Фашизм и демократия

Геннадий Гасилов
1. В наше время в термин "фашизм" россияне вкладывают различное содержание. Люди с левой политической ориентацией часто называют своих правых оппонентов фашистами. В свою очередь, правые фашистами называют левых, а некоторые люди с фашизмом связывают всякое политическое зло. Кто из них прав? Слово "фашист" намного чаще используется как ругательное или ярлык, чем в качестве верного указания на политические взгляды человека.

Так что же, на самом деле, представляет из себя фашизм, какова его главная характеристика? К настоящему моменту не существует консенсусного определения фашизма. Тем не менее, политической практике нужно краткое и ясное определение термина "фашизм". Такое определение дать достаточно трудно, поскольку теория и практика фашизма имеет много установок, характеристик, черт и оттенков, определяющих политику фашистских движений и государств.

В этом тексте делается ещё одна попытка дать краткое определение термина "фашизм".

Начнём с итальянского фашизма Бенито Муссолини (1883-1945). С именем этого политика связаны само появление термина "фашизм" и единоличное правление в качестве руководителя Италии в 1922-1945 гг. (вождь, дуче).

Фашисты считают, что главной характеристикой фашизма является корпоративизм — политическая теория, согласно которой элементарными ячейками общества являются социальные группы или идентичности (корпорации). Корпоративизм характеризуется следующими признаками:

- каждый социальный интерес обычно представлен единой головной ассоциацией;
- членство в такой ассоциации часто является обязательным и даже всеобщим;
- головные ассоциации имеют централизованную структуру и направляют действия своих членов;
- в некоторых случаях группы интересов систематически участвуют в выработке и осуществлении политического курса государства.

В современных либеральных демократиях первичным политическим элементом является человек с его универсальными правами, то есть с правами указанными во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и в других подобных документах ООН. В корпоративной же модели сотрудничеству корпораций (идентичностей) отдается приоритет над вечным соперничеством (конкуренцией) людей.

Корпоративизм получил широкую поддержку в довоенной Европе, чему способствовали Великая депрессия, разочарования в классическом либерализме и в новом коммунизме.

Однако, те же причины привели к усилению влияния сторонников авторитаризма — носителей государственного корпоративизма, опирающихся на национализм. В результате, в ряде стран политический строй обрёл форму государственного корпоративизма, в котором к членам корпорации причислялись все граждане страны, "вдохновляемые" как идеями национализма, так и лидера корпорации (Б.Муссолини в Италии, А.Салазар в Португалии, Ф.Франко в Испании, К.Улманис в Латвии и др.). При этом тотальный государственный (национальный) корпоративизм навязывался людям пропагандой, цензурой и силой государства.

"Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства", Б.Муссолини.

Отметим, что кроме авторитаризма и корпоративизма важнейшими чертами фашизма являются: подчинение государственных структур страны фашистским чиновникам; пренебрежение рядом универсальных прав человека; антилиберализм; консерватизм; регулирование частного сектора экономики; милитаризм; пропаганда и цензура.

Фашизм и поддерживаемый им авторитаризм не считают часть общечеловеческих ценностей своими. К таким ценностям, в частности, фашисты относят: ряд прав человека; демократию; идеологически-нейтральное государство.

Что же отвергают сторонники фашизма вместе с перечисленными выше общечеловеческими ценностями? Прежде всего, ряд обязательных условий демократии, в выполнении которых необходимо участие государства.

"Фашизм отвергает в демократии абсурдную ложь политического равенства, привычку коллективной безответственности и миф счастья и неограниченного прогресса", Б.Муссолини.

Для термина "демократия" используем следующее определение:

- демократия — совокупность процедур коллективного принятия государственных решений большинством отдельных решений всех заинтересованных, уполномоченных и  равноправных участников.

В этом определении: заинтересованными участниками считаются все граждане, на жизнь которых так или иначе может повлиять принимаемое государственное решение; уполномоченными участниками являются все граждане, допущенные к принятию государственного решения законом; равноправие участников означает, что все их отдельные решения имеют одну и ту же юридическую силу.

Демократические процедуры принятия решений нейтральны в отношении любой, решаемой с их помощью, проблемы, применяются в различных организациях и могут без ущерба использоваться и сторонниками всех идеологий.

Комиссия по правам человека ООН в 2002 г. указала на следующие обязательные условия демократии:

- уважение прав человека и основных свобод;
- свобода ассоциаций;
- право на свободу убеждений и самовыражение;
- верховенство права;
- проведение периодических свободных, честных и справедливых выборов на основе всеобщего и тайного голосования;
- мирная и безусловная передача власти победителям выборов;
- плюралистическая система политических партий и организаций;
- разделение и независимость судебной, законодательной, и исполнительной ветвей власти;
- транспарентность и подотчетность работы органов государственного управления;
- свободные, независимые и плюралистические средства массовой информации.

Перечисленные условия демократии являются лишь рекомендательными для государств-членов ООН. В разных странах эти условия могут выполняться только с учётом особенностей их законодательства, поэтому в мире не существует ни одинаковых демократий, ни демократии, которую можно было бы назвать идеальной.

Если проанализировать практику фашизма, то можно прийти к выводу: следующие по пути фашизма авторитарные политические режимы, отвергают все без исключения обязательные условия демократии ООН. Пытаясь скрыть от своего народа отсутствие демократии, отвечающей международным требованиям, фашистские режимы формально сохраняют её институты (выборы, парламент и др.), но при этом до неузнаваемости искажают их роль и функции, тем самым превращая демократию в её пародию или в псевдодемократию.

Кроме того, фашистские власти не приемлют и условия, которые в демократических странах применяются для ликвидации у действующих властей возможностей влияния на результаты выборов новых властей государства:

- отсутствие государственных политических пропаганды и цензуры;
- отказ государства от прямой или скрытой поддержки каких-либо политических партий или общественных движений;
- отсутствие ограничений свободы слова и преследования инакомыслящих;
- обеспечение гласности в освещении хода избирательных кампаний;
- поддержка независимости от действующих властей состава и деятельности избирательных комиссий;
- поддержка невмешательства действующих властей в предвыборную борьбу кандидатов и в процедуры голосования;
- обеспечение независимого от действующих властей подсчёта результатов голосования;
- обеспечение выполнения рекомендованных международных стандартов демократических выборов.

Последняя группа запретов определяет идеологический нейтралитет государства. Вместе с группой обязательных условий демократии ООН она формирует перечень обязательных условий для реализации суверенитета народа. Таким образом, суверенитет народа базируется:

- на соответствии выборных процедур страны международным демократическим нормам;
- на полном контроле граждан и их общественных организаций за честным выполнением демократических процедур;
- на идеологическом нейтралитете государства.

Суверенитет народа — это полная независимость народа от действующих властей в вопросах назначения граждан на все руководящие должности государства.

Суверенитет народа заключается в отсутствии у действующих властей государства возможностей каким-либо способом влиять на отбор новых, сменяющих их властей.

Термин "суверенитет народа" в России является конституционным, поскольку он используется в тексте Конституции РФ: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", п. 1, ст. 3.

Совокупность универсальных прав человека можно считать его суверенитетом.  Совокупность суверенитетов граждан и народа либералы называют "независимостью гражданского общества".

В связи с неприятием фашистами условий, обеспечивающих не только суверенитет народа, но и несоблюдение некоторых из важнейших прав человека, можно дать следующее краткое определение:

- фашизм — это идеология, отрицающая универсальное право людей на суверенитет народа (на демократию и на идеологически-нейтральное государство) и ряд других прав человека (связанных или не связанных с правом на суверенитет).

Или совсем кратко:

- фашизм — идеология, отрицающая универсальное право людей на суверенитеты граждан и народа (на права человека, на демократию и на идеологически-нейтральное государство).

Или в либеральной терминологии:

- фашизм — идеология, не признающая независимость гражданского общества от государства.

Жёсткое краткое определение фашизма может звучать так:

- фашизм — совокупность преступлений против универсальных прав человека и суверенитета народа (демократии и идеологического нейтралитета государства).

Приведённые определения фашизма (как идеологии) полностью согласуются с кратким определением авторитетного словаря Oxford Languages Dictionary (как практики):

- "фашизм — форма открытой диктатуры с опорой на расизм и шовинизм, направленная на искоренение демократии, на установление режима жестокой реакции и на подготовку агрессивных войн".

Краткие определения фашизма указывают на то, что люди, отвергающие демократию, возможно, симпатизируют фашистам.

Главным врагом демократии в наше время является не абсолютизм, а фашизм.



2. У фашизма много разновидностей. Фашистские режимы могут иметь и особенную "окраску", зависящую от типа нарушаемых ими универсальных прав человека и характера навязываемой людям идеологии.

Самая мягкая форма фашизма — это сплав авторитаризма (псевдодемократии) с государственным национализмом. Известны и людоедские формы фашизма. Среди них нацизм, коммунизм, исламизм.

Первая — советский большевизм — сочетание авторитаризма (вождизма известного под именами "диктатура пролетариата" и "социалистическая демократия") с отказом гражданам в универсальном праве на частную собственность (коммунизм).

С чего начали В.Ленин и Л.Троцкий, придя к власти в России в октябре 1917 года? С ликвидации демократических институтов — с роспуска Учредительного собрания и запрета "буржуазных" партий и СМИ.

В СССР практика корпоративизма нашла своё выражение: в лозунге "Пролетарии всех стран, соединяйтесь", который отражал формирование новой мировой идентичности; в опоре коммунистических властей на "демократический централизм" (решения, принятые на высшем уровне организации, были обязательными для всех её подразделений); в опоре на подконтрольные властям трудовые коллективы предприятий.

В советских СМИ, если и упоминалась имя человека, то почти обязательно вместе с названием его трудового коллектива. Человека вне коллектива или возглавляемой КПСС общественной организации в СССР просто не существовало. Коллективизм поддерживался уравнительными установками пропаганды — подозрительным отношением к неравенству и успехам других людей. Даже в позднем СССР мало кто из граждан слышал об универсальных правах человека.

Вторая форма — германский нацизм (национал-социализм) — сочетание авторитаризма (вождизма и "арийской" псевдодемократии) с уничтожением "неполноценных" народов мира (холокост и др.). С чего начал А.Гитлер, получив власть в 1933 году? С демонтажа Веймарской демократии и ликвидации политического плюрализма.

В Германии и до прихода фашистов к власти во всех сферах интересов граждан было много различных гильдий, союзов и ассоциаций. Фашистам оставалось только возглавить эти организации (Gleichschaltung). Главным же в гитлеровской Германии был лозунг: "Один народ, одна империя, один вождь", который отражал поставленную фашистами задачу сплочения немцев в одну идентичность — "народную общность" (в "расу господ").

Третья форма — исламизм. Исламизм состоит в принуждении террором и вооружённой силой всех людей Земли к исповеданию ислама и к поддержке исламского государства. Фактически, исламисты отказывают людям в праве на светское идеологически-нейтральное государство.

У мусульман ислам является не просто религией, это фактор идентичности (корпорация верующих в одного Бога). Все мусульмане, согласно учению, являются членами одной общины (уммы). Термины "ислам" и "исламская цивилизация" часто звучат почти как синонимы.

В современных исламских республиках деятельность государства, политических партий и СМИ во многом определяется религиозными исламскими авторитетами и исламистами. Они, формально не участвуя в политических процессах, тем не менее, действуя из-за кулис, существенно искажают результаты волеизъявления народа на выборах. Исламизм так же препятствует участию в выборных процедурах светских и неисламских политических сил.

Например, в конституции Исламской Республики Иран определённо сказано, что источник суверенитета в стране один — Аллах. Поэтому любое решение, принятое любым государственным органом может быть отменено и пересмотрено действующим от имени Аллаха духовенством.

Доктрины коммунистов, нацистов и исламистов имеют мессианский (вселенский) характер. Германские нацисты мечтали "осчастливить" людей Земли, превратив немецкий народ в "расу господ" человечества. Коммунисты мечтают "осчастливить" людей Земли, освободив их "бремени" частной собственности и капитализма. Исламисты мечтают "осчастливить" людей Земли, сделав их своими единоверцами.

Коммунистов, нацистов и исламистов, как сторонников фашизма, роднит общее негативное отношение к демократии, но различное идеологическое наполнение мессианских доктрин превращает их в непримиримых врагов.

Заметим, что учения коммунистов, нацистов и исламистов не согласуются с положениями Всеобщей декларации прав человека ООН. Коммунисты не в ладах с установками статьи 17 Декларации, нацисты — с 1-й статьёй, а исламисты — со статьёй 18. Исторический опыт человечества показывает, что люди рано или поздно отказываются от всего, что так или иначе нарушает универсальные права человека. Так что у коммунизма, нацизма и исламизма нет исторических перспектив.

Отказ от частной собственности, крайний национализм и принуждение к исповеданию единственной религии — не обязательные характеристики фашистского режима. А вот авторитаризм, фейк-выборы вместе с сопутствующими точечными или массовыми репрессиями инакомыслящих — обязательные.

Фашизм — базис; коммунизм, нацизм, исламизм — надстройки над этим базисом.

Фашизм не ушёл навсегда из политической практики человечества. В 20-м веке демократические страны и либерализм отбили две мощнейшие атаки фашизма — коммунизма и нацизма. В 21-м веке им предстоит, в частности, преодолеть натиск исламистов — сторонников насильственной и поголовной исламизации населения Земли.
   
Либералы считают, что фашизм —  тяжёлая детская болезнь демократий, или болезнь молодых, ещё не окрепших, демократий. Почему болезнь детская? Потому, что фашизм не является естественной и вечной альтернативой демократии.

"Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных", У.Черчилль.


День освобождения Германии от нацизма http://proza.ru/2020/05/08/908
Либеральное мировоззрение http://www.proza.ru/2017/12/11/1304
Мудрость либерализма http://proza.ru/2021/03/16/266