Часть 6 Зима

Светлана Красюк
Повесть «Провинциальные заметки»
               
       День Рождества Христова встретил спасенного и спасителей ослепительным белым солнцем. Морозец лихо щепал за нос и щеки первых ходоков. Снег застыл корочкой наста на снежных равнинах. Он искрился и переливался разноцветным праздничным блеском. Природа словно торжествовала над вчерашним ненастьем.
Андрей Петрович счастливо упаковывал дорожную сумку и мурлыкал себе под нос что-то веселое. Хозяева еле-еле  уговорили его задержаться до обеда. Все-таки праздник великий, какой-никакой, а стол праздничный приготовили. Грех было обижать милых людей, которым обязан жизнью.
Андрей Петрович извлек из сумки все свои богатства, что прихватил для посыльного князя и щедро одарил деда и дочь. Хотя, конечно, особых штучек, так милых женскому сердцу тут не было. Ни платков, ни лент праздничных, ничего подобного. Но зато были разные сладости и шкатулка заморская, ручной работы неизвестного мастера. Оксана была счастлива. Много ли бедной девушке для счастья надо? Батьке ее Андрей Петрович подарил свое любимое ружье. Подарок сей, был для него равнозначен сундуку драгоценных монет. А кроме того, разрешил приезжать на хутор N.  и охотиться в своих угодьях сколько душа пожелает. Вся дичь и зверь – все на стол бедняку. Мужик беспрестанно крестился то на иконы, то на Андрея Петровича.
    - Господи Иисусе!  Дожил! Слава тебе, господи! Спасибо, мил человек!
Андрей Петрович понимал, какой щедрый подарок он сделал, и от этого на душе становилось так светло.
    - Ладно тебе, не благодари – смущенно успокаивал он деда.- Ну подумаешь подарок. Вы мне жизнь спасли.
- Да мы же, барин…- дальше шло что-то волнительно-бессвязное.
- Ты скажи мне лучше, дорогой мой, где я нахожусь? Далеко ли до хутора N.?
- Да не. Недалече. День пути. Вон лесок видишь? Аккурат за ним поле, по полю до речушки и влево. Там твой хутор и буде. За день доберешься.
- А! Ишь ты, как я крюк-то дал, по метели.
Андрей Петрович опять потряс свой мешок.
- Ну, вроде все, собрался. Пора мне в дорогу.
- Может, погостите еще?
 Оксана робко подняла глаза и покраснела. Андрей Петрович взглянул на статную дивчину и тоже покраснел.
«Хороша»- подумал он.
- Береги дед дочь! Хорошая девка выросла.
- Да я ж теперь ого-го!
Дед покачал в воздухе ружьем.
      - То-то! Не давай в обиду.
      - Да я и сама не дамся! Вот еще.
Оксана фыркнула и сделала вид, что отвернулась. Краем глаза она продолжала смотреть как молодой, симпатичный барин собирает вещи.
      - Пора мне в дорогу. Дело срочное есть. Боюсь опоздаю.
      - Ну как скажете. Дело есть дело. Тогда поспешайте.
      - А как зовут-то вас? - спохватился Андрей Петрович
      - Петро, сын Ивана.
      - А меня Андрей Петрович.
      - Да знаем уж - усмехнулся дед.
      - Заезжайте в гости, если в наших краях окажетесь.
      - Хорошо. Прощайте.
На том Андрей Петрович расцеловал в обе щеки Петра, своего спасителя, потом поцеловал ручку Оксане и прыгнул в сани. Лошадь, заржав, бодро  дернула повозку, и плотный снег заскрипел под ее полозьями.
Сани быстро помчались по направлению к лесу, оставляя за собой две свежие колеи на искрящемся морозном насте.
      Как не спешил Андрей Петрович в имение князя Ч., но дорога заняла практически весь день. Уже почти в сумерках въехал он в ворота. Дом встретил его полной тишиной. Свет горел только на первом этаже, в комнате дворецкого. Андрей Петрович хорошо знал этого милого старичка с белой седой бородкой. Он был всегда на посту. Вот и сейчас, на призывный стук в дверь, в доме сразу послышались  шаги. Зажглись свечи в прихожей. Затем открылась дверь.
        - Андрей Петрович?! Вы ли это? В такую пору?
        - Да, Василий Афанасьевич! Я! Собственной персоной! С Рождеством вас!
      - Ой божечки ты мой… И вас с праздником, Андрей Петрович!
       - Ну, как вы тут поживаете?
      - Да что же мы на пороге-то стоим. Подите в дом!
Пропустив Андрея Петровича вперед, старик крепко закрыл дверь и накинул засов.
     - А что дома нет никого?- удивился Андрей Петрович, увидев, как накрепко запирает дворецкий за ним двери.
     - Да, нету.
     - А посыльный князя где же?
     - ?
Дворецкий от изумления замер.
    - Так вы не встретились? Он утром к вам отбыл.
    - Ко мне?
    - Ну да. Письмо от князя было. Вот к вам повез. Срочное говорит.
    - Тьфу ты!
Андрей Петрович так сильно выругался, что Василий Афанасьевич вздрогнул.
     - И черт меня дернул сюда поехать!
Шапка, потом сумка, со злостью полетели в угол. Он в бешенстве топтался на месте, все громче и громче ругая себя последними словами. Бедный старичок со страхом наблюдал эту картину, но подойти боялся. И правильно сделал, потому что вскоре Андрей Петрович, ругаясь и размахивая руками, оступился и с грохотом упал в лужу из почти растаявшего снега. Больно ударившись затылком об порог, Андрей Петрович затих. Стало стыдно. Обидно и стыдно.
«Какой же я дурак» - подумал он.
Василий Афанасьевич тем временем поднял его, принес свежего квасу, потом холодного льда, чтоб приложить к ушибленному месту.
     - А когда же он теперь вернется?!
     - А он сказывал, что опосля вас сразу в город поедут. Дела у него там. И так непогода задержала.
    - Господи… - прошептал Андрей Петрович и закрыл глаза.
     Судьба явно хотела что-то сказать ему, но… видно это что-то было слишком важно и потому трудности сыпались, словно проверяя на твердость духа.
   - Придется ехать обратно… - смиренно вымолвил он.
   - Андрей Петрович, ночь уже почти. Может поутру?
   - Да как же? Я же так сюда спешил…и вот… опять не успел
  - Лошадь-то, поди, устала. Не доедет, не ровен час. Оставайтесь уже сегодня тут. Если уж суждено вам, то письмо получить, то утром сразу и получите.
Андрей Петрович подумал-подумал и решил: «Будь что будет. Утром встану пораньше, и даст бог, застану гонца у себя дома. Не поедет же он ночью в город?
       Утром, чуть только забрезжил рассвет, Андрей Петрович подскочил с кровати.
     - Может, чаю откушаете, Андрей Петрович?
     - Спасибо, милейший, не хочу. Бежать надо. Спешить. Чтоб с посыльным не разминуться.
        Наспех накинув тулуп и шапку, Андрей Петрович вскочил в сани. Желание увидеть гонца стало уже навязчивой идеей.
       
Через час сани стояли во дворе родного дома. Кузьма и бабы высыпали на улицу с воплями и причитаниями:
   - Живой! Слава Богу!
   - Барин, вы живы!
   - Да вы что? Конечно живой. Что со мной сделается?!
Андрей Петрович радостно обнял Кузьму и Авдотью.
   - Ну, где?
     - Что где?
     - Посыльный.
     - Уехал. Вчерась.
      - Как уехал??
Андрея Петровича словно дубиной по голове саданули. В глазах потемнело.
     - Он не схотел оставаться на ночлег. Сказал, пакет вам привез. В нем два письма. Одно от князя Ч., а второе от какой-то дамы. Имя ее он не называл. Сказал, вы ее хорошо знаете.
     - Ну, давай же скорее пакет!
Андрей Петрович  с нетерпением бросился в дом. Не разуваясь, он пробежал в гостиную и плюхнулся за стол.
    - Неси скорее.
    - А нету.
    - Чего нету?!
    - Ничего нету. Они не оставили-с…
    - Как??!!! - Андрей Петрович почувствовал, что все лицо его перекосилось от злости - Где письма?!!!! Убью!
    - Барин! Да Господь с вами. Они не оставили-с. Сказали, велено вручить лично в руки Андрею Петровичу, а раз оного нет, и уже который день, то ждать более он не может. Наказ ему был, отдать лично в руки, потому как, ежели попадет не туда, то быть большой беде. Я говорил им, что вы обязательно будете. Просто метель была, заплутали, немного, видимо.
            Дальше Андрей Петрович уже не слышал. Он, молча, как в тумане, подошел к шкафу, достал бутылку самогона и налил стакан.  Потом второй, потом третий. А после он затянул громкую и протяжную песню. От природы, Андрею  Петровичу не досталось музыкальных способностей. И потому пение его было очень занудно. Покончив с тоскливыми, Андрей Петрович перешел на веселые песни, которые отличались от первых лишь танцевальными па певца.
Пьяного и веселого его кое-как уложили спать на целых восемь часов.

      Прошел морозный январь. Февраль, в нашей стороне, очень ветреное время года. Обычно все помещики, да и мужики, сидят в это время по домам, лишь изредка выползая по нужде на улицу. Андрей Петрович тоже  был не ходок. Чтобы хоть как-то скоротать время, он занимался приведением в порядок старых записей. Достав амбарные книги за прошлые года, Андрей Петрович с удовольствием изучал: какой год был урожайным, а какой более затратным, в какой год было много зайцев, а в какой мыши поели все посевы. После чтения он обычно брал листок бумаги и делал какие-то пометки. Кузьма иногда заглядывал украдкой через плечо Андрея Петровича, чтобы оценить масштаб проделанной работы, но несколько десятков строк ему ни о чем не говорили.
«Заскучал, видно, барин» - решил Кузьма - «Мается, от безделья.  Хозяйку бы ему, хорошую, да деток пяток. Тогда бы время на бумажки не тратил бы»
   
    Зимний день короток. Мелькает один за другим. Вот, вроде бы  вот оно, утро, солнышко встало. А пока завтрак, пока последние новости из города послушаешь, от случайных людишек, глядь,  уже и обед подошел.  А там где полдень, там и до вечера недалече осталось.
В один из таких коротких дней пожаловал к Андрею Петровичу гость. Да не один, а с компанией. Это был давний приятель Андрея Петровича, г-н М-в Павел Романович. Дружбу, молодые люди водили еще с детства, но потом как-то быстро Павел Романович женился на красавице А., потом ребеночек родился, и дружба потихоньку сошла на нет.
    И вот надо же, в один из таких погожих февральских дней, Павел Романович с женой и ее сестрой, оказались неподалеку от имения Андрея Петровича.  Сколько радости было, от этой случайной встречи! Так вот бывает, живут вроде по-соседству люди, и не встречаются, а тут бац…и пересеклись пути дорожки. Словно что-то само свело в нужный час.
Андрей Петрович еще издали заметил сани Павла Романовича. Их сложно было не заметить. Ярко украшенные, видно остатки убранства от рождественских праздников, с колокольчиком под дугой. В санях две краснощекие девицы, как две снегурочки, в белых расписных платочках. Над ними орлом нависает сам Павел Романович. Шутки, смех из саней. Ну как тут не заметить?!
       -  Андрей Петрович! Дружище! Приветствуем вас!
Сани молодых людей резко притормозили у ворот, осыпав Андрея Петровича хорошими брызгами снега.
     -  Ох, вы разбойники! Я же теперь с головы до ног в снегу, по вашей милости!
      - Ничего! Не сахарные! Не растаете - запищали из саней круглолицые дамочки.
      - А вот я вас сейчас тоже снежками угощу!
Андрей Петрович нагнулся,  и наспех слепив снежок, бросил его в сани. Послышался визг, смех.
    - Ах, вот как ты гостей встречаешь?!- засмеялся Павел Романович - А ну, барышни, покажем ему как снежки кидать?!
Вся ватага вывалилась из саней и закипела битва. Снежные комки летели и в одну и в другую сторону. Наконец Андрей Петрович взмолился о пощаде. Силы были не равны. Победители торжествовали:
   - Так и быть, Андрей Петрович, мир! Но с условием! Мы едем сейчас на горку и вы едете вместе с нами!- заявила жена Павла Романовича.
   - Согласен!- живо отозвался Андрей Петрович.
С новым шумом и смехом молодые подхватили Андрея Петровича и отправились на окраину хутора, где местные мальчишки соорудили огромную снежную гору. Спуск с нее был почти до самой реки.
Схватившись за тулупы  друг дружки, живой паровоз, с воплями, спускался вниз, подскакивая на каждой ямке. Два таких спуска умотали Андрея Петровича совершенно.
      - Павел Романович! Не могу более! Все.
 Андрей Петрович упал на снег, раскинув ноги и руки, и почувствовал, как снег мягко продавливается под весом разогретого тела.
    - Простудитесь, Андрей Петрович! Вставайте немедленно!- подскочила сестра А-и.
Девушка была очень некрасива, но так заботлива. Кроме того, ее манера говорить с французским акцентом, придавала ей особую изюминку.
   - Андрей Петрович! Павел Романович! А поехали к нам, чаю выпить?! Согреться!
   - Замечательно! – в два голоса отозвались мужчины.
Тем более, что дом г-на М-ва был совсем рядом.

   Стол был накрыт молниеносно. Замерзшие хозяева и гости не желали медлить. Свежезаваренный чай, горячие пирожки, из печки. Как душевно!
Андрей Петрович от тепла совсем разомлел. Он придвинулся прямо к самому камину и с наслаждением ощущал, как мелкие иголочки холода покалывают пальцы ног.
   - Хорошо…
  - Блаженно… - эхом повторила девушка с французским акцентом.
 - Андрей Петрович, давно хотел вас познакомить с моим двоюродным братишкой!
    Павел Романович появился  в дверном проеме с долговязым молодым человеком. Лицо юноши было сплошь покрыто красными воспаленными прыщами. Голова была не мыта и более того, даже не расчесана. Андрей Петрович внутренне вздрогнул, от вида молодого человека. Честно говоря, знакомиться с этим юношей не очень хотелось. Но Павел Романович настаивал.
    - Вот, это Андрейка! Ваш тезка, Андрей Петрович. Андрейка еще молод, но он большой умница! Вы бы только видели, какие речи он держит в обществе.
«Сомневаюсь» - подумал  Андрей Петрович, но промолчал.
   - Вот, давеча Андрюшка мой вернулся из города, на Рождество, говорит, был замечательный вечер, у графа М.  Такие танцы были, такие персоны! Нам, с вами, Андрей Петрович, уж верно и не бывать на таких балах.
   - Ну, почему же - возразил прыщеватый юноша.
Он вскинул голову и гордо обвел взглядом окружающих.
   - Всего-то надо, что приложить немного ума, ну-у и совсем немного денег.
Юноша прошелся по центру зала, открыл крышку рояля и что-то побренчал.
«Какой фрукт!»- опять подумал  Андрей Петрович.
Самодовольный вид этого юнца начинал его злить. Дальнейшее было вообще тяжело для восприятия  Андрея Петровича. Все, точнее трое, взрослых людей пытались юлить и обхаживать молодого господина, а тот, в ответ, лениво, как бы уступая просьбам, рассказывал о прекрасной городской жизни местных знаменитостей.
Как оказалось, юноша знал почти все городские сплетни. Знал, кто от кого ушел, кто проигрывает в карты, кто пьет и дерется, словом все. Весь этот хлам, молодой  человек без стеснения изливал в уши жаждущих слушателей. Местами повествование прерывалось охами девушек, они краснели и прятали глаза в пол, а потом настаивали на продолжении рассказа со всеми пикантными подробностями.
 Андрей Петрович, уже вконец измучившись, попытался сбежать.
   - А вы зря уходите, Андрей Петрович – пригвоздил его к креслу дерзкий юноша – Я вам тоже хочу кое-что рассказать. Вижу, городские сплетни не сильно интересны.
   - Да уж, как-то не люблю я это… 
Андрей Петрович приподнялся.
   - Есть одно событие, о котором, я думаю, вам было бы интересно узнать.
   - ?
 Андрей Петрович удивленно приподнял бровь. Этот юнец окончательно взбесил его. Кровь кипела, но он старался сдерживаться.
   - Тет-а-тет
   - Хорошо.
Юноша, без всяких объяснений, встал и вышел в соседнюю комнату. Андрею Петровичу ничего не оставалось, как последовать за ним.
   - А вы любопытны! И предсказуемы, как все люди - засмеялся юноша.
Лицо его, от смеха, стало пунцово-красным, черные угри стали так явно и отвратительно видны, что Андрей Петрович  с  трудом удержался от гримасы. Нет, он совсем ему не нравился. Но, каким-то образом, рыбка оказалась на крючке. 
  - Так что вы хотели мне рассказать?
  - Недавно, точнее, на рождество, гостил я в доме моей хорошей знакомой. Ее зовут Дарья Михайловна.
При этих словах юноша обернулся и заглянул в глаза Андрею Петровичу. Казалось, что взгляд его проник до самого сердца. Андрей Петрович сжался в комок и похолодел.
   - Так вот, в тот вечер было много гостей. Ужин был, все такое. Думаю, вам не интересно будет знать, кто был на ужине?
   - Да, вы правы. Совершенно не интересно.
   - А вот и зря. Там был князь Ч. с женой.
    - Неужели? Я не знал.
Андрей Петрович смутился. Стало немного обидно. Значит, князь был в наших краях и не захотел доехать до своего имения, да и вообще увидеться…
   - Вы обиделись?
Юноша словно ножом резал по сердцу Андрея Петровича. Безжалостно, глубоко.
    - Не стоит обижаться.
   - Ну, допустим, что приезжал, и что с того? – с какой-то злостью в голосе сорвался Андрей Петрович.
   - Не стоит, право. Я лишь хотел рассказать вам одну тайную вещицу… - он помолчал и внезапно нагнулся к лицу Андрея Петровича. 
    - У вас есть деньги?
    - Да.
   - Я хочу, в благодарность за мой рассказ, небольшое вознаграждение. Но так, без свидетелей, разумеется. Только вы и я.
«Вон оно что!»- дошло до Андрея Петровича - «Вот как он зарабатывает!»
   - Ну, допустим, я дам вам вот этот кошелек со всем содержимым.
Андрей Петрович показал всю свою наличность, что прихватил из дома по пути на горку. Денег там особо не было, но кошелек был симпатичный.
   - Идет! Я согласен. Садитесь ближе и слушайте. В ту ночь было много интересных событий, но вам имена этих людей ничего, наверное, не скажут. В вашей глуши совсем другая жизнь.
Он помолчал.
   - Скажите, вы давно знаете Дарью Михайловну?
   - Это не ваше дело - немного нагрубил Андрей Петрович.
Терпение его было уже на пределе.
  - Вы правы. Не мое. Просто удивительно, что может связывать такую роскошную женщину и вас… Итак, в тот вечер, когда гости веселились, я заметил как Дарья Михайловна и князь Ч. отлучились от остальных. Муж Дарьи Михайловны человек пьющий и невнимательный. Но я-то все заметил! Я пошел за ними следом, в комнату.  Там я спрятался за дверью, чтобы меня никто не видел и слышал почти все, о чем они говорили.
     - И о чем же они говорили?
 Андрей Петрович сгорал от любопытства. Ворот рубахи отчаянно душил его.
     - Говорите скорее, не томите!
     - Дарья Михайловна призналась князю, что сильно больна. Семейный врач рекомендует ей срочно переехать жить поближе к морю.
Андрей Петрович вскочил и нервно забегал по комнате.
    - Сядьте.
Андрей Петрович сел.
  - Она просила князя помочь увидеть вас перед отъездом. Князь обещал помочь. Сказал ей написать вам письмо, потому что вы, якобы, его словам не поверите. Дарья Михайловна села писать. Писала она долго, а князь все ждал.
   - Когда она уезжает?
   - В конце января.
   - Куда?
   - Куда-то за границу.
   - О, горе мне…
Андрей Петрович бросился ничком на диван и зарыдал. Только теперь он понял, что это были  за письма. Увы. Все было слишком поздно.
   - Скажите, Андрей Петрович, за что вас так женщины любят? Я вот смотрю на вас, и совершенно ничего интересного не нахожу. Вы маленький, слабый. Плачете вот, как ребенок.
Юноша встал со стула и подошел к окну. Там уже опускалась ночь, и первая звездочка робко появилась на небосклоне. 
   - Я вот гораздо умнее вас. Откройте свой секрет?! Вы их привораживаете? - он обернулся, но посмотрев на безнадежно убитого горем Андрея Петровича, лишь махнул рукой и вышел из комнаты.
     Кое-как успокоившись,  Андрей Петрович появился перед хозяевами. Глаза его были красными от слез. Этот мальчишка здорово потрепал ему нервы.
«Все! На этом – все!» - твердо решил он – «Больше никаких мыслей и воспоминаний о Дарье Михайловне. Уехала, и дело кончено. Стран великое множество. Найти замужнюю даму в этом пространстве просто немыслимое дело.  Да и не нужное. Пора оставить иллюзии и начинать жить заново»
          Весь вечер Андрей Петрович очень много пил, потом исполнил, жутким голосом, пару любимых песен. Устав петь, он принялся вальсировать обеих дам,  и вконец умотав оных, был практически насильно уложен в постель.
А через две недели, сани Андрея Петровича, отправились на соседний хутор, попроведовать деда Петра и его красавицу дочь Оксану.
О чем болтала молодежь, никто на хуторе не знает, но то, что банька топилась, это факт!
И то, что в баньке той парились красавица Оксана и Андрей Петрович, тоже никто не отрицал. Может, что и сладилось там  у них! Тут уж свидетелей не было!



26.11.2014