Экс-ры III 5 гл Серебряный самовар

Серж Миронов
Глава 5

Подземелье на Пролетарской

Серебряный самовар — подвал усадьбы — кирпичная стена — расстрел  царский семьи — осмотр галереи — Домогаров

Серебряный самовар

Мы были уже заражены лихорадкой поиска чего-то интересного, в том числе и кладов, которыми мы стали буквально бредить даже на работе.
Каждый день сводился для того чтобы заняться подготовкой к поисковым работам. На работе кроме основного дела приходилось изготавливать специальный инструмент для разбора кирпичных кладок и по разбору деревянных конструкций. Всё что продавалось, в строительных магазинах и рынках нас не устраивало, тот инструмент был или слишком тяжёлым или не подточен на специальные работы. Приходилось всё придумывать на ходу, потому что на месте поиска ни кто подходящий инструмент не подаст.

И вот однажды мы, хорошенько подготовившись, пришли к дому №3 на Пролетарской туда, где находился всем известный городской клуб туризма, а именно к его подвалу.
Что же нас заставило сюда прийти к этому подвалу, который в своё время наверняка почистили местные кладоискатели.

Дело в том, что давным-давно, я и мой товарищ Володя Лукоянов копаясь в старой подвальной рухляди, обнаружили огромный серебряный самовар литров на 20-ть. Который мы подняли наверх, в клуб и отдали работникам клуба с пожеланиями, чтобы они брали его с собой на спортивные мероприятия.
Им и сейчас до сих пор пользуются работники городского клуба на всевозможных выездах на природу.

Принцип его работы был простой, если дело было рядом с лесом, то в трубу сверху закидывали сосновые шишки как топливо или щепки, если не было оных, и вода закипала.
Ни какого электричества, ни какого газа всё на природном топливе удобно и сердито.

Уникальность русского самовара была в том, что он мог напоить чаем сразу несколько человек, причём по нескольку кружек на нос. Идущее от него тепло нагревало помещение, да так что не было особой необходимости одноразово топить дровами печь, если люди там не ночевали.
Всё это способствовало тому, что самовар прочно занимал место в жизни русского народа, не смотря на высокую его стоимость.

Жил в городе Туле оружейный мастер Фёдор Лисицын, у которого было два сына, которые с лёгкой руки отца прикипели к его ремеслу, а в свободное время занимались изготовлением посуды и другой утвари для дома. Вот его-то сыновья Иван и Назар и сделали самый первый русский тульский самовар.
Цена простого самовара была 5 рублей, которая равнялась стоимости коровы или месячному труду высококвалифицированного рабочего.

Помимо основного назначения самовара кипятить воду были придуманы и те, которые могли готовить и чай и кашу и суп для чего имелись отсеки в одной ёмкости.
Большое застолье в России не обходилось без самовара, он был широко востребован и дворянами и рабочими и крестьянами.
Одна только фабрика Баташова старшего производила 54 формы самовара, причём самого высокого качества, а то ведь за бракованный самотёк фабрикант мог и по шапке получить!

Оборот трудовой семьи Баташовых после 1876 года составлял 6000 самоваров в год с рабочей силой в триста человек.
На Московской выставке самовары Баташовых удостоились золотой медали за высокое качество продукции при невысокой стоимости. Средняя цена у Баташовых была 7 рублей, а у их конкурента фабриканта Тейле 70.

Умная ценовая политика Баташовых позволила им обойти всех конкурентов, подняв на пик популярности только свои самовары среди других изготовителей.
После чего они увеличили выпуск самоваров уже далеко за 11 тысяч штук в год.
Почти каждый антикварный самовар имеет свои клейма-оттиски, в нижней части корпуса повторяющие очертания медалей и наград с самоварных выставок. Такие оттиски повышали доверие к этой продукции и поэтому самовары с медалями пользовались бешеной популярностью.

Всероссийские выставки и мировые отличались от простых тем, что медали там давались раз в десять лет, а не каждый год.
За очень высокое качество и оригинальность можно было получить и государственный герб, что поднимало изготовителей на не досягаемую высоту. Такую награду выдавало министерство финансов.

Самовары Баташовых получили три такие: в 1903—1904 годах награды и на петербуржской и парижской международных художественно-промышленных выставках и в 1911 году на международной Туринской выставке.
Клейма обязательно регистрировались Министерством торговли, нарушителей подвергали штрафу или сажали в тюрьму.

Современные самовары лишены этого почётного «знака качества» что очень жаль.
Медали, гербы и всевозможные знаки отличия придали бы современным самоварам особенный шарм во время чаепития.
Тот, который мы откапали, тогда, оказывается, стоил огромных денег, ведь он был плакированный серебром да ещё с одиннадцатью медалями, двумя российскими гербами и разными знаками.

Спустя некоторое время я сообщил Володе стоимость найденного самовара.
— Более ста тысяч рублей стоит наша находка, — сообщил я ему.
— Боже мой… — обомлел он. — Получается, мы сами себя обокрали, кто бы мог тогда подумать…

Но дело было сделано и оставалось только за малым спереть тот самый самовар. Мы конечно ни воры, ни домушники, но кое — какие соображения на этот счёт уже имели. Конечно, это неправильно сначала отдали, а потом решили забрать… но он стоил таких бабок!

Конечно, о стоимости самовара я Роману ни чего не сказал, потому что это дело было «семейным» моё и Лукоянова.
Хорош был бы я гусь, если бы кинул товарища.
Только обмолвился Роману что был когда-то здесь найден самовар но цены он был не большой почти дармовой из-за того что почти вся его по серебрённость давно слезла и осталась одно название.

Мы решили на совете посмотреть, не осталось ли чего ещё интересного ведь мы только в одном углу покопались, дальше всё подвальное помещение было забито до потолка всяким барахлом.
Вполне вероятно, что самовар мог принадлежать в усадьбы владельцам Злоказовым, потому что семья у них была большая два сына и шесть дочерей.
Было с кем чаи гонять.