Отшельники Красоты

Светлана Шакула
          о фильме «Под Северным небом» студии имени Дворжецкого

   Если люди хотят отдохнуть от городской жизни, они уезжают в сельскую местность, а если зрители хотят насладиться настоящим киноискусством, они смотрят фильмы студии Дворжецкого. Потому что только в этих фильмах можно увидеть первозданность, созданную Всевышним, и не только увидеть, но и услышать душой, почувствовать всем своим сердцем.
   
   Фильм «Под Северным небом» снят в Архангельской области, но отражены в нём явления, понятные всем жителям Земли – закаты и восходы солнца, быстрые и медленные речки, магические туманы, путешественники-рыбаки, железные дороги, деревянные храмы. И всё это показано в фильме ТАК, словно ты погружаешься в эпическую реальность Северного края второй половины 90-х годов.

   Конечно, во все времена и во всех странах были материальные и физические жизненные трудности, но человечество всегда находило время для отдыха, а авторы фильма не просто отдыхают, но и говорят СВОЁ слово о человеческих судьбах, об экологии Северного края, о том, что чистота природы омывает не только голову, но и душу, что первозданная природа учит людей любви и мудрости…

   Очень символической представляется мне сцена, где герой пытается закрыть речной родник небольшой плиткой из камня – вода всё равно прорывается и отбрасывает камень. Эта сила воды – своеобразный символ природы, которая, хоть и изменённая человеком, всё равно прорвётся – об этом свидетельствует сегодняшняя ситуация с эпидемией. Символическим является и эпизод с насекомыми в палатке – как образ людей, стремящихся только к наживе, а значит, отравляющих себе душу.

   Глубоким философским символом являются также и платформы поезда, предназначенные для перевозки срубленного леса. Эти платформы пустые не потому, что ещё не заполнены варварски уничтожаемым лесом, и не потому, что стоит экономика и у людей нет зарплаты, они – свидетельство духовной пустоты, потому что возрождать экономику без возрождения нравственности – это путь неверный, и ведёт он в никуда. Именно поэтому так привлекательны небольшие деревянные храмы – их своеобразная архитектура и возвышенность.

   Потрясающими по своей неземной красоте являются и эпизоды с цветами и листьями лотоса, поэтому язык не поворачивается назвать их словом «кувшинки». Да, эти белоснежные звёзды, зажигающиеся в северной воде и очищающие её своим присутствием, называются кувшинками, но по своей красоте они не уступают далёким южным собратьям – тропическим лотосам.

   В конце фильма путешественники плывут по туманному озеру, превращая в РЕАЛЬНОСТЬ картину Моне «Восход солнца», а самих себя – в монахов-отшельников из картин Нестерова, но… фильм студии Дворжецкого по своему совершенству ничем не уступает мировым шедеврам живописи, просто эту картину пока ещё не увидело такое же количество восхищённых и поражённых зрителей!..
   А когда увидят, то очень удивятся, КАК студийцы, такими малыми средствами (почти на собственном энтузиазме), смогли создать Величайший Шедевр Киноискусства.