Творческая коллекция актёра Лаптева

Ольга Гунина-Владимирская
ОТКУДА.

Он сидит на подоконнике трёхлетний, малоповоротливый, неходящий мальчик, и пристально всматривается в улицу. По ней медленно идёт старая женщина в большом цветном платке, завязанном высоко на голове. Его мама тоже носит платок, только маленький и тёмный, и всё равно она самая красивая. Входит в комнату старший брат, улыбается, машет ему рукой. И тут Вова, взглянув в окно, громко кричит; «Хлеп, хлеп, хлеп…»  Мама вбегает в комнатку, всматривается в окно, видит большую грузовую машину, расстроенно отвечает: «Это не хлеб. Это просто большая машина. Хлеб возят в маленьком фургоне». Володя кивает головой и снова смотрит в окно…Шёл четвёртый год после окончания войны. Наверное, ребёнку мечталось, чтобы привёз большой фургон много хлеба, чтобы кушать его, сколько хочется.
Так вспоминает заслуженный артист Эстонии, заслуженный работник культуры России Владимир Георгиевич Лаптев в свои 75 лет, живя сейчас в древнем русском городе Владимире.
 
Актёр Лаптев начался давно в далёкой послевоенной Сибири, в Хакассии. Родители его числились техническим персоналом в исправительном учреждении. Там сидели и уголовники, и политические, и среди заключенных были артисты. Он помнит лагерный театр, со сценой, декорациями, актеров в костюмах. Новый мир, создающийся на глазах у всех, на небольшом помосте. Эти новые миры жили пару часов  и потом исчезали куда-то. В его воображении дорисовывались и дописывались спектакли, раскрашивались костюмы, появлялись новые характеры.
 Он до сих пор помнит спектакль о шпионах! Сколько в нем было загадок! Так неожиданно и лихо там все было закручено, что хотелось смотреть его снова и снова!

  Владимир Георгиевич чуствует, что его наблюдательность сложилась в раннем детстве из-за болезни, не позволяющей ходить.  Всматриваясь в малоподвижный мир вокруг: открывал мельчайшие детали и особенности стен квартиры, запыленного с улицы окна. Проходящие в национальных одеждах мужчины и женщины удивляли своими широкими штанами, высокими шапками и цветными шалями. Доносились голоса на разных языках, и он все их понимал. Научился не только узнавать хлебный фургончик, а даже слышать приближающийся его шуршащий звук.
Помнит только маму, а вот отца он увидел в начале 60-х, который оставил их сразу после рождения Вовы и ушёл от них к другой женщине. Старший брат настойчиво писал во все инстанции и нашел отца: тот был майор внутренней службы.

КУДА.

 Закончил семь классов поселковой школы и поехал поступать в.педагогическое училище, решил стать учителем. С учёбой было несложно.  Вова играл в кружке самодеятельности так увлеченно и талантливо, что директор педучилища после окончания училища поехал в районо и сделал ему открепление от обязательной работы в сельской школе.
Появилась возможность поступить в институт искусств во Владивостоке. Хотел стать актером. И был принят и учился бы, да не сложилось: споткнулся о свой взрывной темперамент, веселый и шаловливый характер. В первые дни учёбы на актёрском факультете делали много этюдов, работали над речью. И педагогу чем-то мешал молодой и задиристый студент Лаптев. Однажды надо было произнести одну и ту же фразу множество раз. И на 34-ый раз Володя крикнул: «Ну, до каких пор это будет длиться?» Педагог выгнала его с урока навсегда. Молча забрал документы, проучившись всего две недели, и поехал домой в Усть- Абакан. В дорогу купил пару и газет и сразу же увидел объявление о доборе на режиссерское отделение в институте искусств Улан-Удэ. И его взяли! Вопросов он педагогам здесь уже не задавал.

Успешно закончил учебу, поставил три дипломных работы вместо одного,  и затем служил в армии в Театре Краснознамённого Черноморского флота...

  Владимир очень рано понял свои желания: хотелось играть в театре и кино, ставить спектакли и учить молодых актёров. Только одно другое не должно заслонять.

Театры в его судьбе были разные, а особенным стал Государственный Русский драматический театр в столице Эстонии городе Таллинне. Режиссёр Владимир Лаптев ставил спектакли с молодыми актёрами и понимал, что с ними надо много работать над речью. Стали искать логопеда и пригласили молодого специалиста Полину. И их совместная работа привела к семейной жизни! Долгой, счастливой, насыщенной, с любовью и поддержкой друг друга во всём.

Жизнь в Таллине в 80-е годы была европейская, творчески насыщенная, но все же ближе к 90-м многое стало расползаться, рваться, меняться…Время разрушало отношения между людьми, из прошлого выходили нерешённые довоенные и военные проблемы, возник национальный вопрос в разваливающемся СССР.

РАДИ ЧЕГО.

Они уезжали из Таллина ради единственного своего сына Владимира. Увозили, чтобы сохранить его и себя, свою культуру, язык. Хотели дать хорошее образование, такое какое получили сами. И им это удалось.

Владимир Владимирович Лаптев стал юристом. И работает главным юрисконсультом компании Art Pictures Studio Фёдора Бондарчука, лидера отечественного кинопроизводства.

 О себе говорит: «Более 18 лет в кинопроизводстве. Общий стаж по профессии более 20 лет. Мне в какой-то мере повезло, потому что не смотря на «редкость» (в больших кавычках) профессии, я всегда работал по специальности и большую часть моего трудового стажа составляет работа в кино и телепроизводственной отрасли, которая с одной стороны «узка» и «компактна» (по количеству задействованных в ней людей и в какой-то мере ресурсов, в первую очередь финансовых), а с другой стороны очень «широка» по кругу решаемых задач (с которыми приходится сталкиваться юристу в своей работе): производство, дистрибуция (в том числе международная), корпоративные задачи, судебно-претензионная работа» .

Родители  счастливы его успехами и семьей, двумя веселыми сыновьями, своими ненаглядными внуками! Иногда отец и сын встречаются в павильоне «Мосфильма», где находится рабочий кабинет Лаптева-младшего. Так было в 2019 году, когда Лаптев-старший участвовал в Шоу «Голос 60+» Первого канала и стал его финалистом!
В Москве Владимир Георгиевич играл в театре «Луны», ставил спектакли, обучал молодых актеров. Много снимался в кино: около 200 фильмов сейчас в его кино-биографии. Зрители узнают на улицах, в ресторанах и, конечно, же в театре.  По всей стране любят его Палочку, учителя русского языка, из фильма «Кадетсво». Всякий раз на театральных гастролях и фестивалях поклонники благодарят за этот фильм. Владимир Георгиевич продолжает общаться с юными исполнителями из этого фильма, правда, они уже выросли и многие пошли в актеры.

Во Владимирском театре окончательно осел в 2015 году.
Он снимается в кино между премьерами и спектаклями во Владимирском академическом театре драмы, между репетициями и спектаклями в студии «Гагарин», потому что кино любит больше всего. Крупный план, взгляд, малейшая мимика, голос, пауза – они у него особенные, и поэтому любимы зрителями.

Театр –это его планета со множеством троп, вершин, дорог и подъёмов. Актёр Владимир Лаптев - дарования яркого и обширного, диапазона - от героя до комика.
Есть во Владимире–спектакли - глыбы, как «Любовь под вязами», где драматургия сталкивает главного героя в возрасте 70 лет со своим младшим сыном 20 лет. Уникальная возможность для зрителя увидеть этот спектакль и насладиться борьбой двух мужчин за одну женщину! Пластическое исполнение Владимиром Георгиевичем противоборства с молодым актером Иваном Антоновым доказывает все ту же силу его темперамента, какая осталась с молодости.

Воланд в исполнении актера Лаптева в «Мастере и Маргарите» отвратительно обаятелен, жестко ведет свой торг с жизнью и смертью…
В недавней премьера «По ту сторону Дона» дед Щукарь - не только изворотливый прощелыга. Появляясь на сцене, робко и незаметно, он все же берёт на себя активное зрительское внимание. Его второстепенный персонаж активно проживает все перипитии гражданской вражды и вносит в спектакль долю иронии и юмора.

К КОМУ

Год своего 75-летия стал для Владимира Георгиевича, его семьи и друзей трагическим – умерла Полина, его любимая, жена, друг… Он глубоко страдает, мужественно, закрыто, немногословно…Продолжает много работать. И каждый вечер читает дневники Полины, которые она писала последние двадцать лет. И перечитывает сотни её писем к нему, за десятки лет написанные.

  Он их сортирует, раскладывает, не осознавая до конца –зачем? Чуть  позже обязательно решит, что с этим сделать, чтобы её слова любви были услышаны и нами. Он придумает какой-то перформанс или спектакль, чтобы мы снова были все вместе, вопреки пандемии…Были бы все вместе ради жизни, искусства и любви!
 «Я стою на четырёх лапах: театре, кино, режиссуре и педагогике», - объясняет заслуженный артист Эстонии, заслуженный работник культуры Российской Федерации Владимир Георгиевич Лаптев. И это даёт ему творческие возможности играть, созидать, творить и воспитывать новые поколения любителей театрального искусства.
 
В его творческой коллекции - роли в театральных постановках и кинофильмах, режиссёрские работы на сцене Владимирского академического театра и любительской студии «Гагарин», педагогические достижения. И всё это обогрето его сердцем и душой, талантом и любовью.

Знаем, что его таланта хватит на всё и всех, и пожелаем Владимиру Георгиевичу крепкого здоровья!

Будь здрав!