Куда впадает река Волга

Александр Мой Брат
               

      Эта история произошла с девочкой Ниной, когда ей было пять лет с небольшим хвостиком. Её мама Валентина Михайловна работала учительницей младших классов в деревенской школе, а так как она была единственной учительницей на всю деревню, то и ученики в её классе, соответственно, были совершенно разных возрастов. Здесь были ребята, начиная от первого класса и до четвёртого…
      Временно их семья жила в том же самом доме, в котором находилась сельская школа, на самом, что ни на есть, крайнем краю деревни. Просто здание было разделено пополам, и входы были разные. Одну половину дома занимала семья девочки Нины – это мама Валентина Михайловна, папа Николай Николаевич и сама Нина с её любимым котом Петрушей, который мышей, пойманных где-то в лесу (так как лес находился прямо за забором участка), почему-то приносил домой и аккуратно складывал на ступеньках крыльца. Наверное, делился добычей с хозяевами. Другого хозяйства у них пока не было, это только пото-о-ом (вроде как на следующий год) папа решил заняться разведением кроликов, ох и хлопотное это оказалось дело-о-о. Но история эта вообще не про кроликов, а про то… Вот про это самое «про то…» я и хочу вам поведать.
      Просыпаться по утрам девочке Нине приходилось вместе с мамой и папой р-а-а-аненько. По специальности Николай Николаевич был портным, и в деревне (да, похоже, и не только в деревне, а и по всему району) среди немногочисленных портных он был на хорошем счету, значит, и заказов у него было достаточно. А в народе как говорят – кто раньше встаёт, тому Бог и подаёт, вот и приходилось ему трудиться с раннего утра до позднего вечера. Мама, как это было сказано ранее, преподавала в школе, и их малолетняя дочь Нина, волей судьбы (дабы не мешать работать папе), «трудилась», так сказать, вместе с мамой, ходила с ней на уроки в школу. Хорошо, что ходить далеко не надо, вышла себе из сеней, обошла дом - и вот вам, пожалуйста, с другой стороны дома мамина школа, красота, да и только. Главное, что на переменке (если конечно мама позволяла) можно было сбегать домой, проведать кота Петрушу и с серьёзным видом поинтересоваться у папы – как идут дела, сегодня–то он с работой справится и много ли ещё заказов предполагается на неделе?
        Папа её таким посещениям всегда был очень рад и с таким же серьёзным видом отвечал, что заказов нынче хватает, хотелось бы с этим справиться, а то-о-о… Но это самое «а то-о-о…» нашей Нине было не понять, да и надо ли… Для неё было счастьем увидеть папу, поцеловать его в не всегда бритую щеку, а если очень повезёт, то и потискать Петрушу, и снова убежать в школу, ведь переменка такая короткая, а учительница-то стро-о-огая…
     Звонок прозвенел. Ученики спешно стали занимать свои места в классе. На этом уроке  почему-то  место на последней парте (оно негласно числилось за Ниной) оказалось занятым. Это только потом стало понятно почему - у старшего класса должна быть география… Нина села на вторую парту в первом ряду, рядом с большой в полстены картой Советского Союза и стала с интересом наблюдать процесс распределения заданий. А ведь в классе были ученики, начиная от первоклашек и до выпускного четвёртого, а значит, и задания были у всех совершенно разные. Последними были четвероклашки - у них был урок географии Советского Союза по теме: реки, озера и моря государства. Задание (по сути своей) было не очень сложное – истоки рек, их название, куда они впадают, озёра и моря, если таковые были, и всё-ё-ё…
      « - Та-а-а-ак, к доске пойдёт, - Валентина Михайловна бросила взгляд на последние ряды (там почему-то собрался весь старший класс), - К доске пойдё-ё-ёт… А вот послушаем-ка мы сегодня Давыдова Мишу. Возьми указку, иди к карте и покажи нам реку Волгу. Откуда она вытекает, где протекает и, главное, куда же она, родимая, несёт свои полные воды, и впадает ли она куда, или теряет свои воды на бескрайних равнинах государства?!»
      Меньше всего Миша ожидал, что вызовут его. На прошлом уроке он уже был у карты, пытался найти озеро Байкал, и, надо сказать, безуспешно. В результате оценка двойка, но ведь это все-таки оценка, а не пустая клеточка в классном журнале, и на тебе, опять надо идти... С указкой в руке он в растерянности стоял у карты и с надеждой смотрел на класс, авось кто подскажет. Но подсказки, сказанные шёпотом с задних рядов: «Миха-а, да вон же она, чуть леве-е-е, ну куда ты смотришь, а теперь правее-е-е?!», - ещё больше сбивали его с толку. Он в растерянности водил ненавистной деревянной указкой по карте, пытаясь наугад попасть в нужное место, а в глазах уже появилась непонятная пелена (это явно от обиды и слёз), но всё было не туда и не так.
      То, что произошло дальше, было неожиданностью для всего класса и в особенности для учительницы. Как я и говорил ранее, свободное место для Нины оказалось рядом с картой, и ей всю эту картину с учеником Мишей у карты пришлось наблюдать, можно сказать, как на авансцене в театре. Уже в этом возрасте (конечно, благодаря маме-учительнице) она очень даже неплохо разбиралась в карте Советского Союза, да и не только нашего государства, и для неё показать реку Волгу казалось - уж чего проще-то. Терпение её явно закончилось, и она, забравшись с ногами на сиденье парты, отобрала из рук ученика Миши указку и громко произнесла: «Ты что, совсем ничего не знаешь? Вот же река Волга, вот она! Отсюда она вытекает и вот так течёт. А впадает она вот здесь в Каспийское море», - и Нина, проведя указкой весь путь реки по суше, кругом обвела место впадения Волги в море так, как это сделала бы учительница Валентина Михайловна. Затем молча сунула указку в руку мальчика, лицо которого мгновенно стало красным, и с чувством выполненного долга чинно опустилась на сидение парты.
      В классе среди учеников наступила полная тишина, только было слышно, как за чугунной дверцей в печке, то ли от только что услышанного, то ли ещё от чего, весело (будто хихикая над ситуацией) потрескивали сыроватые берёзовые паленья…
      Вот такая истории случилось с пятилетней девочкой Ниной, мама которой была обыкновенной деревенской учительницей.