Горечь на десерт ч. 10

Светлана Антонович
Глава десятая





Молодежь не хотела ждать. И, наверное, поэтому, среди преуспевающих в бизнесе больше молодых. Они не осторожничают. Для них не существует  понятия – нельзя. Они самоуверенны и целеустремленны.
Однажды  в офис зашел парень лет девятнадцати. Худой, выше среднего роста, в заношенных джинсах и давно не стираной майке, с удивительно живым взглядом.
- Привет! – словно старый знакомый поздоровался он с ребятами, - здравствуйте! – повернулся к Наташе.
- О, а что это у вас такое? Он перекинул свое худое длинное тело  через бордюр, отделявший сотрудников от клиентов.
- А тебе то что? – урезонил Антон шумного клиента. – Для тебя вон витрина и прайс.
- А у меня есть точно такая же, только поновее, - не обращая внимание на замечание, сообщил тот.
- Ну и что? Ты вообще кто и чего хотел, - ребята были явно недовольны тем, что их отвлекли.
- Хотите, я вам принесу такую штуку. Только вы мне покажите, что вы делаете. Мне, в самом деле, интересно.

Всем понравилась идея получить «такую штуку». Завязался разговор на им понятном «бейсиковском» языке. Уже через пять минут Серега, так звали нового знакомого, стоял по другую сторону бордюра и увлеченно обсуждал с ребятами какую-то проблему. Он успевал отвечать за всех на вопросы клиентов, давал рекомендации и советы. Ребята улыбались, недоуменно глядя на него. Он исчез так же неожиданно, как и появился.
- Ну, пока, ребята, до завтра. У меня сегодня зачет, некогда.
- Что это было? – пошутили ребята. - Ну, кадр бесплатный!

Когда на следующий день Серега принес им «штуку» и снова стал за стойку, выполняя обязанности менеджера, Наташа подозвала его к себе:
- Сергей, я попрошу тебя не изображать сотрудника фирмы. Твой внешний вид скорее годиться для пляжа или игры в волейбол. Ты меня понял?
- Да, конечно, - ответил тот и явился на следующий день в смокинге в тридцатиградусную жару. Чем вызвал взрыв хохота.

- А что, - удивился он. - Нормальный костюмчик.  Я только что с концерта. У нас в институте смотр был. А я ведущий. А вы, наверное, подумали, что я к вам так вырядился? Ну да, действительно, было бы смешно.

Казалось, этот молодой человек напрочь лишен каких-либо комплексов. Наташа расспрашивала, где он живет, откуда сам. И он охотно отвечал, что приехал учиться, снимает квартиру и что хозяева грозятся выгнать его.

- Чем это ты их достал интересно? – спросил Антон. - В том, что достал, я просто уверен. Ну, вот интересно чем?

- Да они странные люди. Им, видите ли, помешали мои две машины во дворе. Там места дуром! Сто раз можно обойти. Так бабульке простору мало.
- Две машины? У тебя? – ребята рассмеялись.
- А что тут смешного? Я их сменял на два компьютера. Отремонтирую и продам.
    - Что же это за машины такие? – поинтересовалась Наташа.
- Да они брошенные у хозяев стояли. А я их доведу до ума и продам.

Сергей стал отдушиной в их буднях. Он вносил свежую струю своей неуемной энергией. А когда заявил, что продал-таки свои две машины, рассчитался за квартиру с бабулькой,  немало всех удивил.

Дня через два он снова влетел в офис. Казалось, нормально передвигаться он просто не способен. Подбежал к окну и стал, что-то пристально высматривать.

- Кто это за тобой гонится? – спросила Наташа.
- Да на машине еду без доверенности, а тут гаишники стоят. Я машину бросил и сюда. Пусть теперь ждут, когда вернусь. Идиоты!

Ребята прильнули к окнам, чтобы посмотреть на какой машине приехал Серега. Напротив стоял ржавый сороковой «Москвич». Заднее крыло, привязанное проволокой, почти лежало на асфальте.

- Так вот что это за грохот был! А мы думали, что трактор едет.
- В ремонт взял, - гордо прокомментировал Серега.
Минут через тридцать в офис заглянул один из «идиотов», как назвал гаишников Серега.
- Кто хозяин «Москвича»?
- Какого «Москвича»? – удивленно спросил Серега.
- Напротив ваших окон стоит. Ты что ли?
- Да вы что? Чтобы я, да на таком рохле ездил? Обижаете.
Сотрудник ГАИ покачал головой:
- Убери этот хлам с дороги.
- Ну, если вы так настаиваете,… Серега выскочил из офиса и через минуту они снова услышали грохот отъезжающего «Москвича».


- Наталья Борисовна, не хотите сдать угол в своем офисе одной милой даме? – поинтересовался Сергей однажды. Было видно, что вопрос для него был не праздный.

- Сергей, что задумал, признавайся? – спросила Наташа, улыбнувшись.
- Да тут одна знакомая открыла фирму по трудоустройству за рубежом. Арендует комнату в одном из магазинов. Только там не удобно и заведующая требует делиться. С какой-то стати! А у вас  вон тот угол совершенно свободен и аренда бы вам обходилась дешевле. Пустите, а?
- А тебе то какой интерес?
- Она мне обещала работу. Менеджером.
- Да какой из тебя менеджер? Ты то, что знаешь о работе за границей?
- Я! Да я сам в Германии на ферме работал.
- Когда ж ты все успел?
- Нас от института посылали. В порядке дружеского обмена студентами. Только я там недолго был. Даже на обратный проезд не успел заработать.
- Что так?
- Да я решил привес их свиньям увеличить. Задавал корма вдоволь. У них же всего завались. Так они мне сами билет купили и отправили на Родину. Решили - так для них меньше будет убытков.
- Ох, и врешь ты все!
- Ей богу, правда! У меня там знакомых много осталось. Вот хотите посмотреть? – и он протянул Наташе сложенный конверт. – Письмо вчера получил оттуда. Пишут, что часто вспоминают меня.
- Еще бы! Разве такое забудешь? – засмеялись ребята.
- Все это очень хорошо, только мы никого пускать не собираемся, – Наташа отвернулась к компьютеру, дав понять, что разговор окончен.


На следующее утро она пришла на работу несколько позже, чем обычно. Клиентов не было. В углу на стуле сидела женщина лет сорока трех.
- Мам, это к тебе, - Антон кивнул в  сторону посетительницы.
- Это вы Наталья Борисовна? Здравствуйте.
Женщина, приветливо улыбаясь, направилась к ее столу.
- Что вы хотели? 
       - Мне Сережа сказал, что у вас можно на время арендовать часть офиса. Мне бы только на месяц или два. Не больше. Пока я найду помещение.

- Я ему вчера объяснила, что мы не сдаем помещение в субаренду. Не имеем права по договору.

- Послушайте, пожалуйста, Наталья Борисовна. Ведь это вам будет очень выгодно. Вы, если я не ошибаюсь, и фотографией занимаетесь. А ко мне идет очень много клиентов. С каждого я требую по 8 фотографий на документы. Да и субаренду оформлять не нужно. Я ведь не надолго. А вашу аренду я буду оплачивать сама. Соглашайтесь, пожалуйста.

Она мило улыбалась. Большие красивые глаза смотрели открыто и приветливо.  Наташа интуитивно почувствовала лицемерие.

- Нет, вы знаете нам ваше предложение совершенно не интересно. Извините.
- Вы знаете, - не унималась женщина, - я в вашем городе человек новый. Почти никого не знаю. Но это, поверьте, не надолго. Думаю и я вам скоро смогу оказать какую-либо услугу. Давайте с вами дружить. Ну не отказывайте, пожалуйста.

«Вот пристала» - с досадой подумала Наташа. А вслух сказала:
- Но только на месяц. Не больше.
- Конечно, конечно. Я вам так благодарна. Если позволите, я переберусь к вам уже завтра.

Она улыбнулась ей как старой подруге,.Всем своим видом изображая почтение, положила на стол коробку конфет и, попрощавшись, ушла.

- Ну и зачем ты согласилась? – спросил Антон. – Будет теперь толпа ее клиентов целый день перед глазами маячить.
- Я подумала, что для тебя эти клиенты не будут лишними. Меньше будете болтать, а подработаете на фотографиях.

Наташа попыталась себе самой объяснить, почему она поддалась влиянию этой дамы. Чувствовалось, что та была неплохим психологом и умела расположить к себе. Она была из категории людей, которым почти невозможно отказать.

На следующий день Амалия Федоровна, так звали даму,  устанавливала в углу небольшой мебельный «уголок» для приема посетителей. Наташа даже не заметила, как она уже использовала Антона и ребят. Одни распечатали ей рекламу и крепили ее на дверь, другие расставляли и прикручивали мебель. Сделав все необходимые приготовления, Амалия Федоровна скромно устроилась в своем углу.

Еще через день весь офис был забит желающими поработать за рубежом. Как выяснилось, к обязанностям менеджера приступил Серега. На данном этапе его задача заключалась в переадресации клиентов, приходивших на прежнее место  агентства. Шум мешал работать.

- Амалия Федоровна, будьте любезны подойдите ко мне, - позвала Наташа.

- Да, да. Одну минуточку, сейчас отпущу человека, - отозвалась та, сняв на минуту темные очки, и, помахав ими из своего угла. Почему-то принимала она клиентов всегда в темных очках. Хотя угол был далеко не солнечный. Наташу это настораживало. «Аферистка, какая-то», - думала она.   «Сейчас насшибает денег и скроется. А ее клиенты будут идти в этот офис скандалить и судиться. Вот связалась!»

- Я вас очень внимательно слушаю, Наталья Борисовна, - Амалия Федоровна поправила упавший на глаза локон. - Кажется, я догадываюсь, что вы хотите мне сказать. Я причиняю вам неудобства? Но это все можно поправить. Я попрошу ребят отпечатать табличку – «входить по одному». И все будут ожидать за дверью. Хотя мне конечно гораздо труднее объяснять каждому условия. Проще, когда общаешься с несколькими человеками сразу. И вопросы возникают общие.
А то потом возвращаются – что-то забыли уточнить…. Ну да ладно, что ж поделаешь. А сами-то вы не хотели бы заключить контракт. Ведь это все такие копейки, то, чем вы здесь занимаетесь. Или мужа бы отправили, - она опустила на глаза очки и стала пересказывать все прелести работы за рубежом.

- Амалия Федоровна, снимите очки. В очках вы не так убедительны, - усмехнулась Наташа.
- Это вы точно подметили, - она сняла очки и опустила глаза.
  - Я не могу рассказывать людям о том, чего не видела сама и при этом смотреть в глаза.
Но я буду им рассказывать, буду собирать с них деньги, которые они все равно промотают. И использую их для того, чтобы купить  квартиру и  выучить сына. А потом сама уеду отсюда на запад. Вы не смотрите, что я  так вот пресмыкаюсь. Я ведь очень хороший юрист. Я заработала много денег. Очень много, Наталья Борисовна. Вам, я думаю, и не снилось. Но меня кинули. И как вы думаете кто? Мой собственный муж.
Я потому с вами так откровенна, что мне кажется, вы хороший человек. И как бы я не выглядела в ваших глазах, потерпите меня немножко. Я перед любым раздвину ноги, но выкарабкаюсь из нищеты. И, поверьте, я умею быть благодарной.
Она резко встала и пошла в свой угол, снова надев свои темные очки.

На какое-то время Наташе стало жаль Амалию Федоровну. Но подумалось о том, что уж очень большие деньги юрист может заработать, далеко не соотнося свои поступки с законом…. Что те люди, которые сейчас стоят в очереди, тоже хотят квартиру и выучить своих детей. Она с еще большей неприязнью посмотрела в дальний угол офиса.

«Вот связалась!» - снова подумала про себя.

Желающих поехать на работу за границу было достаточно. Приходили и те, кто уже однажды там побывал. Гул голосов мешал работать. И если бы не клиенты на фотографию, которые из очереди к Амалии Федоровне разворачивались в очередь к Антону, Наташа бы не выдержала.

Однажды, войдя в офис, она увидела Амалию Федоровну возле Антона. Они что-то оживленно обсуждали. Заметив Наташу, она на секунду смутилась.
Затем, бросив, – Антон, продолжайте, пожалуйста. Я думаю, вот так будет великолепно. Вы просто молодец! – быстро подошла к Наташе.

- Не хотите чаю? Я тут без вашего разрешения вскипятила воду. Вам покрепче?
- Спасибо, что-то не хочется.
Наташа обошла стороной Амалию Федоровну и подошла к Антону.
- Чем это ты тут занят?
Из принтера выезжал отпечатанный в цвете бланк. Она взяла его в руки, чтобы рассмотреть.
- Простите, это для меня, - подскочила Амалия Федоровна и выхватила листок из ее руки.

Наташа посмотрела на экран монитора и на Антона. На экране красовалась лицензия.
- Антон, с каких пор мы печатаем  лицензии?!
- Не ругайте его, пожалуйста. Это я попросила. Мне нужно на стену повесить. А оригинал у меня есть. Вот, пожалуйста, – она протянула Наташе лицензию.

- Что-то не совсем понятно. Это лицензия Московской фирмы, а не вашей.
- Я представляю эту фирму здесь.
- Тогда зачем вы печатаете лицензию на свою фирму? Амалия Федоровна вы же понимаете о чем я? Вот эта, только что отпечатанная бумажка, является липой. И попрошу больше не прибегать к услугам моего сына в таких вопросах.

- Антон, ты все понял? – обратилась она к сыну.
- В общем-то, да. Я думал, что это просто копия.
- Ну да, конечно копия. Но название фирмы почему-то другое. Пора уже разбираться.

Амалия Федоровна ушла в свой угол и затихла, пытаясь изобразить что-то между обидой и виноватостью. Поглядывая на нее, Наташа почувствовала невысказанное в свой адрес раздражение. Казалось, Федоровна начинает  тихо ненавидеть ее.

Тем не менее, как только Наташа отлучалась, та не отходила от ребят. Через Интернет они выбирали для нее материал по найму рабочей силы. Направляли заявки, получали предложения. Одним словом работа кипела.
Антон, похоже, был в восторге от энергии этой дамы. Многое из их совместной работы просто скрывалось от матери. Амалия Федоровна расширила свою деятельность. Вскоре она открыла службу знакомств с зарубежными женихами. Молодых дурех фотографировали во всевозможных позах, брали деньги и отправляли фото по Интернет.

Однажды в отсутствие Федоровны, как теперь между собой стали ее называть, в офис вошел солидный мужчина. Он внимательно огляделся вокруг.

- Простите, я туда попал? Хозяйку этой фирмы зовут Амалия Федоровна? Мне, в общем-то, нужен ее сотрудник, Антон.

Наташа посмотрела на Антона.
- Антон это я, - отозвался тот. Только Амалия Федоровна не является хозяйкой этой фирмы. Она  арендует часть офиса.  Что вы хотели?

    - Да вот, понимаешь, незадача…. Потерял командировочное удостоверение с отметкой. Мне бы вот такое же отпечатать. Он протянул Антону листок, который на лету подхватила возмущенная Наташа.

- Наша фирма подобных услуг не оказывает. Всего доброго, - довольно грубо отрезала она.

Мужчина в полном недоумении пожал плечами, пробормотал что-то вроде – «наверное, я ошибся» и вышел.

- Антон, держись от этой дамы подальше, прошу тебя. А то она втянет тебя в историю. Скоро весь город будет идти к тебе подделывать документы!

- Я уже не маленький, что ты меня опекаешь! Мне нужно зарабатывать деньги для семьи. И я их буду зарабатывать. Мне все равно с кем. И если Федоровна знает, как это сделать, значить буду работать с ней. И не мешай мне, пожалуйста, – неожиданно резко ответил он.

    «О господи, я так и знала, что хорошим это не закончится» - подумала Наташа. Она видела, что денег молодой семье хватает только на то, чтобы скромно жить. А ведь им хочется большего. Сама она не находила за что зацепиться на этом рынке без начального капитала. Не знала, как сдвинуть свою маленькую фирмочку с топтания на месте. А Федоровна так энергично за все хваталась, что заразила своей энергией Антона.

Все это было бы хорошо, если бы та не жульничала. Думая так, она искала в урне случайно выброшенный отчет. На глаза попался фирменный бланк фирмы «Фьюче». Она развернула его и стала читать. Это было официальное коммерческое предложение по продаже металла.

- Антон, час от часу не легче! Эта дама еще и металлом занимается?
- Она всем занимается. Где-то да клюнет. И правильно делает. Что толку просто сидеть. Ты всего боишься. Вместо того чтобы самой что-нибудь придумать, мешаешь другим.

Было обидно слышать это от сына. Но он был прав. По характеру она не была коммерсантом. И муж был слишком рассудительным и осторожным.  Наташа решила не мешать сыну, но в то же время держать события на контроле. Слишком неопытен он еще и к тому же доверчив.

К тому времени в городе приближалась выборная компания. Избирали мэра и думу.

- Антон, а что если нам поучаствовать в избирательной компании? – как-то предложила Федоровна.
- В каком смысле? – удивился Антон.
- Вы же прекрасно выполняете фотомонтаж. Мы могли бы брать заказы на предвыборные листовки.
- Для того чтобы делать хорошие фотографии, нужна хорошая камера. А чтобы печатать листовки - соответствующий принтер. Все это стоит денег. У меня только на половину такой камеры и есть.

- Ну что ж на вторую я дам денег. Вы главное соглашайтесь. Мы с вами найдем, кто нам купит принтер.

К этому времени Федоровна уже имела своего водителя с машиной. Рассталась со своим простеньким платьицем, в котором пришла впервые и одевалась соответственно директору агентства. При этом она еще ни разу не оплатила аренду, наговорила по межгороду на кругленькую сумму и совершенно не собиралась съезжать.
Офис вместе с сотрудниками, которым не нужно было платить заработную плату, ее вполне устраивал. Артем упрекал жену в бесхарактерности.

- Зачем ты держишь у себя эту аферистку? Наделает она дел, а нам расхлебывать, – не раз заводился он.

- Погоди, может быть, Антону удастся раскрутиться с ее помощью. Я все держу под контролем. Не волнуйся.

- Тоже мне, контролер! Она и тебя уже за свою сотрудницу держит. А ты в курсе, что твой сын и его жена ходят на курсы английского языка? Тебе это ни о чем не говорит?

Федоровна тем временем с помощью Антона приобрела камеру и принтер. Наташе, усмехаясь, пояснила, что деньги на принтер ей спонсировал бывший начальник милиции, с которым ее познакомили на днях в ресторане.
- Он, козел старый, на пятьдесят процентов от прибыли претендует. Но мы же Антон, не собираемся ему докладывать, сколько у нас будет прибыли, правда? Вот и пусть ждет свои пятьдесят процентов. Ему тут осталось той жизни. А он наворовал, а теперь не знает, где пристроить свои денежки. Ну, ничего, у нас они не пропадут.
Она подсела к Наташе.

- Вы же поможете нам? Договора, платежи и все прочее. Я просто не успеваю одна.
    «Ну вот, Артем был прав. Я уже зачислена в ее штат», - подумала Наташа.  А вслух сказала:
- Договора будут заключаться с нашей фирмой. Для того чтобы оплата поступала на наш счет. Тогда, я буду спокойна за то, что Антон и те, кто ему будет помогать, получат оплату за свой труд.

- Наталья Борисовна, за что вы меня так обижаете недоверием?

- Вы еще ни разу не оплатили ни за аренду, ни за свои переговоры, ни своему водителю.

- Амалия Федоровна закусила губу, на секунду задумалась и, опустив глаза, сказала:

- Сейчас у меня, к сожалению, нет денег. Но я все верну вам с процентами. А водитель, к вашему сведению, на меня не в обиде.

- Вы же такие поборы делаете со своих «туристов» и у вас нет денег?

- Я устроила сына в университет. Вы не представляете, сколько мне это стоило. Теперь мне как воздух нужны эти выборы, чтобы рассчитаться с людьми.

- В каком смысле рассчитаться? Вы хотите вернуть им деньги?

- Нет. Я должна отправить их анкеты и оплату в Москву. Но я этого еще не сделала.

- Нормально. А я то думаю, что это они два месяца напрасно интересуются - не пришла ли на кого заявка. А их еще и в базе нет. Ну, вы даете, Амалия Федоровна!

- На самом деле это нормально. Их могут и в течение полугода, а то и года, не затребовать. Так что ничего страшного. А за это время они и сами передумают ехать. Вы видите, я с вами откровенна. Вы человек порядочный и не сдадите меня, я уверена.

«Порядочная давно бы уже тебя выгнала. А я, кажется, запуталась совсем в этой жизни», - про себя подумала Наташа.

Каким-то образом Федоровне удалось вклиниться в выборную компанию. Причем получить заказ от действующего мэра. Наташа составила договор, выставила счет на оплату. Федоровна закупила бумагу. Съездила с Антоном и сфотографировала мэра.  Получила его «добро» на печать листовок по изготовленному Антоном оригинал-макету. Работа закипела.
А Наташа все поглядывала в банк, когда же придет оплата по договору. Антон с Сашей, которого он взял в помощники работали круглые сутки, т.к. тираж был большим, а сроки сжаты. Нужно было докупать бумагу, расходники, а денег все не было.

Неожиданно пропала Федоровна. Не то чтобы неожиданно…. Наташа ждала от нее какого-нибудь подвоха. Но как-то уж очень не вовремя. Работать было не чем. А с кем та имела дело в выборной комиссии, Наташа не знала. Так прошло три дня.

- Я тебе говорила, что не нужно с ней связываться, - пилила она сына. - Нам в этом городе  жить и работать. А подвести мэра на выборах – хорошего ничего не сулит. Когда ты будешь мать слушать?!

- А ты и рада, что твои прогнозы оправдались. Что у меня ничего не получилось. Как же! Твоя подозрительность тебя не подвела! Пусть так. Зато я хотя бы пытался что-то делать? А ты чем нам помогла? – отбивался Антон.

Наташа подумала, что не стоило сыпать соль на рану. Подняла трубку и набрала номер предвыборного комитета мэра. Она долго объясняла, что ее фирма заключила договор на изготовление листовок, но денег на счет не поступило, и нет возможности дальше продолжать работу. На том конце провода долго искали договор с названной ею фирмой, но так и не нашли.

- Как это нет такой фирмы? Мы же к вам отвозили листовки. Что на листовках?

Наташа обрисовала, как могла по телефону суть идеи, отображенной на листовке.

- Да, есть такие. Нам очень понравилась эта работа. Только договор заключен с фирмой «Фьюче», - услышала она в ответ. - И деньги отправлены на счет этой фирмы в полном объеме три дня назад.

- Вот и приплыли, - Наталья с раздражением бросила трубку, - Значит она, чтобы притупить мой контроль, изобразила, что согласилась на мои условия. А сделала все как задумала с самого начала. Вот дрянь!

Тем временем, обеспокоенные отсутствием листовок доверенные лица мэра, стали звонить в фирму и спрашивать тираж, согласно договора. Наташа вынуждена была поехать к ним для того, чтобы объяснить ситуацию. Там быстро созвонились с банком и выяснили, что деньги сняты со счета наличными в полном объеме.

- Прямо какая-то итальянская мафия в моем городе, - усмехнулся мэр, к которому с докладом вошел член комиссии, прихватив с собой Наташу.

- Что нужно для того, чтобы в срок обеспечить тираж? – спросил он, обращаясь к ней. Ваша фирма сможет выполнить эту работу?

- Наша фирма ее и выполняла, - ответила она. - Чтобы допечатать тираж, нужны деньги.

- Выдайте, - распорядился мэр. – Наличными. Нет времени на банки.

- Ну и что толку, что ты взяла деньги?! – раздраженно возразил Антон вернувшейся матери. Мы потеряли четыре дня. И так работали сутками, чтобы успеть. А теперь ни за что не успеем. Так бы Федоровна была виновата, а теперь ты взяла на себя неподъемные обязательства. Молодец!

- Ты же хотел на этом заработать? Так придумай, как выйти из положения! Давай найдем тех, у кого другое оборудование, чтобы выполнить эту работу быстрее.

- Есть у меня знакомые ребята, - помолчав, отозвался он. - У них небольшая типография, но классное оборудование. Можно попробовать договориться.

Договориться удалось. И получилось гораздо выгоднее, чем печатать самим. А пока типография выполняла их заказ, фотографировали кандидатов в думу. Зрелище было захватывающее. Кто только не стремился «защищать» интересы горожан в структурах городской власти!

Однажды пришла пара – муж с женой. Он – преподаватель какого-то техникума. Она, по-видимому, изображала группу поддержки.

- Гена, поправь воротничок, - суетилась жена. – Ну не хмурь так брови! Люди подумают, что ты деспот.

Было сделано уже несколько вариантов, но фото все еще не устраивало «группу поддержки». Наташа не выдержала и решила поучаствовать в этом спектакле.

- Попробуйте сесть за мой стол, - предложила она. Это будет похоже на рабочую обстановку. Будущий депутат работает за компьютером. Постарайтесь сделать умное лицо и одновременно изобразите, как вы любите своего избирателя, - она явно издевалась над этой парой.
Но те, похоже, даже не поняли этого. Жена размещала своего будущего депутата за ее столом с таким усердием, как будто расставляла цветочные горшки на подоконнике. А кандидат пытался разместить на своем круглом лице два предложенных ему выражения одновременно. То, что из этого получилось, не поддавалось никакому описанию! Экстаз добежавшего вовремя до унитаза! Но им, похоже, понравилось, наконец.

Приходил пенсионер в старом престаром плащике и стоптанных ботиках. Глядя на него, ну никак не хотелось доверить судьбу города человеку, который свою-то жизнь, видимо, не смог устроить.

Долго вертелась на стуле, выставляя голые коленки, девушка лет двадцати двух. Можно было подумать, что ее будут снимать во весь рост, и она боится, что главный аргумент не будет схвачен камерой.

Даже бандюги, теперь занявшиеся легальным бизнесом, желали пробиться ближе к власти. Этим не нужно было объяснять, как сесть перед камерой.

- Слышь, ты, пацан, ты меня вот с этого боку щелкни А то правое ухо чета топорщится. Спорт он знаешь, накладывает свой отпечаток, не только на биографию, но и на фотографию.

Тройка, сопровождавшая своего кандидата, дружно заржала.
Среди желающих баллотироваться были и люди, вызывающие искреннее уважение. Но они держались скромно и с достоинством.

Вообще Наташе нравилось наблюдать за клиентами. За день проходило столько типажей, что она ловила себя на мысли, что только при таком потоке людей замечаешь какие мы все разные.
Человек замирал на секунду перед камерой таким, каким он сам себя представлял в жизни. А потом выходил на улицу, и жизнь, отражаясь своей реальностью на лице, правила его черты. У одних опускались уголки губ, у других хмурились брови, у третьих глаза бегали во все стороны, а улыбка не сходила с лица. Но было у всех общее – все хотели себе нравиться. Хотя реплики, после взгляда на фотографию, говорили об обратном.
- Да! – вздыхали одни.
- Вот ужас! – усмехались другие.
- Ой, да какая есть! – кокетливо улыбаясь, говорили третьи.
Наташа чувствовала, что однажды возникшее в ней ощущение радости оттого, что ты живешь, стирается за повседневной суетой. Ей уже не хотелось  жалеть и прощать людей, которые  живут по-своему, за счет других. Ей хотелось судить и наказывать.

Отыскав копию лицензии московской фирмы, от которой якобы работала Федоровна, она позвонила в Москву по указанному там телефону.

Действительно такая фирма, как выяснилось, существует. Но никакого представителя по имени Горелова Амалия Федоровна там не числится. И представительства в их городе тоже нет, и не планируется.

- Как же так! – удивилась Наташа, она же звонила по этому телефону вашему сотруднику. Минуточку, вот у меня записано – Розанов Виктор Петрович. И он перезванивал ей сюда. У нас есть распечатки телефонных переговоров?!

- Извините, но такой у нас больше не работает. Если у вас есть вопросы, касающиеся услуг нашей фирмы, обращайтесь. Будем рады. Всего доброго.

«Прямо детектив!» – она посмотрела на сына. Но каково же было ее изумление, когда, проследив за его взглядом, она увидела входящую в кабинет Амалию Федоровну с каким-то пожилым мужчиной.

- Здравствуйте, - произнесла та, не обращаясь ни к кому конкретно и не останавливая ни на ком взгляда.

- Я хочу вам представить нашего спонсора, который помог нам купить оборудование. Это Семен Петрович.

Семен Петрович свысока оглядел всех и по хозяйски разместил свое грузное тело за свободным столом.
- Это Антон и Саша, - указала на ребят Амалия Федоровна. А это наш бухгалтер, Наталья Борисовна, - продолжила она, не глядя в глаза Наташе.

От неожиданности все просто наблюдали, что будет дальше. Семен Петрович встал и подошел к рабочему месту Антона.
- Ну-ка сделай-ка мне десяточка три визиток, вот образец, - попросил он, подавая Антону визитку.

- Амалия, так это вот и вся наша типография?
- Ну да, Семен Петрович. А что еще нужно. С таким принтером мы вполне освоим объем, за который взялись. Кстати, Наталья Борисовна, это Семен Петрович помог нам получить заказ на предвыборные листовки. Он ведь помощник депутата государственной думы, - успокоенная молчанием Наташи, обратилась, наконец, к ней.

- Амалия, извини, но при таком штате бухгалтер нам вообще-то зачем? – резонно поинтересовался Семен Петрович. Ты что сама не посчитаешь?

Амалия Петровна, не ожидавшая такого поворота,  посмотрела на Наташу и еле заметно покачала головой – не выдавай.

Но не тут то было.  Пошла необратимая реакция.

- По какому, позвольте праву, вы распоряжаетесь в нашем офисе? – жестко спросила Наташа, обернувшись к Семену Петровичу. Будьте любезны, встаньте из-за стола. Это рабочее место директора фирмы. Если вы спонсировали эту даму, это ваши проблемы.  Забирайте свой принтер и убирайтесь отсюда. Амалия Федоровна, ваша мебель, как вы, наверное, уже заметили, стоит в коридоре. 

Несколько секунд было слышно только жужжание компьютеров.

- Амалия, объясни мне, что все это значит – произнес Семен Петрович, на лице которого стали видны красные прожилки.

- Давайте выйдем отсюда, я вам все объясню, - опустив глаза, проговорила Амалия Федоровна.

- Я так понимаю, что нам ничего другого и не остается, - усмехнулся спонсор.

Он тяжело поднялся из-за стола и вышел вслед за ней.

- Не думал, что у нее хватит наглости вернуться, - тихо произнес Антон.

- А ты вообще ни о чем не думал, когда пошел у нее на поводу, - вспылила мать, которую просто трясло от возмущения.

- Я о семье думал. Вам с отцом легко меня судить. У вас все есть. Во всяком случае, есть, где жить. И вы уже вырастили своих детей. А мне еще предстоит со всем этим разобраться. И мне все равно, каким путем.

- Ну, вот и посмотри, куда ее такой путь  приведет.
- Не волнуйся – она выкрутится. Денежки с этим типом поделит и он успокоится. Еще и рад будет.

Часа через полтора Семен Петрович вернулся.

- Наталья Борисовна, вы меня простите, дурака старого. Я же не знал, что эта прощелыга мне все наврала. Вот шельма! – он снова расположился за столом, из-за которого его выпроводили.

- Столько лет проработать в милиции и так обмануться! Куда же мне теперь девать этот принтер? Он же больших денег стоит? Может, вы его себе оставите? Будете на нем работать, а мне проценты за аренду платить?

- Выборная компания практически окончена. Следующая – через четыре года. А визитки на нем печатать нерентабельно. Так что нам он не нужен, - не желая иметь с ним дел, ответила Наташа.

- Ну а с выборов-то вы что-то поимели? Не зря же использовали мои средства? – с обидой в голосе спросил Семен Петрович?

- А это к ней, - Наташа кивнула в сторону двери. – Она все деньги сняла в банке и, не выполнив договор, исчезла в неизвестном направлении. Никому адреса не оставив. А теперь явилась, как ни в чем не бывало.

- Как это сняла и исчезла?! Вот шельма! Ну, ничего. Я с ней разберусь по-своему. Пусть принтер постоит у вас, может, продадите кому. Уж не откажите. И еще камеру она сказала, что покупала на мои деньги.

- Камеру мы купили с ней напополам – пояснил Антон.

- А мне сказала, что с моих денег купила. Промотала, значит, стерва. Ладно, разберемся. Я на неделю уезжаю в Москву. По приезду зайду к вам. Еще раз извините, за мое вторжение. Видит Бог, я не хотел вас обидеть. До встречи, - и он быстро вышел, явно смущенный и огорченный таким поворотом дел.


На следующее утро Антон пришел на работу явно не в настроении.

- Что-то случилось, Антон? Поссорились? – спросила мать.

- Представь, к нам вчера вечером приходила Федоровна. Меня еще дома не было. О чем она там беседовала с Лерой, могу только догадываться. Я застал их за чаепитием.

- Зачем она приходила? И откуда она знает, где ты живешь?

- Она как-то подвозила меня, и ее водитель помог мне донести до квартиры компьютер, который я брал на вечер отремонтировать. Возмущалась тем, что ты ее подвела. У нее были такие грандиозные планы, от которых мы бы все резко разбогатели. Ты все сорвала. Я задал ей резонный вопрос – где деньги и почему она смоталась, никого не предупредив. На что она мне ответила, что деньги ушли в то самое дело, на котором мы бы с ней заработали. А не сообщила об отъезде, потому что очень спешила. И за деньги эти никто бы и не спросил, так как по ее достоверным сведениям теперешний мэр проиграет выборы. Ему будет уже все равно.

- Так что же ей все-таки нужно было?

- Она хочет забрать принтер и камеру, но боится тебя. За камеру я ей напомнил, что половина денег в ней моя, а вторая половина теперь тоже моя - за работу. И мы с ней в расчете. А за принтер пусть со своим спонсором разбирается.

- Думаю, она еще явится. Ты, Антон, не ведись больше на ее россказни. Мне нужно отлучиться. Тут наш с отцом знакомый предложил вариант с жильем для вас. Хочу поговорить с ним. Скоро буду, – и она вышла из офиса.

Вернувшись часа через полтора, застала Антона и Сашу  расстроенных. А место где стоял принтер, было пустым.

- Я так понимаю, у нее слова не расходятся с делами. Сказала, хочу забрать и забрала. Ну, пусть с ней ее Семен Петрович разбирается. Что носы повесили? – Наташа была даже рада тому, что Федоровна объявилась в ее отсутствие. Не хотелось больше видеть эту даму.

- Она и камеру прихватила, сволочь!

- Как это, камеру прихватила? А ты где был?

- Она не одна пришла. С носильщиками. Принтер-то тяжелый. Они тут пока крутились, паковались, она ее со стола и стащила. Ну не думал я, что до такой степени непорядочной окажется! Что ты на меня так смотришь? Самому тошно. Да пусть она ей подавиться.

- Не надейся. Она не подавиться!

Наташе было жаль сына. Камера дело наживное. А вот такой опыт в жизни может и ожесточить. Может вызвать желание поступать также, чтобы самому не оказаться в незавидном положении. Урок, но какой вывод из этого урока сделает сын?

- Антон, тебе предлагают купить недостроенный коттедж, – перевела она разговор. - Совсем недорого. Когда-то кооператив рабочих с золотых приисков начал у нас в городе строительство нескольких коттеджей. Но вот уже несколько лет как оно заморожено, и пайщики распродают недострой. Посоветуйся с Лерой. Это недалеко от нас, на соседней улице.

- Хорошая идея. Только у меня сейчас нет столько денег, - вздохнув, ответил Антон.
- Мы с отцом поможем. Договоримся в рассрочку. Постепенно выплатишь.

- Надо подумать.
- Думайте, только не долго, а то провороните. Да и деньги вы  откладывали. Ты ведь сам говорил.
- Это на ребенка.

- Что значит на ребенка?  Вы что ей на свадьбу, что ли уже готовите? Что за ерунда. Вам с жильем нужно определиться.

- Лера так решила. На всякий случай. Мам, ну не встревай, пожалуйста, в наши дела, - было видно, что ему неприятен этот разговор.

- Мы же помочь вам хотим. Это нормально для родителей. Что ты злишься?

Дома Антона ждал не менее неприятный разговор. Жена после визита Федоровны резко изменила свое отношение к нему. Постоянные упреки в том, что мало зарабатывает, что долго задерживается на работе, что во всем слушается свою маму. А теперь, узнав, что у него забрали новую дорогую фотокамеру, стала настаивать на том, чтобы он пошел и отобрал ее обратно.

- Да что ж мне с ней драться что ли? Как ты себе это представляешь?

- Приди и просто забери. Пусть подает на суд и доказывает, что камера ее. Документы и гарантийки, ведь у тебя.

О доме и стройке Лера не хотела и слышать. Уже то, что дом был недалеко от родителей, для нее было неприемлемо.

Как говориться если неприятности повалили, то толпой. Квартирная хозяйка предложила им освободить квартиру в ближайшее время. Она ей срочно понадобилась самой.

- К твоим не поеду, - заявила Лера. Если мы снова у них поселимся, то так там и останемся.
- С чего ты это выдумала? Найдем квартиру и уедем. Пока с квартирами трудно. Понаехало студентов. Что ты предлагаешь?
- Давай переедем к моей маме.
- Ну и где мы там будем тесниться?
; Дело твое, а я поживу у нее, пока не найдешь квартиру.