О суровых испытаниях Советских немцев

Александр Шевчук2
 
Отрывок из повести.
 
 В далекие 1725-1790 годы,  во времена правления Петра-1 и Екатерины-2 по их приглашению из Германии в Россию переселялись немцы в поисках  свободных земель и лучшей жизни. Петр -1  хотел привлечь в Россию ремесленников, медиков, с их передовыми методами лечения, промышленников,  с новой  современной технологией производства.    Он   хотел    вывести  Россию  из  отсталой  страны,   в     современное государство.  Петр хотел создать свою армию по немецкому образцу ,  с  их порядком и дисциплиной,  у него были  на  все большие  надежды.
 
 Много переселялось  в Россию немецкой бедноты в поисках лучшей жизни на свободных  землях, где степь не паханная уходила до горизонта.
 По закону  о переселенцах,  переезд семьи с детьми,  возможен только  до 18 лет, если были дети  старше,  то обязаны жениться и ехать, уже  своей  отдельной  семьей. Поэтому во многих семьях молодые люди спешно находили себе пару и женились, что бы с родными вместе ехать в Россию. В  одном только  Вюрцберге перед отъездом за одну ночь обвенчались сто двадцать  молодых пар.

 Переселялись немцы в Поволжье,  переселившись на новое место проживания, немцы селились изолированно от  местного  населения. Постоянное жилье строили по традиции тех мест, откуда новоселы были родом.  В степном  Поволжье  преобладают   дома, построенные из самана.
 
Изначально немецкое поселение отличались от русских, у русских преобладала хаотичная застройка.
Жилище переселенцев мало отличалось друг от друга, это были поразительно однообразного вида постройки.   Все они были низенькие, саманные,  с очень пологими двух скатными  деревянными крышами. Стены были побелены, а у земли обведены  не широкой серой полосой.
 
У немцев, в большинстве  случаев, жилые постройки  строились под одной крышей, там  обязательно  был колодец.    Пол был в жилом помещении   земляной,  хорошо утрамбован, особенностью немецкого дома  было отсутствие потолка, он заменялся двухскатной крышей, которая крылась мелкими жердями и пластами земли.

  В Приволжских  засушливых степях, немецкие переселенцы  хорошо обстроились, появились поселки с их самобытным укладом. Переселенцы из Германии   занимались  хлеборобством ,   выращивали   пшеницу, рожь, овес . На пастбищах у них паслись  лошади  и вся  домашняя скотина набирала вес на сочных лугах в прибрежных низинах.
 Большое семейство  Андрея и Марии  Шмидт,  жили в  немецком поселке Александров Гай, с крепким хозяйством, жили в достатке.   В семье Шмидт  было пять дочерей и два сына.  Старшую дочь звали Софья, за ней шел сын Федор, следом  шла  Доротея,  потом были Анна, Екатерина, Амалия и самый младший сыночек был Крестьян.

  Старшая дочь Софья с 1907 года рождения, в восемнадцать лет вышла замуж. Мужем ей стал кудрявый парень по имени Готлиб, а фамилия его Каухер.  Он был небольшого роста, это  была  заметно,  когда он  стоял   рядом  с высокой,  белокурой  красавицей Софьей.  Но это  им не мешало, когда была молодость и крепкая любовь.
 
  Дети после женитьбы,  у них не заставили  себя  долго  ждать, первая  в  1925 году  родилась девочка, назвали ее в честь мамы Софья.  После рождения первенца,  Софья  рожала   детей  каждый год, следующим был Крестьян, Доротея, в 1929 году родился мальчик, назвали его в честь отца Готлиб.   Потом  родились  Карл,  Эрна и Давид . Софья еще рожала, но дети   рождались слабыми, сил  у них не было  жить,  они умирали.
 
В 1932 году пришла коллективизация, скот и земли забрали в общее пользование, под названием Колхоз. Дети подросли, старшая дочь Софья и Крестьян пошли  работать  в колхоз, остальные дети  учились в школе.
С началом войны, на немцев,  проживающих   в  СССР,  пришла  нежданная   «Беда».

  28 августа 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР,   «О переселении  немцев, проживающих в районах  Поволжья», в котором говорилось: По достоверным данным,   полученные  военными властями, среди немецкого населения,  проживающих в районах Поволжья, имеются тысячи, десятки тысяч,  диверсантов и шпионов, которые по сигналу,  данному из Германии должны произвести взрывы в районах  заселенными  немцами  Поволжья….

   Во избежание таких нежелательных   явлений,  и для предупреждения серьезных кровопролитий,   Президиум Верховного Совета, признал   необходимым переселить всё немецкое население, проживающее   в районах  Поволжья.»   Как  видно,  Указ касался  только немцев Поволжья, но на самом деле расправились со всем немецким народом СССР.

  Для организации  переселения  «Врагов народа» в республику немцев Поволжья было направлено более десяти тысяч сотрудников НКВД, работников милиции, а так же бойцов Красной Армии.  Всю эту варварскую операцию возглавлял  заместитель Наркома внутренних дел СССР Серов И.А.

Депортировали  немцев в Сибирь, Казахстан и Алтайский край эшелонами  в переполненных теплушках, давка, духота, голод, многие   люди умирали,  не доехав до места назначения. По оперативным сводкам №5   от 5 октября 1941 года, в Алтайский край были переселены 95 тысяч немцев  с берегов Волги.  Подготовить жилье для такого количества переселенцев было невозможно, поэтому абсолютное  большинство переселенных немцев  попали в ужасные условия:  их размещали в заброшенных  домах и сараях,  в скотных дворах и ригах, а на дворе надвигалась суровая Сибирская зима. Переселенцев охватил голод.

Не успели немцы на новом  месте «обжиться», грянула вторая волна  массовых  репрессий: Около 800 тысяч человек,  мужчин и женщин в возрасте от 14 лет до 60 лет насильственно мобилизовали в трудармию.
Главу семьи Готлиба  Каухер и двух старших детей забрали в трудармию  на принудительные работы.  Готлиб был отправлен  на Северную Двину  в Котлас,   там  шло строительство   железнодорожного   моста над руслом реки. 

 Километровая переправа  была стройкой  ГУЛАГ,  Объект № 10.  Несмотря на значимость  моста,  строили мост заключенные  на одном берегу, на другом   строили «Трудоармейцы».  Всех  работающих  на объекте  охраняли вооруженные солдаты.  Война  ускорила строительство Севера  Печерской  железной дороги, начатой  еще до войны.

28 Декабря 1941 года  из Воркуты в Москву  ушел первый эшелон Печерского угля, по  железнодорожному    мосту, построенному через реку Северная Двина. На памятном камне у моста выбита цифра  25000, столько людей погибло от голода, холода, от  изнурительного труда на строительстве моста.