Как регулятор гасит предпринимательскую активность

Семяшкин Григорий
Проблему создания рабочих мест в Арктической зоне необходимо рассматривать в более широком плане, так как отток населения северных территорий связан с относительным падением доходов населения по сравнению со средним уровнем в Российской Федерации. Мерой в данном случае выступает отношение среднедушевого дохода к стоимости условного (минимального набора продуктов).  Раньше по северным регионам ее величина была выше среднего уровня по Российской Федерации, а теперь стала ниже. Если в целом по Российской Федерации за последние десять лет соотношение возросло на 10 %, т.е. люди стали меньше платить за продовольствие из своего дохода, то в северных регионах оно, наоборот, уменьшилось на 12 %. То есть затраты на продовольствие по отношению к доходу возросли.  В предыдущее десятилетие среднедушевые доходы населения севера превышали стоимость набора продуктов в 8-10 раз, то в 2021 г. лишь в 7-6 раз. То есть методично, из года в год это соотношение уменьшалось на 1,1 – 1,3 %. Из-за того, что  среднедушевые доходы росли, но они росли меньшими темпами, а цены на продовольствие, наоборот, росли большими темпами, чем в среднем по Российской Федерации. Это привело к тому, что по рейтинговой оценке на предмет экономической доступности продовольствия северные регионы  заняли наихудшие позиции. Данная причина, а также тот факт, что дифференциация по доходам  на севере выше, чем в среднем по России  привела к стимулированию оттока населения, которое стало заложником сложившейся ситуации. По социологическим опросам о намерении сменить место проживания заявляют свыше 40 % северян. По сравнению с 1990 г. к 2021 г. население шести северных регионов сократилось в Магаданской области на 74 %,  на Чукотке – 70 %, в Мурманской области на 39 %, в Республике Коми и Камчатке на 35 %,  на Сахалине – 32 %, Архангельской области на 26 % и т.д.  К сожалению, темпы оттока населения с севера остаются по прежнему на высоком уровне, свыше 1 % в год.   

Связь между оттоком населения и экономической доступностью продовольствия очевидна, но надо  обратить внимание на то, что снижение курса рубля увеличивает экспорт продовольствия, предприятия поставщики продукции на север будут все больше ориентированы на зарубежные поставки.  Сетевые поставщики, монополизируя локальные рынки, увеличат цены. То есть экономическая доступность продовольствия в Арктической зоне с расширением экспорта продовольствия будет ухудшаться.  Возникает насущная потребность в развитии местной продовольственной базы, но этому препятствует ряд факторов, наиболее значимым из которых является начисление северных надбавок, их выплаты существенно ухудшают финансово положение предприятий, работающих на севере. В советское время, когда этот механизм вводился, как стимул для привлечения людей на север, их выплаты осуществлялись централизованно федеральным правительством за счет рентных источников (недра принадлежали государству). Теперь часть рентного дохода присваивается пользователями, а часть государству. Промышленные предприятия, получая рентные доходы, могут их выплачивать своим работникам в виде заработной платы. Но такая отрасль, как сельское хозяйство, их не имеет, скорее всего, она выплачивает отрицательную ренту. Соответственно она не может существовать без дотаций.

Необходимо считать севернее надбавки на заработную плату как дополнительные издержки предприятий АПК Арктической зоны, и, соответственно на них не должны начисляться отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды.  Большая часть предприятий  АПК северных регионов допустила снижение выручки, по сравнению с прошлым годом. При том, что общий объем текущей поддержки сельскохозяйственных  предприятий, прежде всего, за счет средств региональных бюджетов  остается на достаточно высоком уровне, по сравнению с регионами-соседями. Но размер средств, отчисляемых в бюджетные и внебюджетные фонды (30,2 %) составляет почти 30 % от этой суммы, т.е. по сути, они возвращаются обратно в бюджет. Напрашивается вывод о том, что необходимо менять законодательство, необходимо отказаться от отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды с фонда заработной платы, касающихся северных надбавок. Почему?

Проблема убыточности предприятий носит искусственный характер, т.к. по своей сути северные надбавки являются затратами, которые компенсируют худшие условия производства, а на них начисляются отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, а также подоходный налог. Необходимо ставить вопрос об освобождении затрат от дополнительных сборов.  Эта мера будет стимулировать предпринимательскую активность в сфере АПК Арктического региона и позволит прервать негативные тенденции, увеличить экономическую доступность продовольствия, уменьшить темпы сокращения населения, тем более, что правительство связывает с развитием Арктической зоны освоение новых проектов.

Например, в «Стратегии развития Арктики и обеспечения Национальной безопасности», утвержденной Указом  Президента РФ в октябре 2020 г., предусмотрено создание в Республике Коми Национального горнопромышленного кластера на базе крупнейшего в мире Пижемского месторождения кварцевого и титанового сырья, которое уникально также наличием  ценных, попутных ископаемых (золото, цирконий, алмазы, тантал, ниобий). Работы по освоению начнутся в ближайший срок. В привязке к месторождению в Архангельской области строится новый морской порт «Индига» и железнодорожная магистраль Сосногорск-Индига. В перспективе грузооборот составит свыше 80 млн. т (к примеру Суэцкий канал ежегодно обслуживает 33 млн. т). Намечено, что через 10-15 лет все это станет реальностью. Будут созданы тысячи новых рабочих мест, а там где есть люди, потребуется питание, и, следовательно, необходимость развития сельского хозяйства. Важно понимать, что схожие проекты в других регионах Арктической зоны оказывают синергический эффект на всю экономику России.

Эклектика подхода к управлению экономикой северных регионов, псевдоорганиазционная мешанина из остатков прошлого и современного за которой проглядывает прямой сиюминутный интерес федеральных чиновников «не платить по счетам» (так легче управлять) неприемлема. Если частный интерес владельцев природных богатств сконцентрирован только на прибыли, то государство в лице его представителя чиновника обязано заботиться и о будущем. Пора сделать умозаключение, что одними вахтовыми «набегами» инвестиционные проекты на севере не освоить. Нужен новый баланс интересов «надо платить по счетам», создавать на оптимальном уровне необходимую социальную инфраструктуру вокруг новых точек роста экономики России, возрождать, а не гасить  предпринимательскую инициативу занятых в ней.