Время выбрало нас

Петр Панасейко
             

               В юбилейный год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции я перешёл из третьего в четвёртый класс. Тогда жива была ещё моя прабабушка Марина, родившаяся и вышедшая замуж в девятнадцатом веке. Помню, я всё допытывался у неё, как это – жить на смене двух исторических эпох. На что она мне отвечала: «Не доведи Господь!» И добавляла каждый раз: «Тебе, правнучек, повезло, ты никогда не испытаешь того, что испытали мы с твоим прадедушкой Саввой». Как же она ошиблась…
                Тогда время выбрало их, а спустя десятилетия время
выбрало уже их правнуков. Тысяча девятьсот семнадцатый и тысяча девятьсот девяносто первый годы. Что между ними общего? Это, конечно же, смена общественного строя в стране. А точнее, зарождение и ликвидация социализма. Различие состоит в методах: насильственный и мирный. Хотя в последнем случае граждане в «лихие 90-е» испытали тоже довольно большой шок.
                И вот с 1991 года меня не покидает философский вопрос:
почему время на этот раз выбрало моё поколение? Ведь мы родились спустя десятилетие после самой страшной в истории человечества войны, жили в советской стране, где было бесплатным образование, медицина, цены в магазине не шокировали своими «нолями». Жили и радовались прожитому дню благодаря беспримерному подвигу советских солдат и офицеров, живых и павших, отстоявших в смертельной битве с фашизмом право на счастливую жизнь.
               Благодаря Советской власти я успешно окончил среднюю школу, отслужил положенные два года в Советской Армии, после неё поступил и не менее успешно окончил юридический факультет единственного на тот момент (1985 год) государственного университета в области. После школы без проблем, по направлению райисполкома (как несовершеннолетний), поступил работать на Волжский автомобильный  завод (1974 год). По окончании университета перевёлся
там же кадровиком и спокойно работал до 1992 года. Именно этот год считается официально переходом России от социалистического строя к капиталистическому.
                Вот тут-то всё и началось. Практически в первый капиталистический год мы ощутили на себе «все прелести» нового для нас строя. Дальше – больше.
«Трясти» в буквальном смысле слова начало не только одно из производств автозавода, где я уже работал ведущим кадровиком, но и предприятия в целом по стране. Многие стали закрываться. Точной статистики, сколько их закрылось
в первое капиталистическое десятилетие при первом президенте России, я не видел, но, думаю, предостаточно. С приходом двадцать первого века ситуация немного стала меняться, но, к сожалению, «дикий капитализм» девяностых годов нанёс такой урон, что до сих пор мы ощущаем его на себе. Чего стоит только повышение пенсионного возраста граждан России! К счастью, его я избежал. Но не избежал
в 2014 году сокращения на предприятии и отправки на досрочную (за два года) пенсию. Хотя мог бы ещё работать не один год.
                И ещё. Разве думал я, поступая в 1974 году на Волжский
автозавод, что когда-либо он окажется в руках иностранцев?! Но это случилось не во сне, а наяву. Несколько лет уже на АВТОВАЗе и президент его, и председатель Совета директоров – представители фирмы «РЕНО-НИССАН».
                Увы, чтобы пережить всё это, ВРЕМЯ и выбрало нас, моё
поколение! Почему? Интересно было бы узнать ответ на этот
вопрос.

05.12. 2021 г.