Об именах. Андрей Ростоцкий

Александр Ерошкин
Он рос десятью летами  после нас. Его поколению выпало  меньше трудностей, поскольку отстояли дальше от войны. Они учились по другим программам, по другим учебникам. Им не позволяли столько самостоятельности, сколько, допустим, нам, или тем, кто шёл раньше нас. Я уверен, что наше поколение было лучше приспособлено к жизни, лучше умело преодолевать трудности, но было более осторожным. Мы чаще обжигались, но умели лучше предвидеть. Не первый раз я обращаюсь к этой мысли. Судьба актёра и каскадёра Андрея Ростоцкого яркое доказательство этому.

Я заметил его и запомнил в телефильме «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова.  Там был подобран поистине звёздный состав актёров: Василий Лановой, Олег Басилашвили, Валентина Титова,  Андрей Мягков, Пётр Щербаков, Владимир Басов (он и режиссёр, и автор сценария), Сергей Иванов и другие. Андрей Ростоцкий не потерялся на их фоне, а ролью Николки, то есть Николая Турбина,  создал яркий образ молодого белого офицера, искренне озабоченного судьбами отечества.

Андрей Станиславович Ростоцкий — советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист, каскадёр, постановщик трюков, телеведущий. Заслуженный артист РСФСР (1991). Родился он 25 января 1957 года в Москве в семье знаменитого советского кинорежиссёра Станислава Ростоцкого и актрисы Нины Меньшиковой. В детстве Андрей мечтал о путешествиях. Из-за маленького роста его часто дразнили, а он не давал себя в обиду,  мог вступить в схватку с любым,  даже кто намного старше и сильнее его, видимо, потому  и получил кличку Бешеный. Окончил английскую спецшколу № 64 (сейчас № 1284).

Когда Андрею было 14 лет, отец взял его с собой на съемки фильма «А зори здесь тихие». Увиденное и услышанное, пережитое и прочувствованное захватило Андрея, он наблюдал за всем, что происходило на съемочной площадке, именно там понял он, что кино – это  то место, где могут сбыться его мечты о путешествиях. Профессии ПУТЕШЕСТВЕННИК тогда ещё не было.

После школы Андрей легко поступил во ВГИК, тайно от родителей. Он мечтал сниматься в героико-приключенческих лентах, потому серьезно занимался стрельбой и фехтованием, в совершенстве овладел искусством верховой езды. Говорят, что он мог укротить самую строптивую лошадь. А на съёмочной площадке готов был выполнять любую работу, хоть осветителем, хоть декоратором или водителем, лишь бы ездить в киноэкспедиции. Конечно, было желание стать режиссёром, но и отец, и мать советовали сперва набраться жизненного опыта, стать актёром. В своём последнем интервью Андрей  рассказал:

- Когда я окончил девятый класс, оказалось, что Сергей Федорович Бондарчук набирает курс. В то время во ВГИКе была такая практика: можно было после девятого класса пройти отборочные туры и параллельно с обучением в школе посещать занятия по специальности - мастерство актера, сценическая речь, движение, вокал. Потом, доучившись в школе, сдать вступительные экзамены и "хвосты" по общеобразовательным предметам за первый курс. Получалось, что ты выигрываешь год. Я так и поступил.

В 1974 году Андрей Ростоцкий впервые снялся в кино,  в фильме «Это мы не проходили» в роли  Мити Красикова. Из-за съёмок приходилось пропускать занятия в институте, за что он был представлен к отчислению. Но на ВГИКовском фестивале Ростоцкий  получил приз за сыгранную роль.

О своей институтской жизни он вспоминал:

- Курс у нас подобрался, тот еще! Были парни после тюрьмы, были бывшие десантники, в общем, мужики были мужиками, а представительницы слабого пола - нежными красивыми женщинами, поэтому и ночи случались бессонные,  и спиртные напитки лились рекой...

- А после института я служил  в армии, в  кавалерийском полку, который подчинялся одновременно министерству обороны и Госкино. Этот полк был создан специально для съемок фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука, там была кавалерия, танковая рота, короче,  все необходимое, чтобы организовать военную массовку. Именно из этого полка меня, рядового кавалерийского полка, командировали на съемки фильма «Эскадрон гусар летучих». И я снимался не по договору, а по приказу...

Андрей был не только прекрасным актером, но и талантливым каскадером. В фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» он исполнил свой первый трюк (его герой погибает под танком), до сих пор этот трюк никому в мире не удалось повторить – актёр  лег под танк.

В чём суть трюка?  Немецкий танк наезжал на окоп, в котором находился ефрейтор Кочетыгов. Во время наезда танк разворачивался и крутился на месте, чтобы не оставить от окопа даже ямки и сровнять его с землей. Ефрейтор Кочетыгов в исполнении Андрея Ростоцкого бросал в танк бутылку с зажигательной смесью и геройски погибал.

Журналист из Самары Евгений Завьялов  рассказал,  что  в мае 1995-го в его городе проходил кинофестиваль «Шаги Победы», к 50-летию Победы над Германией. Андрей Ростоцкий приехал вместе со своим отцом,  режиссером Станиславом Иосифовичем. Три дня отец и сын Ростоцкие были в Самаре. С ними удалось поговорить.  Актёр и каскадер Андрей Ростоцкий запомнился солнечным, обаятельным и очень тактичным человеком… Он рассказал, что в школьные годы много занимался спортом, а там, где спорт, незримо присутствует и риск. Он был уверен, что всякий мальчишка обожает риск, потому когда  пришел во ВГИК, захотел стать каскадером. Но  каскадеров тогда профессионально не обучали, пришлось поступать на актерский факультет и самостоятельно заниматься разработкой трюков. Это качество – умение делать трюки - очень ценили многие кинорежиссёры, потому и Сергей Бондарчук пригласил его сниматься в картине «Они сражались за Родину». Все трюковые дубли Андрей выполнял сам, без дублера.

- Не мальчишество ли? – задал вопрос журналист.

- Нет, теперь слепой риск уже отсутствовал. Я начал анализировать трюки, продумывать их, причем до мелочей, дабы избежать трагедии. К несчастью, в 70-е годы на съемках иных картин гибло немало каскадеров. Их фамилии даже не указывались в титрах, а потому сейчас они забыты. Гонорары за трюки были смехотворные. Подсечка лошади – один из самых эффектных моментов фильмов о гражданской войне: когда конь на галопе вместе с всадником врезается в землю, - оплачивалась суммой в 70 рублей… Сейчас, когда времена хоть и иные, положение дел практически не меняется. Наши каскадеры охотно снимаются в зарубежных боевиках, вестернах, получая по русским меркам приличные деньги, по западным – гроши. На Западе же своим каскадерам, помимо приличного заработка, киностудии оплачивают и солидную страховку. Мы пока далеки от этого.

- Значит, справедливы слова вашего героя из фильма «Мужская компания»: «Человек всегда мечтал победить смерть, каскадерам кажется, что они ее уже победили…»

- Безусловно. Я потому и решил в начале своей творческой карьеры работать не только как режиссер, но и как каскадер. Было желание показать зрителю «черновую» сторону нашей работы. А вообще автором процитированных вами слов является мой отец. И сказал он их моей маме (актрисе Нине Меньшиковой, - Авт.) во время моих проводов на съемку очередной картины. Видимо, хотел подчеркнуть, что риск у каскадеров уже в крови…

- За свою кинокарьеру вы сыграли немало значительных исторических деятелей. Причем фигуры у вас были колоритные, контрастные: Николай II, Денис Давыдов, Аркадий Гайдар. Кто из них вам больше пришелся по душе?

- Все мои персонажи мне дороги. Главным критерием в утверждении меня на роль было портретное сходство. Режиссеры говорили: похож! Самое приятное впечатление осталось у меня от работы с Сергеем Колосовым. В его телефильме «Раскол» я играл Николая II. Из интервью Ростоцкого


Военную службу  в 1978—1980 года Андрей Ростоцкий проходил в Отдельном кавалерийском полку на коне по кличке «Рекорд», с ним он выиграл полковые соревнования, посвящённые Дню Победы. А ещё с этим конём Андрей снимался в фильме «Конец императора тайги» (1978)  режиссёра  Владимира Саруханова.

Я смотрел этот фильм и тогда, когда он только вышел, и совсем недавно, на Яндексе. Можно и на Ютубе смотреть, но там очень много рекламы. Фильм воспроизводит те  страницы из  биографии  писателя Аркадия Гайдара-  Голикова, которые относятся к его молодости, когда он был  командиром отряда ЧОНа (частей особого назначения) в Хакасии, а  цель -  обезвредить банду атамана Соловьёва.

В 1994 году организовал кинокомпанию «Дар» (Друзья Андрея Ростоцкого) для съёмок фильма о Древней Руси — «Тмутаракань». Начал преподавать сценический бой и фехтование в Московском коммерческом институте современного искусства. С 1995 года участвовал в создании историко-публицистических передач о русской и российской армиях.

В 1995—1996 годах был главным режиссёром передач «Аты-баты…», с 1997 года — инструктор школы выживания VITALIS, а также заместитель генерального директора Фонда русских экспедиций и путешествий.

В 1998 году вместе с основателем компании VITALIS Виталием Сундаковым провёл экспедицию «В поисках следов киммерийской цивилизации» по крымским пещерам (о чём кинокомпанией НТВ был снят фильм «Страна Конана-варвара») и пересёк на автомобиле США «из угла в угол» (Нью-Йорк — Техас — Сан-Франциско).

С 1998 года — ведущий военно-исторического журнала «Вижу цель» (телеканал «Культура»). В том же году победил на скачках на приз имени Венедикта Ерофеева на Центральном московском ипподроме (дистанция 400 метров).

В 2000 году начал преподавание актёрского мастерства в Московском коммерческом институте современного искусства. С февраля 2001 года был ведущим программы «Служу России» (телеканал ОРТ).

С 2001 года стал главным режиссёром конного театра «Каскадёр».

Специалист по сценическому фехтованию историческим оружием. Кандидат в мастера спорта по конному троеборью. Член жюри Московского международного фестиваля каскадёров «Прометей-2000», председатель Оргкомитета фестиваля «Золотой клык», член Союза кинематографистов России. Заядлый охотник и рыбак. Выступал на соревнованиях по рыбной ловле за команду «Спартак». Владел ремеслом столяра-краснодеревщика: домашняя мебель, курительные трубки и мундштуки. Факты из Википедии

Очень мощное впечатление на меня произвел фильм-приключение 1983 года  «Непобедимый», режиссёр  Юрий Борецкий, в главной роли Андрей Ростоцкий. Фильм отражает версию, что создателем борьбы самбо (самооборона без оружия) был Анатолий Харлампиев. В имени главного героя Андрея Хромова отражены инициалы создателя самбо.  Сценарий Павла Лунгина.

Бывший красноармеец Андрей Хромов одержим идеей создать новый вид борьбы — «самообороны без оружия». Он едет в Среднюю Азию, освобождённую только что  от банд басмачей,  знакомится с приёмами народной борьбы кураш. Не  раз попадает в трудные ситуации, из них  выходит с честью. Фильм привлекает глубокой патриотичностью, победой добра. И что удивительно, даёт  образцы самовоспитания, преодоления трудностей. Герои фильма не пьют спиртного, не курят.

5 мая 2002 года Андрей Станиславович вместе с водителем отправился в район водопада «Девичьи слезы». Он хотел рассчитать, сколько времени займет подъем по склону около водопада. Склон показался Андрею очень легким, поэтому он не использовал страховку. Спускаясь, актер поскользнулся и упал с 30-метровой высоты. Ростоцкого сразу же повезли в больницу, но, к сожалению, помочь ему было уже нельзя. Через пять минут после начала операции Андрея не стало.

Его супруга Марианна рассказывала потом, что в том месте, оказывается,  погибло много народа. Поверхность гор в районе водопада очень обманчива, кажется,  будто бы камень крепко держится, а он очень подвижен.

Всего 45 лет жизни было отмерено ему. Стремительных, ярких. Он и прожил их на полную катушку...
На сайте стихи.ру  есть «Посвящение А. Р.», написанное его другом Константином Фроловым-Крымским:

Мужчины по-иному плачут,
Твердя себе: "Не сметь! Не сметь!"
Когда никак нельзя иначе
Злодейку-боль перетерпеть.

До скрипа стискивая зубы,
Так, что белеют желваки,
Ожесточенно, зло и грубо
От боли плачут мужики.

И если вдруг судьба сбесилась,
И боль надолго и всерьёз -
Мужчины плачут от бессилья,
Стыдясь непроизвольных слёз.

Болит не рана - дьявол с нею!
Терпим физический недуг.
Для мужика всего больнее,
Когда уходит лучший друг.
                2002


Много лет меня волнует вопрос взаимоотношений Андрея  Ростоцкого и Виталия Сундакова, ставших не только профессиональными путешественниками, но и друзьями на многие годы.

В январе 2020 года Екатерина Земляная выставила материалы 
«НАСТОЯЩАЯ МУЖСКАЯ ДРУЖБА: ВИТАЛИЙ СУНДАКОВ — АНДРЕЙ РОСТОЦКИЙ». Несколько фрагментов из них:

«Предвидеть. При возможности - избегать. При необходимости - действовать! И аккумулировать положительные эмоции,» - таким было кредо актера, каскадера, режиссера Андрея Ростоцкого.

Двоюродный брат Андрея Феликс Ростоцкий припомнил, что перед выездом на место съемок фильма «Моя граница» дорогу перебежала черная кошка. Братья показали ей фиги... Но поездку не отменили. Ростоцкий не был суеверным настолько.

Предвидеть... За три дня до гибели Андрея Ростоцкого его близкий друг Виталий Сундаков написал стихотворение о смерти друга. Написал и ... чуть было его не удалил. А после похорон Андрея вспомнил, позвал к компьютеру свою жену Эллу и показал:

... Звезды яркие,
Зори ясные,
Жизнь достойная,
Смерть прекрасная.
Ветер ласковый,
Реки млечные,
Слава добрая,
Память вечная ...

Мистика?

А как объяснить такое совпадение: спустя год после ухода Андрея, в мае, Виталий Сундаков пригласил в путешествие по Камбодже его вдову Марианну. Близились пасхальные дни (Андрей погиб в день Пасхи). Одна знакомая попросила Марианну передать деревянные пасхальные яйца родным в Камбодже. Эти люди рекомендовали Марианне посетить одно райское местечко. Вдова увидела там сказочной красоты водопад. Ростоцкая искупалась в нем и... почувствовала огромное душевное облегчение. Сундаков разузнал у местных, как называется водопад. Оказалось – «Девичьи слезы» - так же, как и тот водопад рядом с Красной Поляной, у которого разбился Андрей.

Виталий Сундаков живет под Подольском в княжеском тереме — славянском кремле. С Ростоцким они ездили в экспедиции, снимали документальные фильмы. Теперь со всех стен дома Виталия смотрит Андрей: рыцарь в доспехах, спасатель в пещере, наездник, охваченный пламенем, денди в саванне, тамада на застолье.
У него даже хранится нож с запекшейся кровью Андрея - передали с места трагедии.

Причину несчастья Сундаков видит в коварстве камней, которые выглядят монолитными, а на самом деле движутся. У этого водопада каждый год гибли туристы. И Андрей почему-то обул новые, скользкие ботинки...

— Был случай, когда Андрей спас молодую женщину. Они были в экспедиции на Кавказе, на плато Четыр-даг, и в пещере снимали фильм "В поисках следов киммерийской цивилизации". Надо было снять эпизод, где я проныриваю под фрагментом скалы. Вдруг мы услышали ужасный крик мужчины. Его жена решила тоже поднырнуть, да так и сгинула - только круги по воде. Андрей, не раздумывая, бросился в ледяную воду - нырнул, вытащил бездыханное тело, привел в чувство. Я ей говорю: "Девушка, вы хоть знаете, кто вас спас?"

На счету Андрея много спасенных жизней. Он часто оказывался там, где помощь была необходима. Он спасал своих актеров, когда не разрешал выполнять не до конца отточенный трюк. А однажды спустился по веревке с 20-этажного дома - без страховки. Таким образом, рисковал лишь собой. И всю жизнь преодолевал страх высоты.

После гибели Андрея у водопада «Девичьи слезы» наконец-то поставили ограждение. Теперь к нему просто так не подобраться... На том месте всегда живые цветы...
Текст этот, похоже, написан Ириной Ломакиной.

Что ещё добавить? Похоронен Андрей Ростоцкий 8 мая 2002 года в Москве, на Ваганьковском кладбище.

В 2003 году друзья  создали «Фонд Ростоцких» для реализации незавершённых проектов Андрея Ростоцкого.

В октябре нынешнего, 2021 года Константин Фролов-Крымский выставил на сайте проза.ру свои заметки «ЧТО, КОГДА И С КЕМ… АНДРЕЙ РОСТОЦКИЙ». Несколько фрагментов из этой работы:
 
Итак, начнём, пожалуй, с Андрюши Ростоцкого. Роль Дениса Давыдова вела Андрея всю его недолгую, но такую яркую жизнь. Мне кажется, что до конца своих дней Андрей играл эту роль. Он действительно поверил в то, что он – полковник Ахтырского гусарского полка Давыдов. Это давало ему силы и настойчивость для преодоления тех трудностей, которые обрушились на наших людей в связи с разрушением Великой Державы. Образ Дениса Давыдова привлекал к Андрею талантливых и верных парней, готовых по одному лишь мановению Полковника совершать самые рискованные поступки, выполнять головоломные трюки и с гордостью говорить: «Я из команды Ростоцкого!» Так было в 1993-м, когда группа Ростоцкого выслеживала снайперов, стрелявших в прохожих с крыш иностранных посольств, в том числе и посольства США.

   Образ Давыдова подразумевал и шумные застолья с обильным питиём горячительных напитков весьма высокого градуса. Однако я никогда не видел Андрея в «состоянии риз», сколько бы стопок он ни выпил. Всегда это сопровождалось высококалорийной закуской, мясными и рыбными блюдами, поскольку Андрей был отменным рыбаком и охотником.

При нашей первой встрече в январе 1989 года Андрей собрал своих близких друзей, и мы отметили его день рождения, а также день рождения Сергея Лоздейского, родившегося днём раньше. Пили много. Но не это главное. Был совершенно необыкновенный разговор о съёмках, о каскадёрской жизни, об ушедших друзьях, погибших или покалечившихся во время исполнения трюков. Именно тогда Андрей сказал, что мечтает поставить обо всем этом фильм. Он исполнил своё обещание: в 1993 году на экраны вышел его авторский фильм «Мужская компания», в котором звучат и три мои песни. Строки одной из них стали пророческими: «Ах, каких мы теряли ребят, отдававших до капли себя!..»

   Пили, разумеется, водку. Я, по наивности, пытался угнаться за испытанными каскадёрами. Это закончилось тем, что опьянеть я не опьянел, но желудок на меня очень рассердился и потом пару месяцев регулярно мне напоминал о моём проступке. Кстати, на следующий день Андрей купил два значка, один из которых подарил мне. На них была изображена бутылка водки с завязанным узлом горлышком и подпись «Я завязал!» И когда утром наши дамы, Марьяша и Вера, зашли на кухню, они увидели двух слегка помятых представителей сильного пола, смиренно пьющих чай. На груди у каждого поблескивал выше упомянутый значок.

   За тринадцать с половиной лет нашей дружбы каждая встреча не обходилась без «принятия на грудь». Но это всегда было не главным и весьма в разумных пределах. Нам было о чем говорить, что обсуждать, над чем работать. Во все свои экспедиции и поездки Андрей возил мои кассеты, а потом и вышедший в 2000-м сборник «Поединок». Как-то он мне сказал: «Разбуди меня среди ночи и прочти мне строчку любой своей песни - и я продолжу». Для меня это было высшим признанием и оценкой.

   В феврале 2002, за несколько месяцев до гибели, Андрей вызвал меня в Москву читать сценарий нового фильма и писать песни. Как я ждал этого звонка! По ночам я читал сценарий, днём мы были на пробах актёров, вечерами обсуждали детали будущих съёмок. У Андрея был набор хрустальных сапожков, из которых мы пили горячительные напитки. В последнюю нашу встречу Андрей собрал у себя весь коньяк, какой был в доме и хранился в разных шкафчиках на кухне. Создавалось впечатление, что он таким образом подводил какой-то итог, чтобы не оставалось ничего незавершённого после его ухода. Весь коньяк предназначался мне. Сам же Андрей пил какую-то жидкость, по цвету напоминающую коньяк. В конце концов, я спросил, что он пьёт. «Да это самогон, - ответил он, - мне как-то неудобно тебе его предлагать». Тем не менее, я попробовал этот напиток и пришёл к выводу, что он, пожалуй, гораздо лучше многих «фирменных» напитков, предлагаемых нам в магазинах.

   Весть о гибели Андрея обрушилась горной лавиной, выстоять перед которой было невероятно трудно. Еще до трагического звонка что-то во мне замерло, как в ожидании удара. Поводом к тому послужило то, что мой «Ориент», приобретённый в Германии в 91-м и верой и правдой служивший мне и во время погружений с аквалангом, и в крымском небе на «ЯКе», вращающемся в стремительной аэробатике, неожиданно остановился примерно в то самое время, когда Андрей поскользнулся на мокрых камнях водопада «Девичьи слёзы».

   Тяжесть потери Друга легла на плечи огромной каменной глыбой и не давала разогнуться, отдышаться. Слёзы душили и застилали глаза. Кажется, с детства я так не рыдал – взахлёб, с надрывом. На какое-то мгновение приходило облегчение, но тут на глаза попадалась фотография, с которой улыбался Андрей, и всё начиналось сначала. У всех ребят из «Мужской компании» были виноватые глаза. В них читалось: «Почему не я?» Любой готов был пожертвовать своей жизнью, только бы спасти Андрея.