Валентин Серов. Портрет Марии Цетлиной

Алина Алексеева-Маркезин
СКАНДАЛ ВОКРУГ ПРОДАЖИ в 2014 за 14,5 млн. картины Серова Портрет Марии Цетлиной.

Валентин Серов. Портрет Марии Цетлиной.1910 г. Частное собрание.

Этот портрет Серова раньше мне был незнаком. Это и не удивительно , на протяжении пятидесяти пяти лет он находился в Израиле.
    По воспоминаниям Марии Цетлиной (1882-1976), инициатива написания ее портрета исходила от самого В.А. Серова, который впервые увидел ее в обществе будущего второго мужа и его родителей в парижском ресторане Prunier на улице Дюфо возле площади Мадлен.
Осип Сергеевич Цетлин (1856-1933) был очень заинтересован в том, чтобы В. А. Серов написал групповой портрет его семьи, в 1906 году даже предложив художнику за это тройной гонорар. Но прошло время, прежде чем Серов приступил к портрету Марии Цетлиной, специально с этой целью приехав в середине октября 1910 года в Биарриц, где Мария и ее второй муж тогда жили. Над портретом художник работал на протяжении четырех–пяти недель, с перерывом на неделю, когда он поехал из Биаррица в Испанию, причем он работал даже утром в заранее назначенный день отъезда. Хотя сам художник, уже сидя в вагоне поезда, сокрушался, что в портрете хорошо бы исправить отдельные детали, критикам работа эта сразу же понравилась.

Так, Николай Эфрос писал, что портрет этот «до того сильный, точно это не живопись, а скульптура. …Серов не только пишет лицо, — он разоблачает подноготную души». Александр Койранский охарактеризовал портрет как «вещь, превосходная по экономии художественных средств и внутреннему живописному спокойствию».

 За портрет В.А. Серов назначил высокую цену, которая была выплачена без разговоров. В семье была гармония по этому вопросу; Мария Самойловна указывала: «Моему мужу очень хотелось, чтоб мой портрет был написан Серовым».

После расставания с Цетлиными Валентин Серов прожил лишь год, и за этот год он отправил Марии двенадцать писем. «Родившегося вскоре после его смерти сына мы — в память о нем — назвали Валентином», — рассказывала Мария Самойловна в письме, опубликованном Ильей Зильберштейном в сборнике материалов о В.А. Серове в 1971 году.

КТО ЖЕ ТАКИЕ ЦЕЙТЛИНЫ?

      Михаил Осипович Цетлин был человеком исключительным. Писатель Борис Зайцев отмечал: «Нельзя было не ценить тонкого ума, несколько грустного, Михаила Осиповича – его вкуса художественного, преданности литературе, всегдашней его скромности, какой-то нервной застенчивости, стремления быть как бы в тени».

     Еще в 1915 году М.О. Цетлин организовал в Москве издательство «Зерна», где вышли книги М.А. Волошина и И.Г. Эренбурга, а также его собственный сборник стихов «Глухие слова», посвященный Марии Самойловне. Главное же, что всю жизнь делали Цетлины для деятелей культуры — они в прямом смысле слова кормили их. «В зиму 1917-1918 года в Москве Цетлины собирали у себя поэтов, кормили, поили; время было трудное, и приходили все – от Вячеслава Иванова до Маяковского», – вспоминал десятилетия спустя Илья Эренбург. В 1918 году Цетлины потеряли свой московский дом в Трубниковском переулке, но и в эмиграции продолжали поддерживать русскую культуру и ее творцов.

СУДЬБА КОЛЛЕКЦИИ ЦЕТЛИНЫХ.
   
   После смерти Михаила Осиповича Мария Самойловна передала его коллекцию книг университетской библиотеке в Иерусалиме.  Все это богатство, более 60 полотен и рисунков, Мария Самойловна Цейтлина подарила городу Рамат-Ган в 1959 году.  7 лет собрание гнило на складе удобрений и инструментов. Муниципалитет отказался реставрировать пострадавшие шедевры за свой счет. В 1966 году это сделала сама Цетлина. Через 10 лет выяснилось, что не охраняемое собрание разворовано. Среди прочего исчезли гравюры Рембрандта с автографом автора, наброски Диего Риверы. Пропал и единственный каталог коллекции. Обещанный Цейтлиной музей построили только в 1996 году и под собрание в нем отвели лишь один из четырех залов, где экспонировалось максимум 15 работ. С профессиональной точки зрения коллекция не пострадала.
 
      Портрет Марии кисти Валентина Серова, безусловно, яркая, но не единственная жемчужина коллекции Цейтлиных, оказавшая, в общем, в музее районного масштаба в предместьях Тель-Авива в Рамат-Гане. Вот каталог, выпущенный в 2003 году Третьяковской галереей, куда коллекция отправлялась на экспозицию. Вот блистательные имена: Бакст, Бенуа, Волошин, Гончаров, Григорьев, Добужинский, Кончаловский, Малявин и даже Диего Ривера.

Как объяснил продажу куратор музея.

"У нас шесть портретов Цетлиной. Да, теперь одного нет. Мы хотели сохранить коллекцию, а не продавать ее половину. Куратор не считает картину Серова лучшей в коллекции. Полагаю, что ее можно обменять на бетонную пристройку к зданию. Очевидно, неизвестный покупатель портрета придерживался другой точки зрения", — объясняет Меир Аронсон, куратор музеев в городе Рамат-Ган."

       Стоит отметить,что 20 июня 1996 года состоялось открытие музея в отдельном здании. Рамат-Ганский музей русского искусства им. Михаила и Марии Цетлиных, в экспозиции выставлено всего 15 работ. Несмотря на это, большая часть собрания Цетлиных в Рамат-Гане продолжает пылиться на складе, в котором не обеспечены никакие условия с точки зрения контроля температуры и влажности, а в штате музея работает лишь один профессиональный сотрудник. Часть картин пропала или погибла. Но о сознательной продаже полученных в дар работ речь прежде никогда не шла.

      Осенью 2014 года стало ясно, что мэрия Рамат-Гана намерена продать «Портрет Марии Цетлиной». Немало людей направили в мэрию Рамат-Гана письма протеста.
    Собрание произведений искусства, 55 лет назад подаренное Израилю виднейшей семьей интеллектуалов и филантропов, к сегодняшнему дню разграблено и лишено самых ценных входивших в него работ.

  «В поздних портретах Серова стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин, — справедливо указывал выдающийся искусствовед Дмитрий Сарабьянов. — Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве».