Глава 5 книги Тридцать лет назад не стало СССР

Игорь Чупров
            С иронией про ученых России
   На днях по Майл.ру я получил письмо:
    Уважаемый (ая) коллега!
Важным, но малоисследованным фактором развития российской науки, является
полноценная и достаточно полная научная характеристика ученых, в т.ч. их отношение к истории Отечества и наиболее актуальным современным проблемам его
состояния и развития. Продолжая начатую в 2018 г. серию исследований,
Научно-просветительский центр «Эволюция» (НПЦ «Эволюция») с 20 по 27 ноября
2021 г. проводит опрос, целью которого является определение некоторых основных
характеристик ученых и выяснение их отношения к новой и новейшей отечественной
истории, наиболее актуальным современным проблемам настоящего и прогнозам
вероятного будущего страны. Мы были бы Вам благодарны за участие в опросе и
рассылку информации об опросе коллегам. Мы уверены, что такой опрос крайне
важен и представляет интерес и значение как для самих ученых, так и для
государственных институтов, определяющих научную политику, а также для всех
российских граждан, интересующихся наукой и ее взаимоотношениями с
государством и обществом.
Все предоставляемые Вами сведения конфиденциальны и будут использованы только
в обобщенной форме в виде статистических данных.
                Благодарим за участие в исследовании!
               
                На которое,   я ответил:

                Уважаемые коллеги!
На вопросы присланной мне анкеты я как бывший ученый, хорошо ли,  плохо ли, но ответил.  И заодно решил напомнить Вам, что в 2013 году думали о роли и месте ученых в современной России наш Президент В.В. Путин и жители Нарьян-Мара -  столицы НАО (самого малого по численности населения  региона РФ):

                О продуктивности маститых ученых
Мой знакомый Саня, всю жизнь прожил в маленьком Нарьян - Маре, где ученых (а не шарлатанов с учеными степенями), как говорится, кот наплакал. Лет пять назад он  написал мне в Одноклассниках:
«Привет, Игорь.  Вл. ПУТИН ПОСОВЕТОВАЛ - ВНОВЬ избранным академикам заняться наукой и оставить  посты госслужащих высокого  ранга. Я прочитал твоё на Проза.ру  «О Российской Академии наук.» Но плохо - ли, если наши структуры будут возглавлять -мастистые учёные, действительно учёные?»
На что я ему тут же ответил:
 «Саня, я не знаю, что ты подразумеваешь под "мастистыми учеными". Если маститых, то они за редким исключением подобны коровам, больным маститом. то есть уже не дают молока. Вот с учетом моего уточнения и решай, плохо это или хорошо».
Предположив, что далеко не  каждый читатель (подобно мне) имел в детстве дело с коровами. Тем более, больными маститом, счел целесообразным пояснить, что это такое, цитатой из Интернета:
Маститы коров известны с давних времен и широко распространены во всех странах мира. Стрептококковый мастит коров был описан впервые во Франции (1884). В молочном скотоводстве это массовая и одна из наиболее экономически значимых болезней, наносящая очень большие потери, которые обусловлены потерей продуктивности животных, ухудшением качества молока и расходами на лечебно-профилактические мероприятия.
А о «продуктивности» маститых ученых в  статье «О Российской Академии наук» я написал на основе собственного опыта общения с ними  во времена СССР. Тем более, что и сам был единожды удостоен чести: быть выдвинутым в членкоры АН Литовской ССР.   Но, приняв во внимание, скажем так,  несколько прохладное отношение  членов АН Литовской ССР к русскоязычным, благоразумно отказался.  Чтобы не удостоиться другой «чести»: быть  прокаченным на выборах в члены этой академии.  Тем более, что мне тогда ещё не было 50 и я не страдал  маститом.
 Обнаружив у себя первые признаки мастита в 2007 году, вышел на пенсию и отправился зимой бродить на лыжах по тундре в родном Нарьян-Маре, а летом ковыряться в земле на дачах  дочерей в Полоцке и Минске .