Девушки-цветы Марселя Пруста

Лота Кафка
(из литературного дневника)

#
Роман  Марселя Пруста «Под сенью девушек в цвету», со слов критиков,  имеет очень
поэтичное и насквозь литературное название, оно трактуется так: ''девушки в цвету'' –
это  ''девушки-цветы'', которые танцуют вокруг добродетельного Парсифаля в одноимённой
опере Вагнера, чтобы воспрепятствовать его пути к неведомому Граалю. По мере развития
повествования неизбежно приходит понимание того, что красота не есть что-то абсолютное
и вневременное… Пруст думает о том, что воспитание героя неразрывно связано с познанием
литературы, живописи и музыкм, видя неуловимое превосходство двух последних над
литературой, которая вольно или невольно навязывает определённые модели мышления
и поведения. Писатель в образе постигающего скрытые смыслы жизни литературного героя
и на своём собственном опыте преодолевает ностальгию по «Прекрасной Эпохе», канувшей
в Лету, при этом обретая истинное Время искусства. Что и говорить,  творческая элита первой
четверти двадцатого столетия только этим и занималась – ностальгией об отнятом и даже
пассивно потерянном рае, куда нет возврата… Порою «Поиски утраченного времени»
пересекаются с поисками утраченной возлюбленной.  Таким образом, эпизод ''девушек в цвету''
представляет собой прелюдию к истории любви.

#
Книга «Под сенью девушек в цвету» вышла в свет в ноябре 1918 года, не вызвав живого
внимания критики. Первая мировая война во многом воспрепятствовала планам писателя.
Однако ровно через год, в ноябре девятнадцатого,  Марсель Пруст выдвинул свою кандидатуру
на Гонкуровскую премию – и уже через месяц этого же года названная литературная премия
была ему вручена. Роману «Под сенью девушек в цвету» отдано на шесть голосов больше,
чем антивоенному роману  Ролана Доржелеса «Деревянные кресты».  Тогдашняя читающая
публика устала от войны и неустойчивого быта в таком же шатком мире.  В начале прустовской
книги есть слова, объясняющие многое: «…когда мы надеемся получить впечатление от природы
или от икусства в чаянии какого-то изумительного открытия, мы не без колебаний отдаём свою
душу для менее сильных впечатлений, которые могут  дать неверное представление об истинно
Прекрасном». Надо заметить, что жизнь Пруста не была обременена  большим количеством
событий внешнего плана. Тем не менее они влияли на формирование его художественной
системы. Никуда не деться от неоспоримой очевидности: произведение Пруста имеет очень 
личный характер и построено на его неповторимом жизненном опыте. Творческие и духовные
искания  ''под сенью девушек в цвету''  знакомы и сегодняшним авторам, утратившим время…

(использована специальная литература)
________________________________________

6 декабря 2021 года