К 30-летию кончины СССР

Холод Павел
30 лет назад перестал существовать СССР, одна из двух супердержав мира. казалось бы, великое историческое событие, кардинальным образом повлиявшее на весь дальнейший ход человеческой истории, но лично для меня оно прошло абсолютно незамеченным: вчера был Союз, сегодня его не стало, но внешне это ни в чём не проявилось.

возможно потому, что мне тогда было четырнадцать лет, а в этом возрасте человеку свойственно замечать только то, что касается непосредственно его самого. а может быть потому, что к тому времени Союз уже несколько лет благополучно дышал на ладан, и 8 декабря 1991 года перестал дышать даже на него.

мне всегда было сложно относиться к советскому периоду истории сколь-либо однозначно, поскольку сама наша жизнь во всей её многосложности и противоречивости весьма неоднозначна.

и конечно же не последний фактор, не позволяющий мне воспринимать этот период отечественной истории исключительно в чёрных тонах - моё собственное довольно счастливое детство, прошедшее в этой стране. да и сам я, если не по мировоззрению, то по воспитанию, во многом советский человек.

как ни банально это звучит, но в истории всё, на мой взгляд, происходит закономерно, и любое историческое событие обусловлено теми предпосылками, которые сформировались в его преддверии. в этом смысле и появление СССР и его крушение абсолютно закономерны, и тем самым оправданы. поэтому и 17-ый и 91-ый годы - в конечном итоге всего лишь две равновеликие даты на могильной плите огромной страны.

а сегодня в любом случае исторический день - ведь если бы Советский союз продолжил существовать в своём прежнем виде, то сложно представить какой бы сейчас была жизнь на нашей планете (если бы она вообще была).

но великой стране был отмерян по историческим меркам ничтожный срок - срок длиной в человеческую жизнь. в который, впрочем, уместилось столько всего, сколько в прежние времена не умещалось и в тысячу лет.

время бежит всё стремительнее, история набирает ход, и мы, пассажиры на всех парах несущегося в неизвестность поезда, уже не успеваем замечать, что там мелькает за его окнами.

а ведь это пролетает ни больше, ни меньше наша с вами жизнь, единственная и неповторимая...