Летите, голуби, летите

Галина Степанова
               
             Первомай 2020 года. Глядя из окна на серую безлюдную улицу, на моросящий холодный дождь, нахохлившихся мокрых голубей на соседском балконе, вдруг вспомнила…
             Голуби… Первое Мая 1957 года. Неделю назад, 22 апреля, в день рождения Владимира Ильича Ленина  в  Гарнизонном доме офицеров  нас торжественно принимали в пионеры. И мы теперь не просто третий «Д» класс Уручской средней школы - мы настоящий пионерский отряд с председателем, звеньевыми, вожатой Светой - комсомолкой из 8 класса, и с первым пионерским поручением: мы должны хорошо подготовиться к первомайской демонстрации.
            Наша учительница Антонина Гавриловна заболела и вместо неё к нам пришла другая учительница. Мария Васильевна. Очень строгая, у неё такие очки с толстыми стёклами...Она работает в две смены, ей некогда с нами возиться, поэтому все наши ребячьи вопросы решает Света. Каждый день после уроков она забегает к нам в класс, и мы жалуемся ей друг на друга, хвастаемся, рассказываем о том, как готовимся к празднику. На демонстрацию 1 Мая мы должны прийти нарядно и празднично одетыми, лучше в пионерской форме, но можно быть и в школьной форме - девочки в белых передниках, а мальчики в белых рубашках. Галстуки должны быть хорошо отглажены, а в руках у нас будут голуби. Не настоящие,конечно, нарисованные. Голубь-эта птица считается символом мира и добра.               
            Другие классы понесут разноцветные воздушные шары, флажки, "цветущие яблоневые и вишнёвые веточки". Цветы для демонстраций тогда делали из белой и розовой гофрированной бумаги и прикрепляли к распустившимся веточкам. Наш военный городок расположен в лесу, поэтому с зелёными веточками проблем не было. Но цветочки делать трудно и долго.
            А Голубь мира...всё просто, он должен быть вырезан из плотной белой бумаги и прикреплён к палочке, чтобы его было удобно нести. Мы поднимем голубей над головами, и он будет, как бы, лететь над нами. Света спросила, видели ли мы голубей? Видели. Потом пронесла по рядам, показала картинку-открытку, где голубь несёт в клюве зелёную веточку, и сказала так: «Работайте, ребята, старайтесь, вы пионеры, и это ваше первое пионерское поручение!»    
            Мы очень старались. Родители старались тоже. Папа строгал и очищал от коры палочку, чтобы он была белой, красивой, и чтобы мне было удобно нести голубя в руках.. Мама срисовывала его из какой-то детской книжки на лист из альбома по рисованию, а я рыдала: "Неправильно, всё неправильно! Голубь должен быть не таким, не маленьким, а "в натуральную величину", так сказала наша пионервожатая!            
            Потом я сама вырезала его, дорисовала глазки, клювик и слегка - пёрышки, помогла папе прикрепить голубя к палочке.
            И вот наконец 1 Мая! Яркий, солнечный, тёплый, совершенно летний день. Голубь аккуратно завёрнут в газету. На школьном дворе уже много народа - ученики, учителя, родители. Играет музыка, везде красные флаги, флажки, шары. Нас, учеников начальной школы, заводят в классы. Кому нужно,бегут в туалет. А потом мы садимся за парты и извлекаем на свет божий наших голубей.
           О-о-о! Какие! Жирные и худые, большие и маленькие, как воробьи, белые и разноцветные, из розовых, голубых и зелёных обложек от тетрадей. Есть даже голуби в клеточку и линейку, просто из тетрадных листочков. И как-то мало, мне кажется, птиц, похожих на голубей. Света просит поднять  их повыше - все радостно поднимают. Нам нравятся наши птицы!  Мы так старались, выполняя первое пионерское поручение! А Света… я внимательно смотрю на неё и не  могу понять, нравятся ли ей наши птички, засмеяться она хочет или заплакать?
    – Опустите,– говорит она охрипшим вдруг голосом,– посидите тихонько, я сейчас приду.
Через минуту возвращается с Марией Васильевной, которая замещает заболевшую нашу учительницу.
    – Поднимите ещё раз, повыше,– просит Света,– Мария Васильевна хочет оценить вашу работу.
    Мы охотно демонстрируем своих голубей, они прямо взлетают над нами. А Мария Васильевна, глянув на класс, как-то растерянно улыбается, а потом вдруг начинает кашлять, кашлять…
   – Простите, пожалуйста,– она прикрывает  белоснежным носовым платочком рот,– вы такие молодцы, дети! – и снова  кашель.
           Что с ней? Что ли, тоже заболела? И кто же нас теперь до конца года будет учить? Мария Васильевна, кашляя, быстро выходит из класса, Света – за ней. Мы волнуемся,галдим, не начнётся ли там первомайская демонстрация без нас? Но Света быстро возвращается, в руках несёт пакеты из коричневой бумаги.
   – Ребята,– обращается к нам  наша вожатая, она тоже какая-то вся покрасневшая, растерянная,– вы,ребята, на самом деле, большие молодцы! Это очень трудно - нарисовать голубя, но вы справились. Мы это...мы решили поместить ваших голубей... в школьный музей! Да-да! В школьный музей! Оставьте их пока на партах, а на демонстрацию вы пойдёте сегодня вот с этими флажками. Потом вы можете отнести их домой, это теперь ваши флажки!
           Света берёт ножницы, распаковывает пакеты и раздаёт каждому из нас по новенькому ярко-красному флажку, на котором золотой краской написано: Мир! Труд! Май!  Мы выходим в коридор, строимся в колонну по четыре человека. И такие мы все красивые в белых рубашках и красных галстуках!
          Мы идём на первомайскую демонстрацию! В руках у нас красные флажки!
          Мир! Труд! Май!



   Минск, Уручье 1957год