История одной фотографии

Леонид Глаголев
Однажды в поездке по Московской области по служебным делам со мной приключился вроде бы обыденный случай. Я – инженер-строитель, эксперт по части обследования зданий и сооружений, и работа призвала меня на обследование коттеджа, проверить состояние несущих и ограждающих конструкций, фундаментов, стен, перекрытий, крыши. Подлежали проверке и коммуникации. Провозившись с приборами и намеряв не один десяток нарушений, я заторопился в офис, в Москву. Надо было ещё подготовить отчёт, обработать фотографии, дать пояснения к каждой из них, прописать нарушенные нормативы и рекомендации, как исправлять, разработать смету на исправление.
   Собрав инструментарий, я выехал на своём автомобиле уже к вечеру. Дорога пролегала через деревни и дачные посёлки, заканчивался один – начинался другой; плотная застройка в ближнем Подмосковье – вещь обычная. Проехав несколько таких селений, я остановился на окраине одного из них. Мне показалось, что если ограничить кусок дороги рамкой фотографии, то получится неплохое пейзажное фото, а так как я ещё в студенчестве интересовался выбором композиции в художественной фотографии, то никогда не пропускал подобных сюжетов, и фотоаппарат у меня с собой всегда был наготове.
   Но на этот раз мой верный «Кэнон» был разряжен, и пришлось воспользоваться смартфоном. Я сделал четыре снимка, и впоследствии выложил их на полотно творческого сайта «Калт энд арт» (или Cult-and-Art.net). Камерный такой сайт, где активных участников было человек 150-200, и мне довелось быть среди них, выкладывать понравившиеся фото, стихи и прозу. С той поры прошло несколько лет, из-за недостатков финансирования сайт закрылся, но я частенько с теплотой вспоминаю наши творческие баталии, конкурсы, удачные фото коллег, наши посиделки в библиотеках и фойе театров и выезды на природу к архитектурным памятникам.
   Прошло, наверное, недели четыре, и одна из активнейших участниц сайта выложила моё фото, но значительно обрезанное по краям, и свой комментарий по этому поводу.
   Оказалось, что в сплетениях поникших ветвей берёз ей удалось рассмотреть контуры величественного храма, как бы приподнятого над закатной багрово-алой широкой полосой. На размещённом здесь фото красным овалом я выделил эту часть.
   И я до сих пор не могу осознать, как такое произошло, почему именно в тот момент, двадцать девятого января две тысячи семнадцатого года в пятнадцать часов пятьдесят три минуты пятьдесят пять секунд мой встроенный фотоаппарат смартфона сумел зафиксировать это явление?
   Если бы такое случилось минутой раньше, или минутой позже… Да, а секунды? И секундное время определило, быть или не быть видению храма в электронном хранилище современного аппарата, и получился бы обычный тривиальный снимок, ветерок спутал бы ветви берёз… И всё.
   И ведь Это надо было рассмотреть чужому человеку (меня минуло это видение, фото да фото, вглядываться пристально, детально, что-то сопоставлять мне не пришлось), и сообщить всему творческому сообществу о сделанном открытии!
   Почему одним дано запечатлеть такой момент без всякого позыва, интуитивно, что ли, а другому человеку творчески рассмотреть, увидеть главное?
   До сих пор ответа я так и не нашёл, и, наверное, не найду. Могу лишь поблагодарить эту женщину, как и всех пытливых умом и чувством, способных искать и открывать необычное в чужих творениях…

                05.12.2021.