Старая шкатулка

Надежда Кравченко 3
               
                ( сказка)
               
      В комнате на полочке у бабушки стояла красивая шкатулка.
Арина знала, что там лежат разноцветные пуговицы. Когда она была маленькая, (сейчас то она большая, осенью пойдёт в школу), бабуля разрешала играть этими пуговками. Она представляла, что большие пуговицы, это мамы и папы, а маленькие их детки. А вот самые большие, наверно, дедушки и бабушки, так решила Арина.

«Интересно, - думала Арина, - а как они разговаривают? Деткам – пуговкам тесно в шкатулке, им даже побегать негде. Как же можно столько времени находиться на одном месте. Девочка их высыпала на столе, перемешивали ручками,  и думала, что так помогает пуговицам бегать.

  В шкатулке были  большие старые две пуговицы, даже какие-то грязные и потресканные. Они были соединены толстой ниткой и завязаны в тряпочку.
- Бабуля, - однажды спросила Арина, - а зачем тебе эти плохие пуговицы?
- Ты, смотри, их не выброси и не потеряй. Они мне напоминают о моём дедушке.

 Моего деда забрали на войну летом, и его полушубок остался дома. Одежду-то эту износили, а вот две пуговицы с него сберегла моя мама, твоя пробабушка, и я вот берегу. Дед с войны не вернулся, я его не видела, а вот пуговицы остались, его руки к этим пуговицам прикасались. 

- А, мне они могут напомнить?
- И тебе могут напомнить,- бабушка улыбнулась.- Но когда ты это будешь понимать…
- А сейчас, я маленькая, что ли?
- Да,- снова улыбнулась бабушка. – вообще-то,  каждая пуговица о многом может рассказать. Некоторые из них мне напоминают о каких-то событиях, вот например, эти коричневые были на форме, в которой твоя мама пошла в школу в первый класс, а эти…
В это время бабушку, не вовремя, позвала соседка.
Она сказала, что потом они поговорят о пуговицах и вышла из комнаты…

      Наступила ночь. В доме, погасили свет и все уснули.  У кроватки Арины на тумбочке стоит бабушкина шкатулка. Бабушка разрешила.
Девочка долго не спала, все прислушивалась, хотела услышать, как разговаривают пуговицы. В шкатулке было тихо, и Арина лежала, чуть дыша, с открытыми глазами и ждала. Потом подумала, что они, наверное, в щёлочку видят, что у неё открытые глаза, поэтому и молчат.  Она решила их закрыть, как будто спит.
И незаметно для себя уснула.

      В окно заглянула луна. Лунный лучик пробежал по подоконнику спрыгнул на пол и тихонько подкрался к кроватке, где стояла шкатулка. Он запрыгнул на тумбочку и заглянул в шкатулку, через щелку в приоткрытой крышке.
- Здравствуйте, друзья! Я пришёл с вами поиграть.

Старым Чёрным пуговицам не хотелось играть, они только чуть покачнулись в знак приветствия старого знакомого. Ведь они знали его очень давно, ещё тогда, когда были пришиты к  полушубку.
А вот новенькие пуговки со стразами, ему очень обрадовались. Так обрадовались, что их стразы-глазки загорелись огоньками, от чего в шкатулке стало светлее. Некоторые пуговки тоже поблёскивали, но их блеск был еле заметным.

    И как всегда, Стразики загордились:
- Вот мы, какие красивые, мы можем в красоте посоперничать со звёздами! Недаром это мы украшали праздничную блузку. Мы были
в разных театрах, мы блистали на концертах, на разных выставках…
- А, что вы там видели, слышали? - Спросили Чёрные пуговицы.
- О! Много чего!  Там столько яркого света, мы так блистали, что нами все восхищались.

- А что вам запомнилось, кроме яркого света?
- Мы, мы, мы…
И они замолчали и даже сиять в лунном свете стали меньше. Оказалось, что ничего они из-за блеска и не видели.

- Расскажите свою историю вы, - стали все просить Чёрных.
- Да и что рассказывать-то? Моя история самая обыкновенная. Нас было пять сестёр. Мы крепко держали пОлы полушубка. Старались не выпустить тепло от Человека зимой, когда злой ветер старался пробраться,  и унести его с собой,  развеять над сугробами.  Мы видели, как Человек прилежно работает весь день. От работы ему даже становилось жарко. Но однажды, это было очень, очень давно, так давно, что уж подробности мы не помним… Человек бежал спасать каких-то детей, не своих. Они тонули в полынье. Он споткнулся, упал, зацепившись полой за что-то, и две наши сестры оторвались и потерялись. Когда добежал да реки, рванул полы, чтобы быстрее снятья себя одежду и … в это время потерялась ещё одна наша сестра…
Чёрные замолчали в задумчивости.

- А, что потом? – спросили пуговицы.
- А что потом?- Повторили Чёрные. – Потом закончилась зима, Полушубок повесили в чулан, и мы только слышали радостные голоса детей. Это они встречали того Человека с работы. Они его называли папаней.  Летом мы услышали, как сильно плакала  мама этих детей, и непонятное слово «война». Человека мы этого больше не видели.

- Какая грустная история, - всхлипывали маленькие Беленькие пуговки. 
- Ну, и чего плакать! – Возмутились Стразы. - Развели тут сырость, не показана она нам, у нас от неё блеск пропадает! Так, что нечего плакать, подумаешь, человека не стало. Много их ещё…
- Так ведь детки без папы остались?
- Нам-то какое дело до них!
- Ох, и бессердечные вы Стразы. – Заметили Черные.-  Вам бы только блистать, - с грустью тихонько добавили они.
- Да! Мы созданы для украшения!..

- А мы за вас работать должны, - продолжили разноцветные пуговки…
- И мне пора дальше бежать, - сказал Лучик и скрылся за окном.
На смену лунному Лучику, в окно заглянул Солнечный луч. Он пробрался к Арининой подушки, а потом заглянул ей в глазки и разбудил её.
10.12.21.