Зачем дядя самых честных правил давил мух?

Михаил Колодочкин
Во второй главе «Онегина» сказано следующее:

«Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил»

В общем-то, последнюю строчку можно понимать и буквально – дескать, от скуки чем только не займешься. Однако дядя, вроде бы, все время был занят и, в отличие от племянника, вовсе не скучал:

«Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.»

Может быть, речь идет вовсе не о насекомых? Но в комментариях Лотмана, Набокова и Бродского ничего об этом не говорится. Однако же у М.И.Михельсона в его «Сборнике образных слов и иносказаний» 1912 г.в. находим следующее толкование:

«Муху задавить – (иноск.) выпить»

Там же цитируется Достоевский – в «Униженных и оскорбленных» сказано:

«А тем временем муху задавим»

Наконец, в словаре Даля есть такое толкование:

«Убить муху – напиться допьяна.»

Современные легенды гласят, что в петровские времена веселый самодержец якобы повелел трактирщикам не только спаивать народ, но и кормить – не бесплатно, естественно. А для заманивания клиентуры первая выпивка полагалась бесплатная. Кончилось, якобы, тем, что трактирщики заказали у стеклодувов крошечные рюмочки – миллилитров на 10 – 15. Окосеть с такой дозы, презрительно названной «мухой», посетитель не мог, но роль наживки она каким-то образом играла. За остальное клиент уже платил сам.

Что касается онегинского дяди, то вполне возможно, что он и с ключницей-то бранился из-за того, что та, как могла, пыталась ограничить его алкогольные пристрастия: ключи-то были у нее…