Ода к радости

Авель Хладик
Music for a while

 
Деспотия - главный враг искусства. И еще патриоты и гопники - верные её дети. И как всякие дети они любят украшать себя - то фригийскими колпаками, то байкерскими кожанами, то кокардами размером со сковородку.
 
После Великой французской революции средний уровень музыкальной культуры стал стремительно падать. И падает до сих пор. Таков ее революционный тренд. Музыка, написанная в XIX веке, за редким исключением посредственна и примитивна. Музыка, написанная в XX и в XXI  веке, за редким исключением ещё более посредственна и примитивна. Это вам скажет любой, кто хоть раз в жизни держал музыкальный клуб. Там владелец делает деньги, не столько на музыке, а, пусть даже и не напрямую, именно на наркоте.
 
Если раньше при Бахе и Телемане, для  того чтобы воспринимать музыку нужно было иметь душу, то теперь, для того чтобы правильно услышать великий музыкальный шедевр, человеку необходимо: 1) знать имя композитора; и 2) уметь отличить рондо от скерцо, дрим-транс от мамбл-рэпа и дарксинт от берлинского техно-попа, подтвердив это умение соответствующими поступками.
 
В детстве я часто задавался вопросом: зачем люди ходят в церковь? Зачем молятся кому-то, какому-то пустому месту, тому, кто всегда молчит? Но потом я понял, что человеку надо время от времени смотреть вверх, для того, чтобы надеяться. И поэтому молчаливый Бог - тоже Бог, разве нет? Но спустя короткое время я открыл для себя музыку Баха Вивальди, и Моцарта и понял, что ошибался. Никакого молчаливого Бога не существует. Пустота - это пустота, бездна - это бездна, а Бог - это выдумка угнетенной твари. С тех нежных лет мой личный Бог живет в музыке.. Он и есть музыка. Он - это совершенный тон, совершенная мелодия которых мы пытаемся достичь через семь нот...
 
Зато героизм Бетховена очень смешон.
 
Его Девятая симфония - самое вульгарное сочинение во всей истории музыки. "Ода к радости" - квинтэссенция пошлости. Непостижимо, как гениальный композитор, читавший в подлиннике Баха, лично знающий Моцарта, мог написать такое - ниже падать, по-моему, некуда.
 
И еще этот ужасный, напыщенный текст!
 
Freude, schoner Gotterfunken,
Tochter aus Elysium!
Wir betreten feuertrunken,
Himmlische, Dein Heiligtum.
Deine Zauber binden wieder,
Was die Mode streng geteilt,
Alle Menschen werden Bruder,
Wo Dein sanfter Fl;gel weilt. .. и тд и тп
 
Хотя, если совсем на чистоту, то ре-мажорная тема финальной части отвратительна отдельно и сама по себе. По количеству фальшивого пафоса она легко может соперничать с обещаниями и поручениями наших сказочных властьимущих.
 
Сейчас, с возрастом, мой интерес к крупным формам пропадает. Миниатюры Вивальди, Марчелло, Баха, Рамо и Свелинка занимают меня сегодня куда больше чем полифония Монтеверди или генделевские пассионы.
 
Но это лишь цветочки восприятия. Холодный рассудок без чувств и эмоций.
А вот искреннее чувство нелюбви во мне способно вызвать исключительно звучание современного фортепиано. С педальками внизу.
 
Его я не люблю по-настоящему. Мне кажется, что это самый бесчувственный инструмент на свете. Играя на нем, ты не чувствуешь живого отклика струны, только удары и стуки.
 
Вот клавесин - совсем другое дело. Но в клавесине и не стучат, а щиплют.
 
Из этого следует вывод, что ударным инструментам я предпочитаю щипковые. Пощипывать и покусывать, луше чем стукать и тыкать
 
Еще в восемнадцатом веке Форкре говорил: настоящий музыкант - тот, кто играет без репетиций, a prima vista. Нынче модно толковать об эстетике барокко и о том, что ее невозможно понять, не зная литературы и живописи.
 
Контекст - штука полезная. Но сам я всегда предпочитал следовать более эффективному рецепту: внимательно смотреть на инструменты, изучать трактаты и как можно больше слушать и наслаждаться.