4. 6 Навязчивые действия и ритуалы

Лариса Болотова
                Где находится исток навязчивых действий и ритуалов? 

                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

 (стр. 121) «Существует ещё один способ, который усваивает Эго ребёнка, чтобы справиться с тревогами, вызванными анальным либидо, а именно навязчивое «неделание». Вместо того чтобы отделить от Эго неприемлемые анальные желания и ощущения и вывести их в качестве угрожающих, опасных явлений, существующих в окружающем мире, он попытается свести на нет эти желания и ощущения с помощью навязчивых действий и ритуалов».

                Каким образом это происходит?

«… если анальное либидо слишком сильно ограничивается в выражении и таким образом лишается возможности в сублимации и замещении, оно будет продолжать оказывать сильное давление на Эго, которое будет переполняться тревогой и делать попытки отрицать этот импульс. Анальный импульс превратится в угрозу, и Эго будет вынуждено сопротивляться энергии, появившейся в нём в результате активного отрицания. Например, побуждение вертеть в руках что-то грязно и играть с ним будет нейтрализовано навязчивым очищением и мытьём рук или любой части тела, которая могла иметь контакт с каким-то грязным предметом. Подобные нейтрализующие действия принимают форму действенного ритуала с целью преодолеть невыносимую тревогу, с которой не справиться иными способами».

Сублимация – это зрелый тип защитного механизма, при котором социально неприемлемые импульсы или идеализации преобразуются в социально приемлемые действия и поведение возможно приводящие к досрочному преобразованию первоначального импульса (интернет).

«Каждый импульс, который появляется как непреодолимая угроза для Эго или искушение, необходимо удерживать на расстоянии с помощью нейтрализующих ритуалов. Однако, поскольку отвергаемое анальное либидо продолжает предъявлять свои требования, такие ритуалы нейтрализации приобретают навязчивый характер, то есть возникает поручный круг. Они не обеспечивают расход энергии, но делают попытки её блокирования, и поскольку заблокированная энергия не реализуется, она будет продолжать искать  выход, вызывая периодически повторяющиеся приступы тревоги. Обсессия в ритуалах обеспечивает форму защиты, которая никогда не приводит к успеху и иногда (?) не прекращается».

                То есть из-за страха заболеть, возник обряд мытья рук?

                И это всё из-за того, что когда-то ребёнку запретили играть с грязью? Запрет этого его желания, создал в нём энергию сопротивления, которая стала проявляться разными способами. Получается, что запрещать ребёнку что-либо (до определённого возраста) нельзя. А что делать? Необходимо создать такие условия в жизни ребёнка, при которых эти желания не проявятся. То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок не брал данный предмет, надо убрать его из зоны его видимости. Если же желание возникло, но не реализовалось, то его нереализованная энергия осталась в ребёнке, ища себе выход.

Обсессия – синдром, представляющий собой периодические, через неопределённые промежутки времени, возникающие у человека навязчивые нежелательные непроизвольные мысли, идеи или представления. (интернет)

                Возникает вопрос: «Почему анальное либидо (энергия) отвечает за желания?» Раньше мы установили, что анальное либидо, отвечает за низшие чувства. То есть получается, что желания относятся к низшим чувствам, а именно желание обладать чем-то. 

«Ребёнок, попавший в сети всепоглощающих анальных табу, вынужден справляться со своими тревогами посредством навязчивых ритуалов, то есть должен быть сам себе священником, осуществляющем церемониальные действия отрицания и очищения, тогда как общество нанимает профессионалов, чтобы они проводили публичные обряды, созданные успокаивать и нейтрализовать коллективные тревоги».

                Значит, многие люди ходят в церковь из-за страха перед Богом, а не из-за веры в Бога. Так ли это?

«Священные обряды – это институционализированные разновидности обсессии. Фрейд обнаружил тесную связь между торжественными заявлениями набожных людей, что в глубине души они жалкие грешники, и чувством вины у невротика с навязчивыми состояниями, тогда как религиозные обряды (молитвы, воззвания к Господу, магические формулы, ритуальные действия и т. д.) религиозных людей  сильно напоминают церемонии обсессивных индивидов.

Анализ навязчивых действий показал, что индивиды, страдающие компульсиями, весьма подвержены  чувству вины, которое берёт начало в анальных напряжениях и конфликтах. Они вызывают тревожные ожидания или предчувствия каких-то крупных неудач. Когда навязчивое состояние впервые проявляется, пациент осознаёт, что он должен вынести его до конца как физически, так и ментально, чтобы не приключилось несчастья. Так церемониальный акт начинается как акт защиты, защитная мера».

Компульсации – симптом, представляющий собой периодические возникающее навязчивое поведение, ритуалы или ментальные акты. Действия, которые, как человек чувствует, он вынужден выполнять. Невыполнение этих действий повышает тревожность у человека до тех пор, пока он не отказывается от сопротивления позыву. (интернет)

«Мы можем рассматривать навязчивые обряды как игру, посвящённую отрицанию игры или, точнее, игру, посвящённую демонстративному отрицанию анальных удовольствий. Через подобную трансформацию удовольствий в ритуале долга, люди  освобождаются от чувства вины, тревоги смягчаются благодаря публичному отвержению соблазнов. Таким образом, создаётся странная ситуация, когда грубая патология, которая носит название обсессивного невроза, становиться культурным институтом, господствующим в обществе на протяжении веков. Мы говорим, что культура сама по себе является сценой, на которой разыгрывается навязчивый ритуал, где священники играют роль Эго, которое пытается очистить себя от побуждений анальных импульсов, совершая обряды очищения, и представители культуры становятся участниками ритуального действия, идентифицируя себя с разыгрываемыми церемониальными действиями; они в равной степени представляют собой хор и зрителей; победа их Эго над Ид зависит от того, насколько успешно священник, полагаясь на силу своего волшебства, сможет одержать победу над искушениями инстинктов и произвести успешное действие очищения и психического отрицания, то есть добиться коллективной победы табу. (В нерелигиозном обществе роль священника берёт на себя фюрер, председатель или президент.)»

                В место того, чтобы не грешить, люди грешат, а потом ходят в церковь замаливать свои грехи.  У людей нет никакой силы воли. Права ли я? Да, силы воли нет, но все грехи – это человеческие инстинкты, доставшиеся ему от физического тела животных. Их трудно преодолеть, нужна огромная сила воли.

                Зачем в церквях существует публичное умывание?

«На самом деле священник осуществляет публичное умывание, чтобы избавиться от грязи, прилипшей к людским телам, и изгнать порочные фантазии, развращающие их умы. Он размещает сосуд, содержащий святую воду у входа в церковь, он управляет церемониями купания, омовения в святых реках или озёрах и спрыскивает их святой водой.

Публичные ритуалы очищения и крещения продолжают существовать в огромном разнообразии символических форм и в наши дни. В современных теократиях, как, например, в коммунистической диктатуре Советской России каждый гражданин должен был читать Карла Маркса, и его считали неочищенным от безстыдства  буржуазных или христианских предубеждений, если он полностью не окунулся в священные тексты марксизма-ленинизма. Ритуальное произнесение этих текстов в их образовательной системе – от начальной школы до университета – ничем не отличалось от молитвы священника, которую прихожане повторяют вслед за ним в церкви».

                Каждая власть развивает свою идеологию. Чтобы избавиться от одной установки надо привить другую установку.

«Нам всем приходится проговаривать различные магические фразы или слоганы, и мы должны выучить их наизусть, чтобы нас считали полноценными членами нашей культуры и принимали священник, король, правитель или партия. Ритуальное повторение представляет собой навязчивое отрицание, защиту от греховных и порочных импульсов посредством магических заклинаний  и их безконечного повторения».

                Любой звук – это волна, несущая энергию и изменяющая всё окружающее.

«Существует  фундаментальное различие между навязчивыми действиями и рациональным стремлением к чистоте, так же как существует разница между навязчивым проговариванием магических фраз и целенаправленным развитием интеллекта. В первом случае – ходят по кругу и замкнуты в себе, тогда как во втором – допускают изменения и совершенствование. В первом варианте, конечно же, не допускается работа рационального мышления и даже стремление к чистоте поддавливается навязчивой его ритуализацией, как можно видеть по загрязнённому состоянию священных рек. Чистота, мудрость и справедливость не является целями навязчивых ритуалов, ведь ритуалы направлены на поддержание чувства защищённости, которое достигается через безконечное их воспроизведение. Ритуалы очищения не имеют отношения к стремлению к чистоте, как произнесение лозунгов не имеет отношения к поискам правды.

Однако, хоты проекция, расщепление и обсессии возникают, когда анальные проявления выходят на первый план, эти проявления тем не ограничиваются, но впоследствии обращаются к другим областям либидо. Однажды установившись, как характерная функция в психическом аппарате, они и другими путями взаимодействуют с либидо и, в частности, играют очень важную роль в генитальной сексуальности.

… Процессы проекции вызывают широкий спектр патологий и фантазий, которые распространяются от анально-эротических до орально-агрессивных и генитальных импульсов. Такие фантазии, оставаясь неприемлемыми для сознательного Эго, будут отделяться от него, и проецироваться на весь окружающий мир в целом, где они существуют в качестве отдельных от Эго и пугающих  сил как постоянный источник тревоги. Садистические побуждения, спроецированные на объективный мир, превращают Эго в жертву собственных фантазий».

                То есть существуют места в пространстве, где эта энергия располагается и воздействует на людей. Как её нейтрализовать? Провести обряд очищения?

«Процессы проекции применяются Эго для помещения вовне внутренних ощущений, и если эти ощущения плохие, - для того чтобы избавиться от яда, который, так сказать, накапливается в психике. Эго, с целью защититься, то есть очистить нарциссическое «Я» от этих болезненных накоплений, приходиться проецировать их вовне  и нагружать ими внешний мир, таким образом, мир становится навозной кучей из побуждений и фантазий, которые Эго отвергает и находит неприемлемыми».

                Так ли это?