Новые полномочия полиции и неприкосновенность жили

Станислав Исхаков
Новые полномочия полиции и неприкосновенность жилища.

Буквально на днях Государственная Дума РФ приняла поправки к Федеральному закону "О полиции" от 7 февраля 2011 года, которые касаются расширения полномочий сотрудников полиции в сфере применения к гражданам мер государственного принуждения. Поправки дают полицейским следующие полномочия: право сотрудника полиции на проникновение в жилое помещение без ведома проживающих в нём граждан; право на вскрытие транспортного средства без уведомления и согласия владельца; право сотрудника полиции на личный досмотр гражданина; прочие полномочия. 

Эти поправки ещё в мае 2020 года вызвали большой общественный резонанс и недовольство со стороны российских граждан. Уже тогда шли намёки на усиление роли "полицейского" государства в нашем обществе, среди населения идут разговоры о том, что сотрудники полиции и так злоупотребляют своими полномочиями, своими действиями они нередко нарушает закон и права граждан. 

В соответствии со статьёй 25 Конституции РФ – "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". Эта одно из конституционных прав и гарантий государства, россияне должны спокойно проживать в своих квартирах и домах, должны чувствовать себя в безопасности, охраняется тайна их частной жизни. Иными словами, в стране должен работать известный афоризм "мой дом – моя крепость", который переплетается с принципом "доктрины крепости", исходящий из английского права. Но в самой статье 25 Конституции неприкосновенность жилища может быть ограничена федеральным законом. Здесь как раз речь идёт о ФЗ "О полиции", который теперь разрешает сотрудникам полиции проникать в жилище человека без его согласия. Главными основаниями для ограничения права на неприкосновенность жилища по новым поправкам к закону "О полиции" являются: основание полагать, что в жилом помещении находится подозреваемый в совершении преступления; если третьи лица укажут сотруднику полиции на жилое помещение, где может скрываться подозреваемый в совершении преступления. 

Учитывая практику правоприменения и работу прокуратуры в сфере надзора за органами внутренних дел, полиция может использовать законное основание для проникновения в любое жилое помещение только лишь на основании предположения, что там может находится разыскиваемый гражданин или предполагаемый преступник. 

Таким образом, после принятых поправок конституционное право на неприкосновенность жилища ещё больше ограничено государством. Теперь россияне могут испытывать чувство страха в случае, если сотрудники полиции вдруг постучат во входную дверь и попросят открыть.