своему слову и высказался в СМИ в том плане, что наша субмарина погибла из-за столкновения с американской подводной лодкой (предположительно «Мемфис»)

Начать наш разговор о новой картине хотелось бы с того, что тема трагедии «Курска» вплоть до наших дней имеет огромнейшее общественное и даже политическое значение. Конечно, авторы фильма как взрослые и опытные люди это прекрасно понимают. Кстати, совсем не случайно, на наш взгляд, авторы абстрагировались от упоминания президента России, который непосредственно участвовал в событиях вокруг «Курска», а ограничились лишь персонажами главкома ВМФ РФ и командующего СФ.

Авторы кинодрамы заявили, что пытались избежать упоминания президента из-за возможности скандала. Но, избежав политики напрямую, кинематографисты заходят совсем с другой стороны – социальной. Наши моряки представлены как заложники ужасной экономической ситуации в стране, выглядят и действуют они исключительно как униженные и оскорбленные узники режима. Это положение красной нитью проходит сквозь всё содержание картины. Нет, мы совсем не идеализируем российский быт начала нулевых годов, но представить себе русского офицера-подводника, всегда бывшего частью элиты наших вооруженных сил, как побирающегося и неуверенного в себе оборванца сложно.

Вот лишь несколько набросков. Наши офицеры ходят в грязных и заляпанных разнотипных бушлатах, не имеющих знаков отличия. Несколько офицеров в звании от лейтенанта до капитана первого ранга не могут накопить денег на свадьбу своего сослуживца, они вынуждены разменивать мифические наручные «морские часы» на шампанское и дешевую водку, почему-то хранящуюся на военно-морском складе. Более того, позднесоветский стереотип о том, что наши граждане не могут достать простейшие предметы одежды или быта, представлен здесь во всей красе. Например, старший мичман-кладовщик начинает предлагать им какие-то женские туфли, одежду, предметы обихода, тоже почему-то хранящиеся на военных складах. О состоянии жилья, штабов и технических сооружений Северного флота говорить не приходится: всё выглядит ужасно обшарпанным и старым, в стиле восточноевропейского соцреализма.

Ни для кого не секрет, что денежное довольствие морякам в 90-е годы и начале 2000-х выплачивалось с большой задержкой, как, впрочем, и другим бюджетникам.  Вспомним отечественный фильм «72 метра» про подводников в 90-е годы. Снабжение провизией воинских частей осуществлялось по остаточному принципу, читал, что офицеры скидывались, чтобы купить кое-что лучше сухой картошки и тушенки перед выходом в море. Содержание береговых баз осуществлялось отвратительно, ремонт домов офицерского состава и казарм не проводилось, это было показано и по телевидению, когда Путин приезжал на встречу с родственниками погибших подводников в Видяево.

Естественно, всему этому противопоставлен штаб ВМФ Великобритании, где чистые и ухоженные офицеры снуют по напичканному техническими средствами, очень красивому и современному помещению. А образ пришедшей на помощь нищей и отсталой России коллективной Европы представлен через известного актера Колина Ферта, играющего британского морского офицера с добрым лицом.

Впрочем, о спасательной операции поговорим немного позже, а сейчас предоставим слово Борису Михайловичу Усвяцову, кандидату военных наук, профессору, руководителю Экспертного совета по обороне Государственной думы ФС РФ:

– Наши ходят в ватниках. Матросы, мичмана, офицеры – не поймешь! Все без погон, без головных уборов выглядят как какая-то шпана. Специально в начале фильма это выведено как реперная точка, назовем это так. Дальше – больше: часы офицеры меняют на бутылки шампанского, а этого даже в лихие 90-е не было. Сам фильм – мешанина дешевых фрагментов лжи с элементами правды, но все время курсовой угол на явную ложь, желание показать все самое негативное. Личный состав не подготовлен, пьянка перед выходом в море, на свадьбе все напиваются. Это нереально, ведь в закрытых гарнизонах это ЧП. Была комендатура, были патрули, которые забирали за здорово живешь. Это было даже после развала Советского Союза, пьянство пресекалось на корню.

Не говоря уже о буквально сотнях мелких ляпов, таких как неканоничные церковные службы, англоязычный хор и даже свадьба. Многие могут сказать нам, что придираться к таким деталям, особенно с учетом того, что фильм бельгийский, некорректно. Но из частного и складывается общее, а детали такой чувствительной потери, как «Курск», обязательно вызовут негативную реакцию у нашего народа. Даже в недавнем «Чернобыле» авторы потратили на детали, значительно больше времени и внимания, здесь же чувствуется полная отчужденность, бездушие. И это страшно. В фильме, где показаны наши моряки, они совсем не выглядят живыми, нашими офицерами, нашими соотечественниками, просто актеры с лицами британских лордов, выполняющие свой контракт.

Перейдем к основной части фильма – катастрофе атомохода и спасательной операции. Посмотрев рок-концерт по телевизору на подводной лодке, экипаж выходит в море. В очередной раз нам показывают философские размышления о негодности наших кораблей и нищете. Тут повествование упирается в главного героя – капитан-лейтенанта Михаила Аверина (которого все называют капитаном, а реальный капитан в картине вообще появляется 2 раза на периферии внимания). За основную версию катастрофы принята не официально озвученная российскими властями и следствием, а личная версия вице-адмирала В. Д. Рязанцева: «Взрыв некачественной «толстой» торпеды 65-76ПВ из-за попадания в неё необезжиренного воздуха, что привело к детонации».

Любопытно, что в диалогах наших западных «партнеров» постоянно проскакивает мнение, мол, русские попытаются свалить катастрофу на них. Торпедирование британской или американской подводной лодкой или столкновение с одной из них – тоже из числа версий катастрофы «Курска».

 – То, что там находилось несколько подводных лодок иностранных государств, подтверждается тем, что через сутки после трагедии госсекретарь США неофициально прибыл в Россию. Американская лодка ушла в Тромсё, в Северную Норвегию на ремонт и там стояла месяц. Никого из наблюдателей туда не пустили, потом она была выведена из первой линии. Ушла в Америку – и забыли про нее.

В этом же районе были обнаружена английская, как предполагают, подводная лодка, гидроакустический контакт с ней был, однако она тоже сбежала. А ведь никаким лодкам там делать было нечего, так как район за месяц был закрыт под учения Северного флота, - Б. М. Усвяцов

После взрыва в носовом отсеке детонируют оставшиеся там другие торпеды, и лодка получает критические повреждения. Здесь также интересен подход авторов кинодрамы к такому обязательному элементу военно-морской подготовки (всех без исключения экипажей боевых кораблей), как борьба за живучесть. Вместо выполнения отточенных до автоматизма действий в экстренной ситуации офицеры и матросы бестолково бегают по лодке или замирают в нерешительности. Единственное, что они могут осмысленно сделать, – это запереться в отсеке. При этом никто не пользуется индивидуальными дыхательными аппаратами и другими штатными спасательными средствами. Это комментирует для нас Александр Геннадьевич Дьяконов, контр-адмирал, заместитель командующего Северным флотом по воспитательной работе в 2000-м году.

– С первой минуты, когда стало известно, я имел отношение к этим событиям, поскольку в Видяево 7 лет прослужил. Являясь потом членом правительственной комиссии по оказанию социальной помощи «Курску», я, конечно, имел возможность именно с людьми работать. Если бы этот фильм посмотрели командиры подводных лодок, каждый бы отметил здесь массу нелепостей, неточностей. У нас в любом случае, когда тревога учебная, авария, есть ПДУ (портативное дыхательное устройство). Оно рассчитано на 20 минут. За это время подводник должен переключиться на так называемый ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат). Но время действия его тоже ограничено – несколько часов. Есть штатно-дыхательные аппараты. А тут… Это просто пародия, апофеоз на костях.

Затем терпящие бедствие подводники собираются в кормовом отсеке, стучат по переборкам и ждут спасения. Командование флотом слышит их, для спасения отряжают спасательное судно «Михаил Рудницкий» со всего одним старым и дышащим на ладан спасательным аппаратом типа АС (в реальности применялось 4 наших спасательных аппарата). Здесь опять нам давят на то, что всё оборудование устаревшее и неработающее. Аверин возглавляет моряков, ждущих спасения в отсеке. И с этого момента офицеры начинают хоть что-то предпринимать (впрочем, не очень успешно) по повышению живучести своего отсека. В это время на берегу жены и родственники наших моряков получают обрывочные сведения об аварии на лодке. Параллельно развивается сюжетная линия о том, как информировали о трагедии родственников, что делало командование ВМФ для спасения моряков. Нам показывают абсолютно сюрреалистические зарисовки о глупости и нерешительности пожилых и совсем немощных флотских адмиралов, боящихся взять на себя ответственность. При этом нарушаются все понятия о воинской субординации, раскручивается извечная история о «взятии ответственности на себя». По чернобыльскому сценарию происходит утечка информации в британский военно-морской штаб, и разворачивается шумиха в западной прессе.

– Начальник управления аварийно-спасательных работ ВМФ заявляет командующему: «Я беру на себя управление и ответственность». Никогда ни в одном документе открытом, ни в корабельном Уставе не может быть это прописано, нигде он не может быть по определению руководителем, - Б. М. Усвяцов.

А душераздирающая сцена встречи с женами и родственниками моряков и вовсе вызывает ярость. Пожилые адмиралы приказывают выводить убитых горем жен и матерей наших моряков при помощи караульных офицеров и каких-то непонятных «чекистов» в штатском и с рациями.

– В отношении того фрагмента, где отражено собрание семей в «Доме офицеров». Был показан просто примитивный базар. Моменты истерик действительно отмечались во время первого сбора, но такого бардака, как показано в фильме, не было, потому что работали врачи, психологи. А дальше командующий флотом показан просто дураком, которому люди по барабану. Зато совещание с Норвегией якобы показало его некомпетентность, непрофессиональность. Англичанин говорит: «Мы готовы через час спасти всех живых». А командующий якобы отвечает: «Дайте мне сутки, тогда мы примем решение, мне нужно посоветоваться», - Б. М. Усвяцов

При этом врачи исподтишка вкалывают людям в толпе какие-то успокоительные средства. Официальные же лица выглядят как сборище некомпетентных чиновников. Это, конечно, было не так.

– Президент потом прилетел. Пришел в «Дом офицеров», который был заполнен на 100%, было там 500 или 600 человек, они задавали такие вопросы, и на них не главком и не председатель правительственной комиссии И. Клебанов, а сам Президент отвечал. Главная цель состоит в том, чтобы за всеми сценами экшн показать отношения между людьми, противопоставить молодежь современную тем руководителям, для которых люди якобы ничто, - А. Г. Дьяконов

Интересен и момент с мужчиной, отцом одного из терпящих бедствие моряков. Он стал тем человеком, который завел женщин на противостояние с командованием флота на собрании. А вот что пишет об этом реальный человек, прототип персонажа. Отец погибшего на «Курске» мичмана Александра Парамоненко, капитан 2-го ранга запаса А. В. Парамоненко: «По прибытии в Видяево собрались мы, родственники погибших, и решили послать в район спасательных работ наших представителей. Нас отправилось трое: капитан 1-го ранга запаса Митяев, капитан-лейтенант запаса Исаенков и я. У нас с Митяевым на “Курске” были сыновья, а у Исаенкова – брат. Нам дали вертолет, и адмирал Попов приказал предоставлять нам все требуемые документы и показывать абсолютно все! Мы побывали на “Петре Великом” и на “Михаиле Рудницком”. Я лично скрупулезно проверил вахтенные журналы хода спасательной операции, акустиков и так далее. Скажу честно, думал, что найду какой-либо подлог или нестыковку. Но все было четко! Претензий у нас не было никаких. Прощаясь, мы поблагодарили ребят за то, что они сделали все возможное и невозможное для спасения наших близких».

Заканчивается всё тем, что злые и бездушные русские адмиралы разрешают британско-норвежскому экипажу начать наконец-то спасательные работы. Им, естественно, не хватает времени. В этот момент оставшиеся в живых члены экипажа «Курска», осознавая безысходность, поют морскую песню (почему-то английскую A sailor’s band) и прощаются с жизнью. Англичанам удается вскрыть люк (но не пристыковаться к нему), причем с ними были и российские водолазы, которых там не показали вовсе. Но наши моряки уже утонули. Здесь любопытно, что авторы киноленты ушли от реальности совсем. Согласно всем выводам экспертной комиссии, ни один спасательный аппарат физически не мог пристыковаться (как говорят у моряков «присосаться») к люку «Курска», так как он был деформирован. Такая спасательная операция была невозможна в принципе. Более того, согласно заключению судмедэкспертов, смерть всех членов экипажа, наступила в течение 2 часов, и сказочная версия нового фильма, о том, что дескать нашим иностранным коллегам просто не хватило времени из-за козней русских адмиралов, не выдерживает критики.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что только зритель будет решать, насколько качественным получился новый фильм «Курск» (который, кстати, только в России выходит под этим названием, в остальных странах он скрывается под неприметным названием The Command). Но мы хотели бы призвать всех, кто будет смотреть эту тяжелую и чувствительную для каждого россиянина картину, не забывать, что события августа 2000 года в Баренцевом море отлично изучены. В открытых источниках, книгах, отечественных и зарубежных документальных фильмах катастрофа нашего атомохода детально и скрупулёзно разобрана. Именно это дает нам право просить каждого, кто будет смотреть новый фильм, отнестись с максимально возможным вниманием к фактам и мелочам, из которых соткано полотно, представляющее нас, наш флот, наших офицеров не в лучшем свете.

В качестве постскриптума я хочу предложить обращение командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова к родственникам подводников АПРК «Курск» с борта крейсера «Петр Великий» из района проведения спасательных работ 21 августа 2000 года, в 21 час 00 минут: «Я сейчас хочу обратиться к женам, матерям, к отцам, детям наших погибших подводников. Родные наши, сегодня в ваш дом пришло огромное горе. Трагедия для вас, горе для нас. Но это трагедия и горе для всего флота. Нет вины экипажа в том, что произошло. Обстоятельства были настолько катастрофическими, что после столкновения, я в этом уверен, большинство членов экипажа не прожили и трех минут. Я постараюсь все сделать, я буду стремиться всю свою жизнь, чтобы посмотреть в глаза тому человеку, кто эту трагедию организовал. Я хочу попросить вас, женщины: растите своих сыновей достойными отцов. Подводники выполнили свой долг до конца. Они честно служили своему Отечеству. Мы здесь, пытаясь спасти людей, сделали все, что было в наших силах, и сверх того. Три тысячи моряков Северного флота занимались спасением корабля, экипажа, но обстоятельства оказались сильнее нас. И сегодня действительно еще раз убеждаешься в том, что нет нигде такого равенства перед судьбой, как у экипажа подводной лодки, где все либо побеждают, либо погибают. Горе пришло, но жизнь продолжается. Растите детей, растите сыновей. А меня простите за то, что не уберег ваших мужиков».

Развал Советского Союза, который считается величайшей геополитической  катастрофой ХХ века, нанес огромный вред России, не говоря о более мелких бывших республиках. Ядерная держава оказалась без средств для поддержание своего военного потенциала.  Утилизировались еще годные для защиты рубежей страны корабли и подводные лодки,  не проводилось техническое обслуживание многих видов боеприпасов.  Ведь во  взорвавшейся в торпедном аппарате «толстушке» (торпеде калибром 650- мм) своевременно не проводились регламентные работы, в результате началась утечка топлива, которое и привело к первому взрыву.  Есть мнение, что эту торпеду собирались выстрелить в море, стали заряжать в торпедный аппарат,  не была  закрыта задняя крышка торпедного аппарата, поэтому и взорвались лежащие на стеллажах торпеды калибра 533-мм. Это взрыв снес все межотсечные переборки до 5-го, реакторного отсека, превратив всех членов экипажа во фрагменты тел. А перешедшие в  9-й отсек  23 члена экипажа через какое-то время стали испытывать кислородное голодание, и при перезарядке пластин для регенерации в полной темноте кто-то из матросов уронил пластину в воду, начался пожар, и весь кислород мгновенно выгорел.  Дышать стало нечем, и все погибли, об этом свидетельствуют данные судебно-медицинских экспертиз.  Все остальные рассуждения не имеют под собой никаких оснований.  Спасать в 9-м отсеке уже было некого.