Глава 30. Послание из прошлого

Лариса Смотрова
 Капитан Березняк прибыл в Комаргород во дворец князей Четвертинских ещё до обеда и был приятно удивлён, какое это уютное и симпатичное место! Вековые сосны обрамляли постройки, похожие на дома в горных Альпах или в старой Германии.
 Директор колледжа, Павел Иванович Цеханский, явно расстроенный внезапным отъездом Марины Балашовой, суетился, приглашая в свой кабинет:
 «Что-то не заладилось с дывчиной, сорвалась внезапно с места, мол, по дому соскучилась!» 
«А Вы её не предупреждали о моём приезде?»
«Да, нет же. О вашем приезде я ей сказав, когда она уже уихала и звонила из Винницы с автовокзала».
«Она собиралась в Белгород?»
«Да, сказала, что едет в Белгород и время отправления сообщила …»
«Вот как, мы её в Белгороде, увы, не встретили…»
«Как же так? Что-то скрываить. Почему милиция её разыскиваить? Вроде бы не плохая, гарна дывчина. Ведь ничего противозаконного за ней не числыться?»
Украинский вперемежку с русским, вполне понятный и  привычный говор этих мест. Ясно было, что пожилой облысевший директор, в стареньком потёртом костюме, большую часть жизни проведший на своей беспокойной работе, видит каждого человека насквозь. И теперь включил свой «рентген», с ног до головы осматривая капитана.
  Позвали завхоза, Анну Семёновну, и она рассказала о последнем дне пребывания Марины в здании аграрного колледжа. Анна Семёновна провела Анатолия Ивановича к месту, где девочка неудачно сорвалась с лестницы. «Вот здись лесныца разъихалась, и она упала, зашиблась трошки. Я предложила ей пойти в её комнатке отлежаться, как она собралась и уихала».
Анатолий Иванович попросил принести злополучную лестницу. Когда Анна Сергеевна вышла, чтобы поискать её, отданную в починку, стал внимательно осматривать помещение. Внимание его привлек кирпич в стене, вернее, то, что из-под него торчало. Дёрнул за край мешковины и кирпич вывалился вместе с ней и свежими стружками. Ого! Да тут полость в стене. Тайник! Просунул руку, вроде бы пусто. Понятно, что кто-то уже достал содержимое и подложил свежие стружки в мешковине. Не Марина ли?  Шаги в коридоре. Это возвращалась Анна Сергеевна. Быстро поставил всё на место, как было и мешковину убрал, чтобы не торчала.  Анна Сергеевна разложила на полу полутораметровую лестницу, чтобы продемонстрировать, как всё было. И теперь она упиралась точно в тот самый кирпич, осыпавшийся от удара. «Картина маслом!»- решил для себя капитан.
«Вот здись она сидела на полу, когда я вошла».
«Конечно девочка ушиблась, упав с такой высоты. Как она себя чувствовала? Ей было плохо? Почему Вы не вызвали врача?»
Анна Сергеевна расстроилась не на шутку.  Но шустрый народ хохляцкий умеет защищаться, если приспичит. Женщина зачастила, размахивая рукой для пущей убедительности:
«Марина же сказала, что врача не надо. Что просто пойдёть к себе и полежить трошки. Я думала потом её проведать, если надо и врача вызвать, как она вдруг собралась и уихала. Плохо бы было, лежала бы».
«И то верно. А проведите меня в ту комнатку, где она жила».
Очень скромная комнатка. В былые годы здесь, вероятно, слуги проживали. Огляделся, заглянул в пустой старенький шкафчик, ничего, кроме рваного пакета. Спросил: «Здесь уже убирали?»
«Нет, не успели, не до того». На столе лежал кухонный нож, на постеленной газетке небольшие ржавые ошмётки. Опытный глаз дознавателя определил, что именно здесь вскрывалось найденное.
Анну Семёновну позвала снаружи работница. У неё закончилась какая-то краска и завхоз, извинившись, вышла.
 Анатолий Иванович заглянул под кровать. Показалось что ли? Ещё раз нагнулся и увидел сложенный вчетверо листочек, пожелтевший от времени, видимо кем-то случайно обронённый.
  «Дорогой друг! Если Вы нашли спрятанные мною золотые монеты, то, возможно, меня уже нет в живых, и я по какой-то причине не смог вернуться в поместье, где прошли моё отрочество и юность… Надеюсь, что Господь не попустит попасть деньгам в худые руки и Вы употребите их на свои нужды и добрые дела. Помолитесь, пожалуйста, обо мне с любовью и надеждой на спасение души моей грешной.
р. Б. Николай»
 Видимо, записка выпала, скажем, с отлетевшей крышкой и не была замечена за ножкой кровати.
 
Вот почему так поспешно уехала Марина. Она нашла тайник с золотыми монетами! В разговоре с директором узнала о том, что её разыскивают и решила на всякий случай попутать следы.
 В этих строчках послание человека начала прошлого века. Как-то сразу понятно, что был он в чрезвычайно трудной ситуации, вынужден покинуть родной дом,возможно, отправиться на чужбину, в эмиграцию. При этом не роняет достоинства, смиряется с Волей  Творца.
Кто этот р. Б Николай неизвестно, но девушка-то искала здесь родственников! Вполне могла и найденное присвоить себе, якобы на законных основаниях, как «княжна Марина».
 Вот она разгадка её поведения! Не зря ехал сюда капитан, не зря рисковал жизнью. Но где же может быть Марина теперь? Не попала бы в какую дурную историю с её находкой…
  Надо было поскорее возвращаться в Питер. Беспокойство за собственную дочь, маленькую и беззащитную, но воображающую себя вполне взрослой, как волной, накрыло его с головой.
 Расставаясь с Павлом Ивановичем, капитан объяснил, что Марина и вправду неплохая девочка, но убежала из России от опасных преследователей, которые могут её разыскивать. Они расправились с подругой Марины. Люди на самом деле страшные. А дома её ждёт и очень волнуется мама. Оставил координаты своего отделения милиции в Санкт-Петербурге на тот случай, если девушка вернётся или за ней кто-то приедет. В свою очередь директор просил сообщить им о судьбе Марины и Анатолий Иванович обещал сделать это, если она отыщется.