Чуток о профнепригодности

Георгий Никулин
Из Якутии в Тольятти я приехал в 1998 году. То есть из азиатской части в европейскую.

Небо и земля, скажу я вам. Во многих отношениях. Как в экономических, так и в отношениях между людьми. Например, если мне обещали продать некую вещь по определенной цене и мы с владельцем договорились произвести обмен в какой-то день или время, а когда я пришел, то вещь эта оказалась проданной другому желающему. Владелец вещи при напоминании о договорённости поясняет, что другой покупатель просто предложил сумму больше. За такое поведение в Якутии в те времена (обо всей Сибири не говорю – не в курсе) можно было, как минимум, поплатиться здоровьем. А тут такое – в порядке вещей.

============

Тольяттинский пивзавод выпускал в продажу минеральную воду, в стеклянной таре. Опустошенную тару в размере ящика можно было поменять на заводе на ящик бутылок с водой, доплатив только разницу цены воды. Приехали мы с братом к пивзаводу, он оставил меня сидеть в машине, а сам пошёл в магазин.

Сижу, наблюдаю за охранником, сторожившим ворота территории фирмы. Одет в камуфляж, вооружен автоматом АК. Автомат висит дулом вниз, причем таким образом, что привести его в боевое положение у него не получится из-за неправильно отпущенного ремня.

Но это ещё не всё! Он открывает ворота въезжающим и выезжающим грузовикам! Профнепригодность как руководства завода, так и начальника охраны: охранник должен заниматься ТОЛЬКО своими обязанностями, а не выполнять попутно другие, снижая при этом свою эффективность. Тот охранник придерживал двумя руками одну из ствоок ворот, которая самопроизвольно закрывалась от сильного ветра. Подходи к охраннику, спокойно забирай автомат – и пивзавод твой.

============

Отдохнул пару недель после приезда, нужно устраиваться на работу. Куда? Ну, туда, где я что-то умею хорошо (на тот момент у меня было семь специальностей) и проработал длительное время. Начнем с ФСБ (хоть и отзывался частенько мой бывший шеф по конкурирующей службе зело нелестно об этой фирме, но решил-таки попробовать). Брат подвёз меня к конторе, захожу. В фойе за фанерной загородочкой сидит прапорщик. Вопрошаю по поводу пообщаться с начальником отдела кадров. И прапорщик начинает рассказ – куда и за чем отлучился этот офицер и через сколько минут будет проходить мимо. Но я его обо всём этом не спрашивал…

Пока ожидал нужного мне кадровика, немного поболтал с прапорщиком. Выяснил, что как младший по званию, он не вылезает из нарядов на праздничные и выходные. Зарплата примерно 800 рублей (у меня была 3980), квартир служебных не дают и прочая. Желание работать в столь отстойном ларьке у меня поубавилось.

Дежурный окликнул проходящего офицера, как оказалось, того самого, что мне нужен. Прошли мы с ним в его кабинет. В кабинете двойные двери, прапорщик не отметил меня как посетителя в журнале – мало ли что потом случится: пришью я кадровика незатейливо, например. Двойные двери, всё-таки.

Кадровик интересуется по какому поводу я прибыл. Отвечаю, мол, на работу устроиться хочу. Я был в форме, наградной ствол на всякий случай оставил в машине у брата, наплечный кобур не стал снимать – слишком длинно по времени.

Офицер спросил сколько я прослужил и мой возраст, я ответил, что менее четырех лет службы и тридцать семь лет от роду. И тут его понесло (он даже не поинтересовался – что же я делал до службы). Начал повествовать о том, что у них намечается сокращение штатов и что у них еще какие-то проблемы. Я уже начал подрёмывать от его токования и, чтобы совсем не заснуть, спросил – вам работники нужны? Нет, был ответ. Тогда я пошел, говорю.

И ушёл. На выходе помахал ручкой дежурному, он махнул мне в ответ. А вдруг в кабинете кадровика труп остывает? И кто виновник – неизвестно…

Сажусь в машину к брату, вкладываю ствол в кобур и говорю, мол, едем домой. Брат спрашивает результат посещения. Я пересказываю беседу. Он интересуется: а почему я не сказал кадровику, что более десяти лет проработал в другой спецслужбе? Так он и не спрашивал, говорю, тем более что с теми кадрами, которые подбирает себе сей кадровик, работать не хочется вовсе.

============

Пару дней спустя я попал на приём к самому главному связисту Тольятти – я ж в телецентре долго работал. Познакомились, получаю вопрос – на какой аппаратуре я работал. Я перечислил, на что получил охи и ахи – он, видите ли, слышал о такой аппаратуре, мол, до них такая ещё не дошла (а в Якутии начала уже устаревать)). В свою очередь я поинтересовался какая аппаратура у них. Он перечислил, на что я ответил, что, устраиваясь в телецентр тринадцать лет назад, я тоже о такой аппаратуре слыхал – её не успели заменить на новую в те времена.

- К сожалению, - сказал «министр» связи Тольятти, - у нас пока своё телевидение мы запустить не можем. Лицензию год назад купили, а вот аппаратурой телевещания обзавестись не можем. Нет средств. И еще не решили у какой страны будем приобретать. Скорее всего, у Америки.

Я ему подсказываю, что в поселке, где я жил и работал, аппаратуру покупали два крупных предприятия – шахта и нефтегазоразведка. И телецентру просто дали её в аренду. А в Тольятти крупные предприятия это ВАЗ и «Тольяттиазот». В чём проблема-то?

- Вы что? – говорит «министр». - На это никто не пойдёт. Купят лучше для своей студии.

Я, фонарея о такой экономики, начинаю объяснять, что своя студия – это куча проблем: зарплата сотрудникам (нагрузка на бухгалтерию), коммунальные платежи по помещению, запчасти, электроэнергия, штрафы за простои, наконец. А, отдав в аренду, какие проблемы? Никаких. Пусть арендаторы хоть на запчасти аппаратуру разберут, лишь бы арендную плату вовремя платили.

Я – простой рабочий, разъясняю экономику человеку, занимающему министерский пост. Это как?

Далее – про закупку аппаратуры за бугром. Объяснил, что наша связная техника, особенно военная (кою в устаревшем для военных виде мы и закупаем как новую и она десятилетиями служит), считается самой лучшей в мире. И если на ней написано питание от 220 вольт, значит, ей по плечу скачки напряжения от 110 до 380. Эт первое.

Второе же – это то, что для закупки американской техники понадобится командировка туда представителя-заказчика. Мало того, что валюта нужна будет на командировку, на закупку, да ещё и неглупые бизнесмены Америки навяжут, как минимум, пятигодичное обслуживание техники. То есть вы будете оплачивать валютой проезд и командировочные группам примерно по три сотрудника от производителя по паре раз за год. И аппаратура эта будет капризной как к температуре воздуха помещения, так и к броскам напряжения, что в России неизбежно. Гарантийный срок, может, она и выдержит, но потом начнет сыпаться, а это снова трата валюты.

Не убедил я его, похоже. Перспектива нахаляву смотаться в Америку и обратно выглядит гораздо привлекательней, нежели будущие проблемы тех, кто будет работать на купленной там технике.

Из Тольятти я уехал в 2017 году и, насколько я знаю, своего телевидения до сих пор там нет, хоть и прошло 19 лет. Пожевал один «министр» сопли и передал другому, который тоже пожевал и завещал приемнику своему… Ведь за девятнадцать лет не один бестолковыч сменился на этом посту.

============

Захожу в маленький магазинчик. Сидевший за прилавком охранник, болтавший с молоденькой продавщицей, выскакивает мне на встречу с выставленными вперёд руками:

- Магазин закрыт на инкассацию! - в руке зажигала, во рту незажженная сигарета.

Я останавливаюсь, соображая – где тут поблизости есть магазины с необходимой мне продукцией. В это время охранник, стоящий на расстоянии половины вытянутой руки, поворачивается ко мне боком и прикуривает.

Удар в ухо, закрываешь дверь и сам производи инкассацию.

============

Автозаправка ЮКОС. В помещении АЗС – магазинчик. И там охранник. Вооружен автоматической винтовкой «Сайга» с одним патроном. Ну, это еще туда-сюда, но то, что он сидит с этим оружием в середине торгового зальчика, между полок с товаром – вот это уже никуда. Поскольку есть возможность подойти (даже не подкрасться, поскольку по зальчику размером 3х3 метра покупатель может ходить беспрепятственно) к нему сзади, взяв предварительно с полки тот же масляный фильтр и от души стукнуть по черепу. В итоге – в руках карабин, а во владении (пусть даже и временном) вся АЗС, особенно содержимое кассового аппарата.

Руководитель охраны в Самарской области, инструктируя этих охранников, говорил, что они обязаны защищать оператора и что судьба АЗС со всеми прилагаемыми магазинами и прочим не должна их интересовать. Так посадите охранника за прилавок и вооружите не оружием, грозящим зацепиться длинным стволом за любое нагромождение торгового зальчика, а пистолетом – вот что будет эффективно.

============

Общался я как-то с одним высокопоставленным банковским работником Мордовии. И в общении всплыл у него вопрос как и где можно наладить заработок. Я предложил сделать ледник для хранения замороженных продуктов на "базе" природных явлений - зимнего холода, "работающего" и в летнее время. Говорю, мол, есть технология заморозки грунта, простая до невозможности. Сварганить систему тамбуров в ледник, чтобы "кайф" не выпускать за раз и пользоваться в удовольствие.

- Ты что, - говорит мордвин, - кому это нужно? Работают люди с обычными холодильниками и пусть дальше работают.

А то, что холодильники жрут электроэнергию, требуют обслуживания, ремонта и прочего, так это ерунда, оказывается.

Дальнейшее общение на тему "где бы найти нишу для постоянного дохода" мной было свёрнуто - зачем мне в компаньоны недалёкий по уровню экономической грамотности чел?..