О пользе картин Старо-Калинкин мост

Елена Алексеевна Новикова
МОСТ (1786-1788)

Когда в конце 1880-х годов возникла необходимость проложить через Старо-Калинкин мост трамвайную линию, расширить переправу и увеличить грузоподъёмность моста, архитектором М.И. Рылло был разработан проект, по которому мост предстояло переделать полностью. Предполагалось, что будут снесены башни моста, вместе со всеми другими элементами его художественного оформления. Для освещения моста, по проекту Рылло, предполагалось установить фонари на металлических стойках, такие же, какие устанавливались на улицах второстепенного значения. Для того, чтобы мост стал шире, тротуары нужно было вынести за габариты моста, на металлические консоли. Таким образом, мост должен был превратиться в чисто служебное сооружение, которое потеряло бы свою архитектурную ценность.
В октябре 1889 года проект был утверждён Городской управой, но по счастью, против него восстала вся архитектурная общественность города. Прошёл ряд массовых публичных выступлений в защиту исторического облика Старо-Калинкина моста, и Городская управа вынуждена была изменить своё решение. Рылло предложили сделать другой проект, который не уродовал бы старую переправу.
Пойдя на уступки, Рылло тем не менее, не отказался полностью от своего замысла изменить мост как можно сильнее. По второму проекту башни моста сохранялись, но прочие элементы декора - гранитные скамейки на фигурных кронштейнах, ограждение тротуаров, и даже обелиски с фонарями подлежали сносу. В течение 1892-1893 гг. мост перестраивался, при чём каждый этап сопровождался подробными комментариями в журнале "Неделя строителя". Именно из этого журнала можно получить сейчас точное представление, как именно проходили работы. В частности, можно узнать, что при реконструкции были полностью разобраны устои и быки моста, которые затем полностью восстанавливались заново. Арки боковых пролётов переложили в том виде, в котором они были до перестройки, а центральный пролёт перекрыла пологая циркульная арка (полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою). Гранитные башни воссоздали в первоначальном виде.
Мост перестраивался ещё раз, в 1907-1908 гг. Его ещё больше расширили, но сохранили гранитные башни и парапеты на опорах. И уже в таком, перестроенном виде, мост простоял следующие полвека.

В 1965 году Ленмостотрест внёс предложение вернуть Старо-Калинкину мосту его исторический облик. КГИОП поддержал эту инициативу, и Ленинградским реставрационным мастерским было предложено осуществить работы по восстановлению моста. Проект был составлен архитектором И.Н. Бенуа, который использовал в качестве образца картину Кнаппе.
В ходе реставрационных работ были заново изготовлены утраченные элементы декора Старо-Калинкина моста, и в конечном итоге его внешний вид стал таким же, каким был ещё в 1840-х годах, когда его изобразил на своём полотне художник. Надо отдать должное И.Н. Бенуа и группе советских исследователей, которым пришлось провести сложное историческое исследование, чтобы восстановить облик моста. Всё-таки по картине можно было понять, как он выглядел, только в общих чертах.
Современный мост имеет все элементы декора, которыми он был украшен изначально. Восстановлены гранитные барьеры, которые отделяют проезжую часть от тротуара и заканчиваются фигурными торцами и круглыми гранитными предохранительными столбиками. Установлены гранитные обелиски с фонарями, на парапетах открылков моста снова появились гранитные скамьи. Уже в 1969 году позолотили металлические декоративные детали моста, а в 1986-1987 гг., в ходе очередной реставрации, установлены памятные доски на башнях, с датами начала и окончания строительства ("Н. 1786", "О. 1788"), а также воссозданы в первоначальном виде стойки с фонарями. Автор проекта - архитектор В.М. Иванов.

09.12.2021