Письмо в. а. сухомлинскому. школа. сочинение

Котенко Татьяна
Письмо В.А.Сухолинскому (двенадцатое)

      Василий Александрович, и снова здравствуйте!  Здравствуйте,  как  писатель, публицист, создатель народной педагогики!
Здравствуйте, как лучший учитель и воспитатель!

      Не отрицая коммунистических идеалов, Вы умели через идеи гуманной педагогики формировать  и воспитывать духовные и счастливые личности. Сделать это Вам  помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте.
Хочу поделиться с Вами последними новостями с итогового сочинения выпускников школ  и  искренней любовью нашего  Министерства образования ко всем   ученикам:
 
     "Анализ по результатам проверенных сочинений позволяет выявить положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности данной формы проверки          общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной подготовки обучающихся выпускных классов. Среди важнейших параметров качества ученических работ можно выделить овладение определёнными  умениями;... рекомендовать  учителям проводить подобные обучающие сочинения, начиная с 6 класса.
Общий  анализ  по стране -  не найдено". Как Вам нравится?! За столько лет работы школы по западным "лекалам" анализа так никто и не сделал! Такую информацию выдаёт Интернет)).

     Действительно, одним из  удачных средств развития мышления школьников,  воспитания интереса и любви к русскому языку и литературе являлось и является сочинение. Определённая методика  работы над связной письменной речью  раскрывает   внутренний мир ученика, способствует развитию его эмоциональности, предполагает самостоятельное изложение своих наблюдений, мыслей, суждений, требующих формирования мировоззрения и развития художественного чутья. Это установки старой классической школы, которая воспитывала ЛИЧНОСТЬ.

     Что из себя представляет сегодня сочинение по русскому языку? Это не секрет за семью печатями. Современное сочинение по системе  ФГОС – это ПАЗЛ. Написать сочинение - это своего рода собрать пазлы, чтобы получилась картина. Только в детских играх пазлы даются готовые, а в сочинении - их надо "создать" самостоятельно, а потом сложить в картину. Структура написания сочинения-черновика и готовое сочинение для эксперта имеют разную последовательность. Когда пишешь сочинение, держишь в голове мысли и связываешь их одна с другой, чтобы получилась картина. А чтобы получить высокие баллы, нужно не нарушить логику стандарта  и правильно выстроить  мысль по заданному клише, т.е. писать по трафарету! В принципе, это два разных по форме  сочинения. Пазлы сочинения  собираются по определённому шаблону, чтобы учителю  было легче проверить и быстрее по времени. Ведь сколько сочинений надо проверить экспертам по всей стране за три дня! Иными словами, ученик "кроит" и "шьёт" сценарий сочинения.  Вот он:

     Начинаем с проблемы текста– потом находим два аргумента и иллюстрируем их, потом сопоставляем друг с другом  – далее обозначаем авторскую позицию - формулируем собственную позицию – обосновываем собственную позицию – пишем заключение. И не дай Бог выстроить сочинение в иной последовательности!

      Василий Александрович, скажите, пожалуйста,  ну…  где здесь творчество?!  Где движение мысли, полёт души, вдохновение ученика?! Где индивидуальный подход Министерства к каждой Личности?! Одна догма! А ведь все дети разные!Кто-то гуманитарий, кто-то технарь, а кто-то увлекается естественно-научными предметами. Все эти дети  и рассуждать будут по-разному! Давайте представим себе табун лошадей на фоне яркой природы и понаблюдаем за этими прекрасными и грациозными животными, когда они в движении. Согласитесь, зрелище завораживает! Всё их великолепие - именно в движении: рысь, галоп,иноходь... Как красив иноходец!Просто любуешьмя им...  И ведь никто его не переучивает и не заставляет скакать в ином аллюре!
 
      Знаете, Василий Александрович, и сегодня в школе ещё есть творческие дети, мыслящие нестандартно. Предлагаю Вашему вниманию  работу одного из таких "иноходцев". Я похвалила автора и согласилась принять от него (неё) сочинение в форме притчи по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Ребята в классе слушали с интересом, не все поняли с первого прочтения о чём речь, но потом восхитились все. 
Итак, оцените, пожалуйста. Лексика сохранена.

Снежана. 9-й класс. Притчи.
 
***К Богачу попросился на работу бедный Врач, но Богач отказал ему. Когда у Богача заболела жена, ни один лекарь не мог её вылечить. Однажды Богач гостил у своего друга и тот сказал, что у него есть чудесный лекарь, которого тот не уступит никому ни за какие деньги. Когда лекарь вошёл, Богач узнал в нём бедного Врача.  (Онегин и Татьяна)

*** Нищий нашёл самородок.  Испугался, что его обвинят в воровстве,  и выкинул самородок в море. Дома нищего ждали  голодные дети.     (Онегин и Ленский)

*** Женщина купила красивый дорогой кувшин, но он в  тот же день разбился. Тогда она купила ещё красивее и дороже, но и он раскололся. Тогда на последние деньги купила она простой глиняный горшок, и он служил ей долгие годы.(Ольга и Татьяна)

***У человека был породистый пёс, который любил хозяина и верно служил ему. Когда пёс погиб, спасая хозяина от волка, человек выбросил его мёртвое тело на помойку и купил новую собаку.                (Ольга и Ленский)

*** К птицелову влетела в окно редкая красивая птичка, но он пожалел её и выпустил обратно.                (Татьяна и Онегин)

***Маленькая бабочка целый день любовалась солнцем. Вечером, увидев, что оно исчезает, заходя за горизонт, бабочка умерла от тоски. На следующее утро солнце снова взошло.                (Ольга и Ленский)

    P.S. Наше Правительство, Министерство и разработчики ЕГЭ уже много лет не слышат мнения УЧИТЕЛЕЙ - словесников  и отзывы учеников по данному вопросу. Возможно, у ЕГЭ и есть свои плюсы, но только НЕ сочинение!

С признательностью  и уважением,
Ваша  коллега постсоветского времени