Звезда Марлен Дитрих

Валентина Томашевская
В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Марлен  Дитрих,  голливудской  кинозвезде немецкого происхождения. Еще ни одна актриса не породила столько мифов о себе, как Дитрих. Она стала  легендой   кинематографа своего времени, и шире - символом эпохи.  А еще Дитрих была и одной из самых загадочных женщин ХХ века. Она прошла удивительный путь — от девушки, озвучивающей немое кино в Германии, до утонченной звезды.

Детство. Истоки характера

Марлен Дитрих ( Marlene Dietrich) родилась 27 декабря 1901 года в пригороде Берлина Шёнеберг  (с 1920 года — район Берлина). Ее отцом был военный Луи Эрих Отто Дитрих, а мама Вильгельмин Йозефин, урождённая  Фельзинг , из семьи ювелира. У её родителей был известный на весь город ювелирный и часовой магазин. Мать вышла замуж за человека простого происхождения, по большой любви:  отец ее был  красавец, женился  по настоянию родителей, по расчету  и  верен жене не был. Важным событием в биографии Марлен Дитрих стал уход отца из семьи. Это случилось, когда девочке едва исполнилось шесть лет, а еще через год он умер от сифилиса.

 У Марлен была старшая сестра Элизабет или просто Лизель.  Мать воспитывала дочерей в строгости, считая, что в настоящей леди важнее всего самодисциплина, тонкие лодыжки и прямая спина. Отца Мари совершенно не помнила, но именно с ним связано ее первое проявление актерства: маленькая Марлен стала «играть в папу», изображая одновременно и дочь, и главу семейства. Мать, строгой женщиной с грозным голосом и железными принципами,  обе дочери боялись её,  однако потворствовала этой выдумке. «Семья моя была хорошо обеспечена, и я получила прекрасное образование. Языками — французским и английским — занималась с раннего детства. Гувернантки и домашние учителя научили меня говорить на хорошем литературном немецком языке», — вспоминала Марлен Дитрих.

В 1909 году Йозефина вышла замуж за Ульриха Густава Генриха Бюнгера, старшего преподавателя гимназии. Этот брак распался менее чем через два года. Причиной тому стал обер-лейтенант Эдуард фон Лош, отпрыск старинного дворянского рода. 

 Свое имя Марлен Дитрих придумала сама в тринадцать лет. При рождении ее нарекли Марией Магдаленой, а дома называли Мари или Леной. Сложив эти два имени, Дитрих и получила имя Марлен, которое позже стало известно всему миру. Две большие влюблённости её детства — это преподавательница французского языка мадемуазель Бреган и звезда киноэкрана Хенни Портен. Благодаря Бреган она на всю жизнь сохранила любовь к Франции.

Театр и кино

С 1907 года Марлен училась в школе для девочек, где, по воспоминаниям подруг, вела себя, как «маленькая серая мышка». Для того, чтобы прокормить семью, мать устроилась домохозяйкой в богатый дом. Марлен начала увлекаться музыкой, она училась играть на лютне, а позже стала заниматься на скрипке, в чём проявила большое упорство. Две большие влюблённости её детства - это преподавательница-француженка мадемуазель Бреган и звезда киноэкрана Хенни Портен. Обожание. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, жизнь семьи Дитрих изменилась. Они были вынуждены переехать в Дессау. В новой школе все праздники и распорядок дня были подчинены текущим военным событиям. Новости о ходе военных действий наполняли жизнь с утра до вечера. Ученицы устраивали концерты для солдат, уходящих на фронт, и для солдат, лежащих в госпиталях.

В 1917 году Дитрихи вернулись в Берлин. Юная Дитрих играла на лютне и скрипке, пела, танцевала и читала стихи. В 16 лет ушла из школы без аттестата зрелости. Мать решила уберечь дочь от опасностей столичной жизни и отправила её в Веймар. Марлен жила в пансионате, расположенном в доме Шарлотты фон Штейн, и брала частные уроки игры на скрипке у профессора Роберта Райц. Ей пророчили будущее великой скрипачки, но из-за болей в руке занятия пришлось забросить.
Когда пришла пора самой зарабатывать на жизнь, Марлен Дитрих устроилась работать в оркестр, аккомпанирующий немым фильмам. Благодаря работе она стала интересоваться кинематографом. Но очень быстро фройляйн Дитрих уволили: будучи единственной женщиной в оркестре, она слишком сильно отвлекала мужчин от работы. Дитрих работала в кабаре Рудольфа Нельсона, где танцевала и пела в ревю вместе с другими девушками. На целое десятилетие к ней приклеивается прозвище «девушка с Курфюрстендамм». В это время она понимает, что хочет стать актрисой и с присущей ей упорностью начинает идти к цели.Со второй попытки она поступила в драматическую школу Макса Рейнхардта. В это же время состоялся ее театральный дебют в спектакле «Ящик Пандоры», а также Дитрих удалось сыграть крошечную роль в фильме «Маленький Наполеон». В течение 20-х годов Марлен доставались исключительно слабые спектакли и 18 провальных кинокартин. Чтобы заработать на хлеб, будущая звезда позировала в нижнем белье и нейлоновых чулках для рекламных плакатов и фотографий.

В 1929 Марлен познакомилась с голливудским режиссером Джозефом фон Штернбергом.  Ему попался на глаза немецкий фильм «Два галстука».— молодая актриса, исполняющая центральную роль, привлекла его внимание.  Он и пригласил ее на роль певицы Лолы-Лолы , бессердечной вампирши, которая разбивает сердца респектабельных мужчин,  в звуковом фильме "Голубой ангел". Дитрих честно призналась, что не умеет играть. Однако прозорливый фон Штернберг проявил настойчивость, и  весной 1930 года фильм становится настоящей сенсацией, а Марлен Дитрих ждет первый успех. Йозеф фон Штернберг,  понимая, какой невероятный бриллиант попал ему в руки,  уговаривает актрису поехать с ним в Голливуд,
Актриса подписывает контракт с голливудской студией Paramount Pictures и покидает Берлин. Но неожиданно оказалось, 29-летняя Марлен Дитрих, слегка полноватая и не осознает своей женской силы. Американские специалисты произвели серьезную коррекцию ее внешности. Йозеф фон Штернберг пригласил профессиональных гримеров и костюмеров, выставил свет на съемочной площадке, подчеркивающий все достоинства начинающей актрисы, — и  в кадре появилась какая-то неземная женщина.
Новый облик актрисы, появившейся в фильме «Марокко» (1930), поразил всех, кто знал ее раньше. Тщательно уложенная волна платиновых волос, тонкие полукружья взметнувшихся вверх бровей, мерцающий блеск глаз, впалые щеки придали лицу Дитрих выражение скорбного и загадочного удивления. На смену имиджу невинного ангелочка пришел образ роковой женщины, страдающей от любви и заставляющей страдать других.
 На пять десятилетий актриса неутомимо воплощала новый образ не только на сцене, но и в жизни. Она ввела моду на брюки, которые шокировали чопорных англичан. Позже она одной из первый использовала новый сценический костюм – короткие шорты, высокие сапоги и вызывающий белый цилиндр. Но самым узнаваемым костюмом актрисы стало «оголяющее» платье, которое она носила под мантией из лебединых перьев. За счет искусных аппликаций из стразов, блесток, бисера, жемчуга на ткани телесного цвета создавался эффект тонущего в звездном сиянии обнаженного тела. В Голливуде Дитрих  снимается еще в шести фильмах Штернберга. Именно Штернбергу приписывают заслуги по созданию совершенного кинематографического женского образа Дитрих, который на протяжении многих лет не теряет своей притягательной силы.

Но Марлен Дитрих – это не просто звезда, умело раскрученная голливудскими продюсерами. Это прекрасная актриса, много работавшая над собой, это талантливая певица, это женщина, отказавшаяся в 1937 году от престола «королевы немецкой киноиндустрии», предложенного Геббельсом…
Личная жизнь. Дитрих и ее дочь
Необычная судьба Дитрих, связанная с искусством, политикой и сексом, вызывает интерес и споры и в наше время. Еще в  начале своей карьеры, снимаясь в одной из эпизодических ролей в «Трагедии любви», Марлен Дитрих начала встречаться с ассистентом режиссера Рудольфом Зибером.  В 1923 году они поженились. Собственно вместе они прожили всего пять лет, но формально оставались в браке  53 года до смерти Зибера в 1976 году.

Марлен пережила мужа  на 16 лет, повторно так и не вышла замуж.  Единственной дочерью Марлен Дитрих и помощника режиссёра Рудольфа Зибера  стала Мария Рив. Уже в раннем возрасте жизнь девочки полностью пoдчинялась расписанию её знаменитой матери. Когда Марии было пять  лет, они с Марлен переехали за океан. Здесь девочка большую часть времени сидела дома или проводила время на киностудии "Парамаунт". В возрасте девяти  лет Марии досталась небольшая роль в фильме "Алая императрица". Она играла Екатерину II в детстве, а Марлен — императрицу в зрелом возрасте. На этой роли и был создан миф Дитрих, по мнению искусствоведа Луи Базана, друга Дитрх: от простого к великому – путь актрисы.
Мария Рива бросила актёрскую карьеру и стала заниматься шоу своей матери. Мария Рива выпустила нашумевшую и неоднозначную биографию Марлен Дитрих. Она без прикрас делилась тем, как росла и взрослела в тени успеха Дитрих.Единственное, чего хотела маленькая Мария, — прогуляться по городу за руку с мамой, обнять её. Но даже наедине с семьёй, Марлен оставалась отстранённой. Просто так к ней "не подойти". И Марии приходилось смириться: её мама — особенная. Марии не разрешили посещать школу.  Актриса всегда хотела держать дочь при себе. Мало кто знает, что актриса страдала мизофобией - навязчивым страхом перед какой-либо грязью и из-за этого  стремление избежать соприкосновения с окружающими предметами. Дитрих не могла пользоваться туалетом, предварительно не обработав унитаз спиртом.По признанию дочери, Дитрих всегда играла какую-то роль. И даже материнство для неё было одной из ролей. Она жила играя, но при этом всегда находилась в гармонии с самой собой.
Марлен Дитрих часто меняла свой внешний вид. Она стала первой актрисой, сделавшей «подтяжку лица». А хирургическую ленту она всегда прикрывала волосами или париком. Она любила эпатажно одеваться и задавала тон в моде. То, что она осмеливалась появляться на сцене в мужской одежде, было поначалу очень непривычным.

Дитрих любила читать, и любимые писатели были для нее притягательными. Актриса часто говорила, что принципы и моральные ориентиры на всю жизнь она почерпнула в юности из книг И. В. Гете. Другой ее литературной любовью был поэт Р.М. Рильке. Последним писателем, который покорил читательскую душу Дитрих,  стал К.Паустовский. Ее восхитил его рассказ «Телеграмма». Долгое время актриса мечтала о знакомстве с ним, и ее желание исполнилось о время ее единственного концерта в Москве в 1964 году.

Могла вдохновить, править текст  и  Хемингуэю, и Ремарку. С последним Марлен впервые встретилась в Венеции в 1937-м, и это стало началом долгой, но непростой истории дружбы и любви. Их отношения Ремарк описал в романе «Триумфальная арка».  Одна из моих любимых книг, могу  перечитывать ее бесконечно. «Сердце сердца моего»,- писал Ремарк Дитрих. Писатель создал роман  в письмах, посвященный Дитрих, под названием «Скажи мне, что ты меня любишь».

Дитрих  и Жан Габен

Самой большой любовью ее жизни стал французский актер театра и кино Жан Габен (1904 – 1976) ) . Помните, он играл в детективах на пару с красавцем Ален Делоном и прекрасно дополнял его  спокойствием не такого уж и красивого, но притягательного  лица. Жан приехал покорять Голливуд, но самоуверенность и горячий нрав Габена, его грубые черты лица и хриплые нотки голоса, здесь не возымели своего действия.  Широко известный и любимый на родине, во Франции, Жан чувствовал себя чужим и ненужным на американской земле. В то время как Марлен приспосабливалась к любым условиям: ей нужны были деньги на содержание семьи.
Марлен давно обратила внимание на талантливого французского актера. Их встреча произошла в кафе «Парижская жизнь», куда летним вечером 1941 года Габен забрел в тоске по Франции, изменила ход жизни обоих актеров. Габену не помешал сидевший рядом с актрисой Хемингуэй, который был для Марлен больше, чем друг, не смутили отголоски ее бурного романа с Ремарком. сплетни, ходившие вокруг любившей шокировать публику Дитрих.На пороге  соего 40-летия Габен увидел женщину, которую тщетно искал в бывшей жене-стриптизерше и других женщинах. Дитрих тоже была в восторге от нового возлюбленного, позже она напишет в своих мемуарах: «Габен был супермужчиной, какого ищет каждая женщина. Он был совершенством».
Актеры поселились под солнцем Калифорнии, в съемном доме недалеко от Лос-Анджелеса. Дитрих устроила Жану настоящий уголок Франции. Когда актер отказался от американских блюд, Марлен надела элегантный фартук и вставала к плите. Она прекрасно готовила и с удовольствием баловала Габена французской кухней. С помощью Жана она усовершенствовала французский, актеры общались на родном языке Габена. Их не смущала разница в оценке прекрасного. Более утонченная натура, Дитрих любила ходить в театр и слушать оперу, читала и оценивала рукописи Хемингуэя — все это казалось Жану пустым времяпровождением, но это не меняло степени их любви друг к другу.

Проблемы начались позже, когда Габена  стало раздражать его «бесправное» положение при любимой женщине. Она не собиралась разводиться с мужем, с которым не жила вместе. Она по-своему любила мужа, и ее вполне устраивало такое положение вещей. Кроме того, она позволяла себе мелкие любовные вольности - Габен дико ревновал. Жан оставляет Марлен и свою карьеру в Голливуде и в апреле 1943 года вступает  в ряды армии Шарля де Голля. Его отправляют в Северную Африку, где во время войны шло жестокое противостояние фашистов и союзных войск. Вскоре за Жаном на войну последовала Марлен. Она не могла больше оставаться в пустом доме, где гулкие шаги и ребенок Габена под сердцем напоминали ей о любимом. Сделав аборт, Дитрих отправилась в Алжир. Она выступала с концертами в поддержку солдат союзных войск и вдохновляла их на победу. Марлен была рада внести свой вклад в победу союзников, но главной ее целью было найти Жана.
Он явно не ожидал ее увидеть здесь, среди клубов пыли, танков и взмыленных солдат, затаившихся перед атакой. Марлен все-таки нашла любимого, выпросила джип с водителем, который отвез ее в бронетанковую дивизию, и на глазах у всех бросилась в объятья Габена. Счастье длилось всего несколько минут, Жан был вынужден проститься с ней. В слезах она наблюдала, как он запрыгивает в люк своего танка, запоминала черты его лица...

 Это была их последняя встреча как влюбленных. Путешествуя вместе с войсками, Марлен подвергала себя опасности. В конце 40.ых годов она получила медаль Свободы (высшую награду американского военного министерства для гражданских лиц), а также была произведена в кавалеры и офицеры «ордена Почётного легиона». Всё это благодаря её многочисленным выступлениям перед американскими солдатами, а также публичным анти-нацистским речам. И Жан Габен был произведен в офицеры Ордена Почётного легиона.

После войны Жан снял квартиру в Париже, Марлен приехала к нему. Разногласия, терзавшие их до войны, усилились. Уставший от военной жизни, Габен мечтал об уютном гнездышке и заботливой жене. Марлен же металась в поисках средств к существованию, она не могла позволить себе остаться без денег и не хотела развода с мужем, ее верным  другом. Жан и Марлен сыграли главные роли во французском «Мартин Руманьяк»,  но фильм получил строгие оценки критиков. Марлен уехала в Голливуд. Через два года Габен женился на модели Доминик Фурнье и, наконец, обрел долгожданное семейное счастье и троих детей. 15 ноября 1976 года Жан Габен тихо скончался, забрав с собой, как утверждала Марлен, половину ее души.

Последние годы жизни

В 1953 году в Лас-Вегасе Марлен Дитрих начала выступать как певица и конферансье. На экране она появлялась все реже., чтобы не попадать под крупные планы кинокамер.  В 1960 году она приехала с гастролями в ФРГ. Ее концерт в Западном Берлине прошел с аншлагом. После песни "Ich hab noch einen Koffer in Berlin" ("У меня еще остался чемодан в Берлине") зал стоя аплодировал звезде. И первым поднялся Вилли Брандт (Willy Brandt) - тогда бургомистр Западного Берлина. В театре Марлен Дитрих проработала до 1975 года.
Когда актриса упала на сцене и получила сложный перелом бедра,  с карьерой было покончено.  Больная и постаревшая, заперлась в своей парижской квартире неподалеку от набережной Сены и  оставалась там до самой смерти, желая остаться в памяти поклонников той незабвенной Звездой, которую она так умело играла. Все эти годы на стене ее комнаты висел портрет ее идеального мужчины Жана Габена. Она перестала приглашать к себе даже самых близких людей, поддерживая связь с внешним миром лишь по телефону. Не появлялась на публике и запрещала себя фотографировать. Только в 1984 году она согласилась записать свой голос для документального фильма «Марлен».6 мая 1992 года Марлен Дитрих умерла в возрасте 90 лет в окружении... фотографий своих друзей.Марлен.  Ее гроб был накрыт тремя флагами: Франции, США и Германии. Похоронили актрису в Шенеберге рядом с матерью. Дитрих была похоронена 16 мая 1992 года, десять дней после смерти, на городском кладбище Фриденау,  на стыке двух берлинских районов: Темпельхоф и Шёнеберг. Ее похоронили в брючном костюме, как и было оговорено в завещании.

Память

В Берлине была открыта площадь имени Марлен Дитрих (1997 год) . Также и в Париже была открыта площадь имени Марлен Дитрих (2003). В 2000 году в Берлинском музее кино (Museum f;r Film und Fernsehen) была открыта постоянная экспозиция предметов коллекции Марлен Дитрих. Сегодня в Музее хранятся ее сценические костюмы и повседневные наряды. В 2008 году в Берлине на доме Леберштрассе 65, в котором родилась Марлен Дитрих, была установлена официальная мемориальная доска и т.д. На «Бульваре звёзд» в Берлине была открыта звезда Марлен Дитрих, а также на голливудской «Аллее славы» под номером 6400 можно найти звезду этой потрясающей женщины. В честь Марлен Дитрих назван астероид (1010) Марлен, открытый в 1923 году немецким астрономом Карлом Рейнмутом. И фильмография актрисы, альбомы, сборники. Марлен Дитрих прожила долгую, интересную и наполненную любовью жизнь. Была и остаётся любимой миллионами поклонников.

Фото М.Дитрих. Википедия