Двоеверец. Брат. Глава 3

Алекс фон Джаго
Не удалось бы слегка подгадить с финансированием экспедиции Колумба, а правильнее сказать - отсрочить её  отношение к "попаданцам", и приём при дворе короля оказался бы более холодным. Ведь в ТОЙ истории Васко де Гама за своё открытие пожалован был пенсией в 400 тысяч реалов, а "открывший" Бразилию Педро Альварес всего 30 тысяч удостоился. Хотя широтой размаха самой экспедиции португальцы поразили, дав под командование последнего 13 судов (10 кораблей и 3 каравеллы) с 7 сотнями солдат и более чем тысячей матросов.
 
В ТОЙ истории Колумб до самой смерти не смог рассчитаться с итальянскими банкирами-кредиторами, ибо все три его экспедиции в Новый Свет были бесприбыльными, и к золотым, да серебряным галеонам касательства он не имел. Только у занимавшегося работорговлей и морскими перевозками Джеаното Берарди занял на экспедицию "первооткрыватель" 180 тысяч мараведи. В 1495 году кредитор скончался, и долг вытрясать принялся его итальянский же душеприказчик с редкой фамилией Америго, вхожий к королевской чете и способный потихоньку капать той на мозги. Фердинанд с Изабеллой, наконец, сломались, да и ожидаемых ими и матерью церковью сверхдоходов "их вице-король" так и не организовал, и в конце века уже его привезли в Испанию в кандалах.
 
А навстречу вышел флот с организованной Ватиканом аудиторской проверкой (по понятно, чьей подсказке), ведомый не менее отважным капитаном Алонсо де Охеда. Кроме монахов-счетоводов, на борту присутствовал известный картограф Хуан де ла Коса и зачем-то Америго Веспуччи. Но именно у него имелось повеление Папы найти проход, подход и доход, что и сделал исполнительный финансист. Явно не в убыток себе, как материально, так и морально. Континент получил его имя и ещё гешефт кое-какой.
 
На девственном побережье Венесуэллы наловили крупного жемчуга, и свою долю в 14 горошин Америго потом загнал за штуку дукатов, только один Колумб схлопотал кандалы. Как всегда, гоните бабки и верьте в "светлое будущее", а не то ... и горе неудачникам. Кстати, и ушлый итальянец оказался среди последних, в Испании поднялась "вдруг" волна ксенофобии и пришлось бежать. А уж в безопасности написать "Письма издалека", выдав госсекреты, что под большой стакан картограф Хуан разболтал, и попала она в руки умному французу, умевшему читать между строк. Так Мир и узнал про "землю Америго".
Португалии подфартило первой от экспедиций своих заморских реального золота нарубить и долей малой подмазать Ватикан. Потому-то Папа и поделил Мир между своими налогоплательщиками, ведь он-то ничего не терял - от перемены слагаемых сумма не меняется. Ему рассудить дозволялось по справедливости, то есть подсудить тому, кто больше даст на лапу. То есть Бразилия уже была "открыта" в составе Америки, и требовалось просто отметиться и застолбить нарезанный понтификом сектор. Проделали сие шоу с размахом, причём героически, даже потеряв во время экспедиции несколько судов, ибо бестолково плавали. Но всё равно вернулись с прибылью вновь на привычных специях, провернувшись и наварившись. И только почти через век вышло начать обогащаться от Бразилии на зависть Испании, а зависть многократно превосходящего "братского" соседа чревата последствиями. Даже в Средневековье дураки во власти не желательны.
 
"Но это будет завтра. Нет, нет, нет, мы хотим сегодня, мы хотим сейчас!"- вскричали португальцы, когда "попаданцы" им предложили  путь, по которому возможно резко в отрыв сигануть. Это оказанная услуга уже ничего не стоит, а "светлое будущее" стоит дорого и Азоры для проводников к оному цена пустячная. Тем более что в перспективах, образуемый на островах орден обязуется морской путь взять под охрану и оборону на последнюю четверть пути, хотя, если к ордену и Кубу присовокупить, то и первая четверть дороги окажется для серебреных галеонов безопасной.
Но и этим не ограничивался пакет предложений и даров невероятной ценности. Ибо невозможно пока было определить стоимость палубного хронометра "Полёт" 1-го Московского часового завода им. Кирова или небольшого зеркально-линзового телескопа в 125х, пожертвованных для создания Международного Астрономического Общества. За постройку новой Обсерватории на крайней западной точке Евразийского континента - мысе Рока, что в 40 километрах от Лиссабона, и переезд таковой из Лагоша, а также финансирование проекта взялся король.
 
Собственноручно, заложив краеугольный камень - "обладание" нулевым меридианом тешило его самолюбие.   Договорились, что персонал будет совместным. Как и совместная астрономическая практика студиусов. Также удалось, играя на честолюбии монарха, раскрутить Палату Мер и Весов. Разумеется, по системе СИ, дабы от миль хоть на море избавиться. На своём острове пусть британцы извращаются, как хотят. Вот из вредности не станем из них просвещённых мореходов творить. Ибо за прошедший век они и десятка кораблей не построили, причём пока в дубах недостатка не имея.
 
Шуйский даже успел вводную лекцию в Навигационной школе Сагреша прочитать перед отбытием, и там был в профессора произведён, а король Жуан 2-й "Совершенный" пока пожаловал (авансом) в кавалеры Креста Святого Якова (Сантьяго). За это ему разметку с имеющихся карт (из "будущего") придётся сместить на 9 с половиной градусов, впредь географический отсчет, ведя с Роксой Обсерватории - хотя так будет и честнее. Но с его условием - дать в ученики-подмастерья непременно отроков из Соброзы Ферре (Фёдора), Магальяйнша (Магеллана) и его друга Руи Фалейро, да хорошего гравёра-печатника с оборудованием и материалами. А работать позволить на Азорах в целях соблюдения секретности пуще, чем немцы свою "Энигму" берегли.
 
Отвечать за которую взялся будущий Орден. Пока указом короля (и по совместительству Гроссмейстера всего и вся), "прикреплённый" к Ордену Сантьяго. Посему соответствующими кавалерскими Крестами пожалованы были также и остальные "братья" - Десницин, Рихард Фельд и Янис Лив (дамские Кресты придумали, увы, намного позже). Сына последнего король забирал к себе в придворные пажи, обещая приличное образование ему дать, а у себя заложника под рукой иметь.
 
Страховка была не лишней, но все готовы были играть честно, ибо честно велась игра. А главное - грамотно составлен договор, не допускающий разночтений в дальнейшем. В ТОЙ истории "наш" выросший в отважного капитана мальчик за будущее открытие пролива своего имени стребовал 20%. Да ещё для друга, ставшего прекрасным астрономом и картографом, выторговал 12,5% с Севильского Дома контрактов, от всех полученных прибылей с открытия. Но, увы, в экспедиции Федя погиб и кучеряво пожить не успел. Хотя единственный из пяти уцелевший корабль "Виктория" привёз специй столько, что затраты окупились сполна.
Нынче появилась "бабушка Удава", и гулять все станут "под присмотром". Вернее, неведомо как материализовались представители грозной "бабушки", ибо слухи о том, что стали неожиданно появляться то тут, то там армии с вундервафлями, с помощью которых всякому они накостылять способны. Даже титул "непобедимой и легендарной" у османов отобрали и себе присвоили. Значит, с такими лучше не рыпаться, тогда глядишь, что из плюшек перепадёт. И практика уже доказала верность такого решения, репутацию "четырёх отмороженных" (плюс дамы), прибывшие в Португалию попаданцы уже заработали, и процесс сакрализации "братьев" шёл во всю.
 
Ну а с их упёртостью в непризнании папской Буллы, разрешающей работорговлю, следует смириться, ведь учить других, как жить не пытаются, но убеждены сами, что это один из худших пороков человечества. Азорских островов ересь сия не покинет, и пусть там живут по своему Уставу, частично основанному на неправильном взгляде на жизнь. Хотя максимально при его составлении старались использовать слог и дух Устава Ордена Сантьяго. Изначально отказавшегося от целибата и обязывавшего абитуриентов проходить полугодовую шлюпочную практику "рабами на галерах". Как и всюду от последнего пункта, возможно, было откупиться, но не в карман военкому на покупку его нового мерина, и выше звания полубрата карьерный рост не шёл.
 
Впрочем, не меринами, а андалузским вороным жеребцом и небольшим табуном в дюжину кобыл обзавестись грошей хватило - не пропадать же круглогодичным пастбищам на островах. И, разумеется, поросят и ягнят-мериносов. По этой логике туда ранее и телят КРС под приглядом негров-рабов завез один богатенький голландец. Пришлось частично национализировать, за скот мычащий расходы  ему компенсируя, а говорящий - перестал быть скотом. Превратившись в наёмных работников, отвечающих за свой труд материально. Что не понравилось в первую очередь самим бывшим рабам (но штрейкбрехеры нашлись тут же, среди белых переселенцев).  Экс-владелец даже статус полубрата приобрёл, соглашаясь  два три месяца в году Ордену служить, но и привилегии иметь - половинную подать (только 10%) и бесплатное образование для детей в корпусе кадетском. А его экс-рабы, крестившись, добровольно на вёсла сели и сравнялись через полгода с ним в положении и это пожизненно, "вход - на весло, а выход - на пенсию".
 
Такие же возможности предоставлены были и освобождённым разноплемённым рабам берберов, разумеется, мужского пола и достигших совершеннолетия, коих из почти полутысячи доставленных на острова и трети не набиралось - ушедшие из гаремов христианки и деток своих с собой забрали – рука, качающая колыбель, правит миром. Главное, что все дамы тут же оказались востребованы и создали новые семьи, несмотря на "прицепы". Изголодавшиеся по женской ласке самцы, бравшие их замуж, также и детишек уже готовеньких усыновляли.
 
Семьям, вступившим в Орден, на время исполнения служебного долга кормильцем, полагалось справедливое продовольственное обеспечение по едокам, да и служившему жалование начислялось. Так что после обязательного полугодового КМБ очень многие пожелали остаться служить сверхсрочно. И поскольку команды, захваченные у берберов шебеки и каравеллы, состояли сплошь из таких сверхсрочных полубратьев, в основном находившихся в плаванье, то в посёлках оставались в основном женщины и дети, да добывавшие пропитание для всех мужчины, также в основном рыбаки, пастухи, пахари.
По Уставу Ордена Сантьяго "братом" может быть только аристократ, но вот в Тевтонском имелось понятие "полубрат".  Мы скомпоновали Уставы, взяв лучшее и даже подумывали создать на этой базе Табель о рангах типа "четверть-брат", "осьмушка- ... и т.д. , для мотивации карьерного роста. Но вовремя одумались, ведь кроме званий для субординации ещё и должности существуют, которые также не являются догмой. Тот же Лойола (только что родившийся), создав свой Орден, в нем назовётся "генералом". У нас же в связи с морской спецификой Шуйского братья (являвшиеся "аристократами Духа"), избрали Адмиралом. Причём он оказался единственным не ушедшим в плаванье, оставшимся на хозяйстве, а прочие "братья и сестры" разлетелись по служебным командировкам, ибо служба и опасна и трудна. Ибо сами устанавливали правила, значит, и соответствовать им теперь обязаны, выбросив из себя страх, грязь и малодушие. Всякая структура подобна рыбе - загнивать начинает с головы и сей печальный финал отсрочить, возможно, ведя за собой, а, не указывая из безопасного и комфортного места и тем более нагнуть всех, пытаясь. Будучи изначально, как и все, состоящими напополам из плохого и хорошего, смогли попаданцы духом окрепнуть в борьбе настолько, что силу эту не требовалось и демонстрировать, надо было просто "жить по правде".
 
Только так - весомо, грубо, зримо, можно заставить делами поверить в себя. И противостоять столь малая группа тем, кто попытается нагнуть их. Ведь рвущихся к власти ради власти и богатству ради богатства намного больше. Разумеется, эстафета с просьбой помощи и подкреплений ушла в Крым сразу же, как что-то прояснилось. Ещё с загрузившимся солью судном, на котором с приключениями добирались от Сицилии. Партнёры-мафиози найдут способ и как переслать письмо в Севос, и как оттуда переправить добровольцев, пожелавших вступить в образующийся Орден. Мафия всегда придёт на выручку, была бы выручка. А оная ожидалась не хилой, потому не скупились с затратами на экспедицию, ибо настраивались совместить два (а может и три) в одном, превратив её в кругосветку, зарабатывая попутно на всём, что по пути повстречается: драгметаллах, жемчуге, специях.
 
Когда в ТОЙ истории король Испании Карл 1-й отправил в 1519 году Магеланна и Фернана в аналогичную экспедицию, то выделил 5 кораблей с общей численностью интернациональных по сути экипажей в 237 человек. Кто-то повернул назад, кто-то затонул, и сам адмирал погиб в дурацкой стычке с аборигенами. Но пряности, привезённые на борту единственного дошедшего корабля "Виктория", были оценены в 350 тысяч дукатов и с лихвой окупили все расходы на экспедицию, вылившиеся в 3 510 дукатов(1 316 250 мараведи). Френсис Дрейк через полвека от своей кругосветки поболе поимел, откровенно пиратствуя по пути, но это уже была англиканская мораль.
 
Во всяком вновь затеваемом деле всегда не хватает рабочих рук, но намного больше требовались ясные головы. Причём не только утилитарными знаниями наполненные, например, имелась острая нужда в математиках-теоретиках, дабы кто-то мог обосновать необходимость перехода на Григорианский календарь, хоть сам Папа Григорий и не родился ещё, так пусть будет Александровским или другим каким. Раз факт того, что земля круглая будет вот-вот доказан, то тем же мореходам потребно таблицы счислений иметь верные и здесь на веру надеяться нельзя, требуется также доказывать, но научно. Даже в православном батюшке острая нужда имелась для конкуренции, а то ксендз прям, неистовствовал, будучи монополистом.

Продолжение http://proza.ru/2021/12/18/2063